Правовое государство: понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Содержание работы

Введение …………...…………………………………….................................…..3

1. Правовое государство: понятие и основы ………...................................……5

2. Признаки правового государства ..................................................................7
2.1. Верховенство закона ...............................................................................9
2.2. Разделение властей ..................................................................................11
2.3. Конституционный суд .............................................................................14

Заключение ...........................................................................................................16

Список использованных источников ..…...….…………………….…………17

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти  на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового  государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку  она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней  политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный  парламент. Он является политически  устойчивым, постоянно действующим  органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов  устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все  субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный  парламент определяет на основе конституции  рамки, в которых действует и  законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение  и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и  членов правительства, а в необходимых  случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью  специальных служб и внешней  разведки.

В системе  сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого  механизм разделения властей будет  несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным  им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию  во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя  внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства  определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под  себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.

Судебная  система правосудия - третья необходимая  ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры  о праве. В правовом государстве  правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности  в целом. Суд не должен подменять  собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель  не должны присваивать себе функции  суда.

В этой связи  самым главным является обеспечение  реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали  бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи, кроме  мировых судей, несменяемы. Они увольняются  в отставку по достижении 70-ти летнего  возраста. Судьи должны назначаться  вышестоящими органами власти. Выражением равенства граждан перед законом  является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов. Систему общих  судов возглавляет Верховный  Суд Федерации - высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается  федеральным законом.

В суде целесообразно  рассматривать также хозяйственные  споры предприятий, организаций  и учреждений, поскольку судебная процедура дает спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения  обоснованного и справедливого  решения.

 

2.3. Конституционный суд

 

Господство  права предполагает, чтобы суд  выступал арбитром в споре нарушения  права не только в правоприменительном, но и в правотворческом процессе. Суд должен быть сдерживающим фактором против нарушений права и конституции  не только со стороны исполнителя, но и со стороны законодателя. Для  этого необходим конституционный  суд. Он обеспечивает конституционность  законов, т.е. верховенство конституции  в правотворческой деятельности законодателя.

Съезд народны  депутатов России пошел по пути создания специализированного конституционного суда и в июле 1994 года Верховный  Совет России принял закон о конституционном  Суде Российской Федерации. Уже сам  факт принятия закона и первые решения  Конституционного Суда показали его  огромное значение для формирования правового государства.  Вместе с  тем, названный закон дает достаточно оснований для критики. Во-первых, его ориентация только на конституционно -«писаное право», что оставляет в стороне возможность суда руководствоваться общими принципами демократии, как это предусмотрел, например, Съезд Народных депутатов СССР в декларации прав и свобод человека от 05.09.1991г.

В правовом государстве правосудие должно обеспечивать надежную защиту прав личности, такие  отношения между личностью и  государством, которые строятся на взаимной ответственности сторон. Государство  определяется как официальный представитель  общества, правовое государство - инструмент для эффективной реализации интересов  личности. Безопасность государства  имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку она обеспечивает безопасность общества и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Разные  подходы к праву, разные взгляды  на сущность и функции государства  обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и  государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет  надеяться, что прогностическое  определение судеб права и  государства будет удовлетворять  научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще два  – три десятилетия назад политическая система России развивалась в  русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с  построением бесклассового коммунистического  общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм  отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное  отношение к государству и  неправовым  законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство  характеризуются отрицательно. Но такую  характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось  государство, почему его воле стали  придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств  видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует  связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права  с изобретением колеса. Последнее, как  известно, могло употребляться для  казней людей (колесование), но куда в  большей степени оно используется для обеспечения поступательного  развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового  механизма.

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994г.
  2. Камарова С.А. «Основы государства и права»   1996г.
  3. Лазарев В.В. «Общая теория права и государства»    1996г

 

  1. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права»  1996г.
  2. Конституция РФ – М. «Издательство Новая Волна».    1997г.

 

       

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовое государство: понятие и признаки