Правовое государство: понятие, истоки идей, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Правовое государство: понятие, истоки идей, признаки

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.27 Кб (Скачать файл)

 В.С. Нерсесянц : «Современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, личность, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона, установленной нормы поведения и общего правопорядка».17

Демократии процветают, когда о них заботятся граждане, желающие использовать свои завоевания и свободы для участия в жизни своего общества.

Гражданское общество представляет собой исторически сложившийся, определенный тип общества, характерным  признаком которого являются обособленность от государства.18

Сам термин «гражданское общество»  употребляется как в широком, так и в узком значениях.

В широком смысле гражданское  общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма.

Гражданское общество - это  не просто некое объемное понятие, характеризующее  определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных  интересов» (Гегель). В то же время  «гражданское общество» - это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в  состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный  для него образ гражданского общества.

Гражданское общество - это  закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов.19 Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа.

При  разнообразии   характеристик  различными  авторами  современного гражданского общества бесспорным является то, что:

1.Оно основано на праве;

2.Направлено на обеспечение  реализации интересов гражданина  и человека;

индивиды в нем равноправны;

3.Они самостоятельны, вступают  во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению;

4.Являются инициаторами создания своих формирований по интересам (ассоциаций, товариществ, союзов, клубов политических и экономических, молодежных и женских, светских и религиозных организаций, местных и федеральных и т. п. - одним словом различных объединений по интересам).

Правовой характер гражданского общества, его соответствие высшим требованиям справедливости и свободы  является первой важнейшей качественной характеристикой такого общества. Эта  особенность гражданского общества воплощается в нормативных требованиях, заложенных в содержании категорий  справедливости и свободы. Свобода  и справедливость представляют собой  в условиях гражданского общества социальный фактор, нормирующий деятельность людей, коллективов и организаций. С другой стороны, сам человек как член гражданского общества обретает свободу в результате своей способности подчиняться нормативным требованиям свободы как познанной необходимости.20

Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой другой партии, кроме правящей партии, стоящей у власти.

Важным условием политического  и идеологического плюрализма гражданского общества является свобода организации  и деятельности средств массовой информации.

В гражданском обществе нет  нужды «организовывать» общество через  государство или партию, как в  советском обществе. Они организуются сами, свободно вступая друг с другом в общение в тех или иных сферах деятельности.21

Государственная власть  в правовом государстве не является абсолютной.  Это обусловлено не только господством права,  связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей.  Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти,  не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью  разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции,  не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных органов,  осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения  властей  на законодательную,  исполнительную и судебную означает,  что каждая из  властей  действует самостоятельно  и  не вмешивается в полномочия другой.  При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая  возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.  Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов властей.  Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации  полномочий  одной  власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Для правового, демократического государства принцип разделения властей особо важен и значим, он выражает не только разделение труда  между государственными органами, но и умеренность,  некоторую «рассредоточенность» государственной власти и предотвращение ее превращения в тоталитарную, авторитарную.22

Необходимо обратить внимание на то,  что в современных демократических государствах (таких,  как США, Германия) наряду с классическим  делением  государственной  власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.

Но даже если соблюдено  требование разделения властей, задействована  система так называемых сдержек и противовесов, то государство не обязательно является правовым.

В правовом  государстве  ни  один  государственный  орган, должностное лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать  его.23 Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами,  вкладывать в его содержание такой смысл,  который не был предусмотрен  законодателем.  Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Тщательный подход  к  разработке законодательных актов,  с одной стороны,  и готовность внести в них необходимые исправления и поправки,  вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель.  Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни, часто  не отвечают требованиям нормативности и гарантированности.

Конкретно-исторический опыт  становления и развития правовой государственности определяется  социально-экономическими  и политическими  условиями,  уровнем общественного правосознания, субъективными факторами, национальными и историческими традициями.

Одним из таких условий  является существование единого  правового  пространства  в  границах  данного  государства. 24 

 Ученые-юристы,  занимающиеся  разработкой  проблем правового государства и связывающие формирование его основ прежде всего с реализацией  принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью,  уделили внимание понятию правового закона,  необходимости придания законам прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества,  создания правовых механизмов,  обеспечивающих их полное соответствие закону.

В современном  демократическом  государстве, каковым, к примеру, является Королевство Бельгия,  эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового  пространства,  в  котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов,  принимаемых от имени народа и выражающих  его суверенную  волю,  над всеми действующими в стране нормативными актами.  Подзаконные акты,  включая ведомственные распоряжения, приказы,  инструкции,  подлежат конституционному контролю. 

Идея единого  правового пространства становится национальной. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду  с  концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание,  и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища.25

Законность и  правовое  государство  - категории во многом тождественные,  но у них несколько разные  акценты.  Законность требует  безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов  власти, управления,  суда  и прокуратуры и их должностных лиц.  В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона  в самостоятельную,  объективную силу, жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

Верховенство закона  подразумевает не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового  акта  в  отношении подзаконных актов,  сколько широкий аспект прав и свобод,  закрепленных за членами общества действующим законодательством.  В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо.

Более того, правовое государство  обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и  защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового  равенства в различных сферах жизни общества и государства.  Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий,  обеспечивающих такое равенство.26

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак  правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.  Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических  организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами,  в честном политическом  противоборстве со своими противниками.  Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные  установки,  беспрепятственно  проводить  пропаганду  и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением  и  олицетворением демократизма общества,  позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации. Становится понятным,  почему государство не должно навязывать  обществу  какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации. Плюрализм, многообразие идеологий как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений.27

В реальной  жизни  повсеместно  нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в:  нарушении международных актов,  относящихся к правам народов,  нарушении правового равенства граждан,  использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами,  элементарным невыполнением законов.  В России  отсутствуют специальные правовые механизмы,  обеспечивающие права и свободы российских граждан,  их реальную гарантированность.  Фактически права  и  свободы граждан только провозглашаются,  но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод.28

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой  дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также  преступления против человечества.

Взаимная ответственность  личности и государства - неотъемлемый признак правового государства.  В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед  государством.  Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус.  В правовом же государстве,  напротив, делается акцент  на  ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы.  Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан.

Информация о работе Правовое государство: понятие, истоки идей, признаки