Правовое государство: понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Содержание работы

Введение …………...…………………………………….................................…..3

1. Правовое государство: понятие и основы ………...................................……5

2. Признаки правового государства ..................................................................7
2.1. Верховенство закона ...............................................................................9
2.2. Разделение властей ..................................................................................11
2.3. Конституционный суд .............................................................................14

Заключение ...........................................................................................................16

Список использованных источников ..…...….…………………….…………17

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Негосударственное Образовательное учреждение

Высшего Профессионального  Образования

« Институт Управления»

Г.Архангельск

Волгоградский филиал


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Права»

 

Тема: «Правовое государство: понятие и признаки»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Гр. ЭС-3-12

Курскова  Ю.В.

 

 

 

Проверил  преподаватель:

Цыцылина  Т.Л.

 

 

 

 

 

Волгоград 2013 г.  

Содержание:

 

Введение  …………...…………………………………….................................…..3

 

1. Правовое государство: понятие и основы  ………...................................……5

 

2. Признаки правового государства     ..................................................................7

2.1. Верховенство закона     ...............................................................................9

2.2. Разделение властей  ..................................................................................11

2.3. Конституционный суд  .............................................................................14

 

Заключение  ...........................................................................................................16

 

Список использованных источников    ..…...….…………………….…………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   

    Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права -  составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как  и государство, принадлежит к  числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. 

Пытаясь понять, что такое право  и какова его роль в жизни общества, еще  римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним  каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется  в нескольких смыслах. Во-первых, право  означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право –  это то, что «полезно всем или  многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства  у людей, естественно, менялось и  представление о праве. Появилось  множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные  основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и  в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о  понятии права, ровно, как и о  соотношении государства и права, права и закона имели место  не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии  и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода  и два разных определения права.

Один  из этих  подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную  связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

При таком  подходе право полностью или  почти полностью отождествляется  с законом, а точнее – с нормативно-правовыми  актами, исходящими от государства  и обеспечиваемыми государством.

Другой  подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как  первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается  как «претендующий на всеобщность  и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного  устройства человеческого общежития  путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды».

При таком  подходе  к праву последнее  не отождествляется  с законом  и подзаконными актами. Закон считается  правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается  одна из главных причин того, что  данный подход, несмотря на свою явную  привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят  из того, что  право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно  издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к  нарушителю применяются различные  меры государственного воздействия.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство  издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет  принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство  путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных  лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок  деятельности и взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое государство: понятие  и основы

Правовое  государство - термин, появившийся у  нас в стране достаточно недавно. В этом нет ничего удивительного  т.к. смысл его в том, что государство  должно подчиняться праву, что фактически означает преобладание общечеловеческих ценностей над классовыми.  А в госу-дарстве «победившего пролетариата» создатели, основатели и идеологи которого определяли право как явление вторичное по отношению к государству, как возведенную в закон волю господствующего класса - пролетариата подавлять сопротивление буржуазии, об этом не могло быть и речи. После победы революции, полагали Маркс, Энгельс, Ленин право, как типичный продукт буржуазного общества, будет постепенно отмирать. Концепция диктатуры пролетариата предполагала неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией.

Однако  уже впервые послеоктябрьские дни  и недели Ленин стал говорить о  необходимости соблюдения законности. Другое дело, что это была уже так называемая социалистическая законность, которая, якобы, воплощала в себе волю рабочего класса, всех трудящихся, всего народа, а фактически выражала интересы партийно-государственного руководства. Сложившаяся общественно-экономическая и политическая ситуация в стране привела руководство к необходимости создания определенных правовых гарантий для граждан в их взаимоотношениях между собой и с органами власти и управления с целью упорядочивания общественной жизни. 18 ноября 1917 года Ленин выступил в «Правде» против открытого и ничем не связанного террора. Он одобрил постановление ВЦИК об отмене приказа №1 М.А.Муравьева (главнокомандующего по обороне Петрограда), предусматривающего расправу без суда. В 1918 году была принята первая советская Конституция. В начале 20-х годов начинают действовать первые кодексы законов. Повышается роль суда и адвокатуры, сужается сфера государственного принуждения. Принцип единой законности был провозглашен как основополагающий. Но уже с конца 20-х годов начался отказ от научной теории ленинского курса строительства социализма, отход являющийся, по сути, контрреволюционным.

