Правовое государство: понятие, истоки идей, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Правовое государство: понятие, истоки идей, признаки

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение.

Данная курсовая работа посвящена  рассмотрению темы «Правовое государство: сущность и тенденции развития». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес.

Всякое государство связано  с правом. Без издания законов  и других нормативно-правовых актов  государство не могло бы управлять  поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит свое выражение в праве.

Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение  к тем, кто его нарушает. Право  закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. 

Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера.

В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

Именно когда государство  «связано» правом, индивиды получают свободу в государстве. Правовое государство имеет огромную ценность, ведь государство должно существовать для пользы людей, для их достойной  жизни. А достойная жизнь это  в первую очередь формальная форма  свободы в общественных отношениях, на основании всеобщей равной меры, свободы и справедливости.1

Данная тема сегодня очень  актуальна, и поэтому необходимо знать все отличительные и присущие только данному понятию черты, а также историю развития и появлению не только самого термина, но идей, сформулированных в античных идеях и политико-правовой мысли Средневековья, и, конечно, идеи Нового и Новейшего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие правового государства.

Определений правового государства  на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Экономической основой правового  государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных  формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной  и других) как равноправных и в  одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает  как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии  самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство  участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного  прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов  к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная  социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это  суверенное государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, населяющих страну. Осуществляя  верховенство, всеобщность, полноту  и исключительность власти, такое  государство обеспечивает свободу  общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и  исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в  правовых рамках и только в тех  случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе  других людей.2

Современное правовое государство  имеет очень долгую историю. Сам  термин «правовое государство» возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой половине XIX в. трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и других и в дальнейшем получил широкое распространение.

При своей новизне теоретические  концепции правовой государственности  опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившееся общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций  для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем русле углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке власти становится властной силой, а публично-властная сила, признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная правом и одновременно оправданная им, — справедливой  государственной властью.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия, олицетворяющей единение силы и права; охраняемый богиней  правопорядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних  этот образ Правосудия выражает смысл  и идею не только справедливости суда как специального органа, но и справедливости вообще, включая и идею справедливой государственности. Юстиция — это  суждение по праву не только по особым спорам в суде, но и по всем делам  государственно-организованной жизни.

Идею единения силы и права  в организации Афинского государства  на демократических началах сознательно  проводил в своих реформах уже  в VI в. до н. э. Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.

Мысль о том, что государственность  вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, последовательно  отстаивали Сократ, Платон и Аристотель.

Так, Платон считал, что блага, которые могут даровать государству  боги, имеют место там, где закон  является владыкой над правителями, а они его рабами.3

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается  справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где  отсутствует власть закона, нет места  и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеется  три элемента: первый – законосовещательный  орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.4

С идеями древнегреческих  мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические  взгляды и воззрения древнеримских  политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как  публично-правовую общность людей. «Государство, – утверждает Цицерон, – есть достояние  народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою  согласием в вопросах права и  общностью интересов».

Еще до нашей эры мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного  первоисточника политических порядков. Правда взаимоотношения земных и  небесных властителей трактовалась по-разному. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых  обстоятельствах сами оставались вершителями  земных дел, первыми законодателями и правителями.  
 Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства, которое, согласно его учению, возникло из объединения семей. Это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться, прежде всего, моралью. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций все неполадки в жизни государства объяснял плохими нравами людей, а главной целью государства объявлял воспитание хороших нравов. Наиболее высокие требования он предъявлял к нравственному воспитанию правителей, указывая, что нравственность правящих определяет нравственность подданных.

Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается  политическая философия Древней  Греции. Она изначально развивалась  как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью  является свобода. Особенности географического  положения Эллады давали возможность  близкого сосуществования различных  форм правления.

Политико-правовые концепции  древнегреческих мыслителей, в том  числе значимые в плане предистории теории разделения властей и правового государства, были восприняты и развиты дальше древнеримскими авторами. Весьма значительным представляется вклад римских авторов (стоиков, юристов, особенно Цицерона) в разработку проблем взаимосвязей права и государства, правовой характеристики полномочий государственных органов, их взаимоотношений с гражданином как субъектом права.5

Весьма плодотворным и  перспективным стало такое достижение древнеримской теории и практики, как разграничение права на частное и публичное. Сфера публично-властных отношений тем самым была сознательно вовлечена в правовое пространство и стала рассматриваться под углом зрения правовой регуляции, соблюдения всеобщих принципов, норм и требований права. Ключевое значение в данной связи имело утверждение принципа правового равенства в области публично-властных отношений.

Характерная для древнегреческой  мысли идея взаимосвязи политики и закона получила развитие и новое  выражение в трактовке Цицероном  государства как публично-правовой общности. Государство в его трактовке предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, "общий правопорядок"6. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до сторонников идеи правового государства и конституционализма.

В цицероновской трактовке  государства как правовой организации  дела народа присутствуют идеи как республиканизма, так и народного суверенитета. Это очень существенное достижение на пути к уяснению правового источника и правового смысла государственности.

Идеи античных авторов  по затронутому кругу проблем  оказали заметное влияние на последующие  концепции разделения властей.

В плане идей правового  закона и правового государства  представляет большой интерес положение  Солона о том, что свои реформы  он провел с помощью «власти закона», соединив силу с правом. Помимо глубокой характеристики власти закона как сочетания  силы  с правом в приведенном  положении Солона отчетливо присутствует также и проницательная мысль  о том, что преобразования в государстве  следует проводить именно легальным  путем, на основе официального и всеобщего  закона.

Справедливость, право, закон  традиционно считались древними греками божественными установлениями, необходимыми атрибутами порядков, антиподами насилия, произвола. И говоря сегодня  о законопослушности древних, их высоком почтении к закону и законности, не надо забывать, что имелись в  виду священные традиции, надлежаще  устанавливаемые, разумные и справедливые законы, а не произвольный диктат силы.7

Информация о работе Правовое государство: понятие, истоки идей, признаки