Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:54, контрольная работа
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Введение …………...…………………………………….................................…..3
1. Правовое государство: понятие и основы ………...................................……5
2. Признаки правового государства ..................................................................7
2.1. Верховенство закона ...............................................................................9
2.2. Разделение властей ..................................................................................11
2.3. Конституционный суд .............................................................................14
Заключение ...........................................................................................................16
Список использованных источников ..…...….…………………….…………17
верховенство закона;
организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;
обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.
Иные
черты, которые встречаются в
литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных
признаков правового
Верховенство
закона отражает не только содержание
законов, но и не в меньшей степени
связанность государства и его
органов и должностных лиц, а
также требования ко всем гражданам
соблюдения и исполнения законов. Верховенство
закона означает и определенную иерархию
нормативных актов, исключающую
противоречие между ними. В государстве
законы должны соответствовать нормам
международного права. Основной закон
(Конституция) является главенствующей
в этой иерархической лестнице и
все остальные нормативные акты
должны ей соответствовать и не противоречить.
Цивилизованное существование государственной
власти может быть только не принципе
четкого разграничения
Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно преувеличение роли государства является причиной того, что личность вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством прав и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовом государстве как государство должно нести ответственность перед личностью, так и личность должная нести ответственность перед государством. Совершение преступлений, за которые виновные несут ответственность и тем самым не реализуется должная защита прав граждан, прав потерпевших. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и взаимные обязанности, как государством, так и личностью.
Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить, что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни отражает движение к правовому государству.
Правовое
государство не следует понимать
как законченную, совершенную формулу,
как некую статическую
2.1.Верховенство закона
Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.
Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.
Отступление
от конституции, пренебрежение к
закону создают удобную атмосферу
для различного рода злоупотреблений,
произвола и преступлений. Растет
организованная преступность. Целые
районы выходят из-под контроля законов.
Правоохранительные органы не могут
противостоять этим явлениям, и сами
оказываются пораженными
Вышинский ввел в обиход формулу о том, что вина - причинная связь между лицом, подозреваемым в совершении преступления, и самим преступлением. Фактически были отброшены такие важнейшие стороны понятия вины, как умысел, цели, мотивы, их подменили «объективной», часто надуманной связью таких действий с реальными событиями, которые могли происходить помимо воли обвиняемого. Подобная конструкция открывала путь к безграничному судейскому усмотрению. На практике формула Вышинского была удобна тем, что позволяла легко находить «виновных».
Последствия
данного «теоретического
В 1938 году
под давлением Вышинского было отвергнуто
предложение прогрессивно настроенных
советских ученых отменить аналогию
уголовного закона, т.е. права суда назначать
уголовные наказания за деяния, прямо
законом не предусмотренные, но которые
суд может счесть общественно
опасными и в этом случае назначить
наказание по сходным статьям
закона. Объяснимая в условиях отсутствия
системы уголовного законодательства
аналогия закона вступила в явное
противоречие с демократическими принципами
социализма в период, когда такая
система уже сложилась. Сохранение
аналогии не позволило реализовать
одну из аксиом гуманистического уголовного
права: « нет преступления - нет
наказания» без указания на то в
законе. В противовес другой демократической
аксиоме права, согласно которой
только суд может вынести
Вообще,
для правового государства
Господство
права должно быть не только в правотворчестве,
но и в реализации права, т.е. в
правоприменительной
2.2. Разделение властей
Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель и др. Высказывали о своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти.
Свое
дальнейшее развитие теория разделения
властей получила в работах Монтескье,
назвавшего три «рода власти»: законодательную,
исполнительную и судебную. Последняя,
по его мнению, может быть доверена
не какому-либо специальному органу, а
выборным лицам из народа, привлекаемым
к отправлению правосудия на определенное
время. «Таким образом, судебная власть,
столь страшная для людей, не будет
связана ни с известной профессией,
ни с известным положением, она
станет ... невидимой и как бы несуществующей».
Отсюда Монтескье делал вывод: судебная
власть в известном смысле как
бы совсем не власть, из трех властей
власть судебная есть некоторым
образом нечто. Остаются только две.
Ж.Ж.Руссо с позиции
При создании американского конституционного механизма первоначально за основу был взят вариант разделения властей, сформулированный Дж.Локком. Спустя непродолжительное время все полномочия управления - законодательные, исполнительные и судебные оказались у законодательного корпуса.
Авторами американской конституции была принята за основу в конечном итоге схема Монтескье, причем по принципу не только «горизонтального», но и «вертикального» разделения властей.
Жесткие
рамки абсолютной монархии в России
не способствовали теоретическому восприятию
и практическому воплощению русскими
учеными идеи разделения властей, вынуждали
исследователей занимать компромиссную
позицию, выражавшуюся в отрицании
возможности «делимости»
Новая концепция государственной власти исходила из ее единства. Принадлежность власти рабочим и крестьянам выражалась в полноте функций Советов.
Понятие
«власть трудящихся»
Однако разделение власти и управления оказалось неудачным. Верховному Совету не полагалось решать вопросы государственного управления. Правительство не стало органом нашего представительного органа, превратившись в высший исполнительно-распорядительный орган власти. На практике это привело к уменьшению роли Советов всех уровней и резкому усилению управленческого аппарата в виде партийной верхушки.
Конституция
СССР 1977 г. с расширением формального
народовластия придает
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных, в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.
Информация о работе Правовое государство: понятие и признаки