Практическую  реализацию этой контрреволюционной политики осуществил Сталин. Те деформации социализма, которые связаны с его именем, свели на нет основы социалистического  правового государства, возведенные  В.И.Лениным.

Возврат к идее правового государства  произошел после ХХ съезда партии, когда состоялся принципиальный разрыв с беззакониями сталинизма, началась социалистическая законность, стала проводиться широкая реабилитация невинно осужденных, были упразднены органы внесудебной репрессии, отменен  упрощенный по сути, инквизиционный, порядок  рассмотрения дел о, так называемых, контрреволюционных выступлениях. Были открыты новые возможности в  советском государственно-правовом строительстве. Но реализации этих возможностей препятствовали обстановка и условия времени застоя, когда прежняя политическая система руководства обществом все сильнее обнаруживала свою несостоятельность и непригодность, а новая не создавалась.

Еще в 70-е  годы в нашей юридической науке  и литературе стала обсуждаться, правда весьма робко, проблема советского правового государства как направления развития и правового оформления общенародного государства. Разработка этой темы в условиях перестройки получила не только теоретическое, но и практическое значение, особенно после решений Х1Х конференции КПСС о формировании социалистического государства.

Забыты, прежние, казалось, незыблемые установки  о приоритете государства в политической сфере, о недопустимости ставить  право над государством. Стало  очевидным, что наше общество не покончит с ужасами сталинского тоталитаризма, если не пойдет по пути воссоздания  справедливого гражданского общества и реализации заложенных в нем  ценностей.

Принятие  нашим обществом формулы правового  государства означает переворот  в представлении о соотношении  государства и права. Правовое государство  предполагает, в первую очередь, господство права над государством. Кроме  этого - верховенство закона во всех областях общественной жизни, разделение властей, плюрализм мнений, гласность, высокая  роль суда (вт.ч. конституционного), взаимная ответственность гражданина и государства.

Лишь  при наличии и широком развитии всех вышеназванных признаков, можно  с уверенностью говорить о создании правового государства.

 

 Господство права предполагает сочетание двух аспектов:

1.институционно-правового  (в форме правовой организации системы государственной власти)

2.нормативно-правового  (в виде верховенства правового закона)

 

При этом необходимо учитывать то, что правовая законность и правовая организация  должны быть таковыми не только, по названию, но и по содержанию. И здесь наиболее уместно одно из определений права  по Р.З.Лившицу как «нормативно  закрепленной и реализованной справедливости». Иначе закон и законность могут  выродиться во вспомогательные средства организации, поддержания и оправдания анти правовых порядков.

Взаимосвязи между правом и государством очень  сложны. С одной стороны, основной путь объективизации права проходит через закон - государственный акт. Одновременно государство через  систему органов - судебных, следственных и других - обеспечивает фактическую  реализацию правовых установлений. Причем, понятно, что таким путем государство  стремиться воплотить в жизнь свою волю, политические интересы, которые имеют классовое содержание. Проводя строгие различия между правом и законом, надо видеть, что первое как самобытный феномен, отличающийся значительной социальной силой и самостоятельной ценностью, обретает свои свойства особого институционного образования посредством государственно-правовых актов, т.е. того, что именуется источником права или формой права.

Тот факт, что право существует и развивается  в известном противоборстве с  государством, с достаточной полнотой и наглядностью обнаруживает себя при  демократическом решении. Право  как явление цивилизации и  культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии  с принципами демократии ограничивает

государственную власть, устанавливает для деятельности государственных органов последовательно  разрешительный порядок, упорядочивает  эту власть через отработанные процессуальные и процедурные формы.

 

 

2. Признаки правового государства

 

Идея  правового государства основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой  опыт государственного правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие  при их реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь оптимального соотношения  интересов государства и личности. Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями  как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и др. Эта  идея, как противовес абсолютизму  разрабатывалась известными в России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым  и др. Реализация основных признаков  правового государства является одним из условий его формирования, и они  отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно  выделить различные признаки правового  государства, которые будут ему  свойственны, и отражать его различные  стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как представляется, его сущностными  характеристиками можно выделить следующее:

Информация о работе Правовое государство: понятие и признаки