Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа
Правовое государство: понятие, истоки идей, признаки
Большим достижением в
этом плане была естественноправовая
трактовка Цицероном
Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.
Античные идеи послужили
основой для дальнейшего
В период Средневековья в
различных странах происходят политические
процессы: первоначально создаются
достаточно крупные, но слабо интегрированные
монархии, которые затем распадаются
на раздробленные политические образования,
затем наступает фаза расцвета сословно-представительных
монархий и, наконец, фаза абсолютных монархий.
Католическая: церковь безраздельно
господствовала в духовной жизни
Европы этого периода. Политическая
наука в руках церкви стала
простой отраслью богословия, догматы
религии приобрели форму
Естественный закон, согласно Фоме Аквинскому, помимо стремления к самосохранению и продолжению рода, поисков истины и истинного Бога требует также признания и уважения достоинства человека как разумного существа, созданного Творцом по своему образу и подобию.8 Это высказанное Фомой Аквинским положение о достоинстве человека, будучи фундаментальным принципом христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идеи неотчуждаемого естественного права человека. Отсюда следует, что государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать и уважать достоинство человека. В соответствии с этим государство как политическая форма выражения общего блага призвано, согласно Фоме Аквинскому, обеспечить для людей достойные условия жизни, т.е. условия, соответствующие достоинству человека.
Используя положения Аристотеля и ряда других античных мыслителей, Фома Аквинский проводит различие между абсолютной монархией и политической монархией. Достоинства политической монархии он видит в том, что эта форма правления в наилучшей форме выражает требования общего блага, уважения достоинства человека и осуществления власти на основе закона, обязательного и для самого монарха. В духе античных авторов Фома Аквинский противопоставляет монархию тирании и признает право народа на насильственное свержение тиранической власти.
Идеи Средневековья являлись связующим звеном между античными идеями правового государства и концепциями Нового и Новейшего времени.
Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII -- XX в. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие.
Философские основы теории
правового государства
Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности. Само же право понимается Иммануилом Кантом как единство трех элементов – естественного и позитивного права, а также справедливости.10
Значительное освещение
и развитие идея правового государства
нашла в произведениях
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства Гроций считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.
Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. "Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти".
Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.
Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.
Бесспорно интересными, требующими особого внимания являются идеи немецкого юриста конца XIX юриста Т. Еллинека. Он выдвинул идею самоограничения государственной власти через издаваемые ей законы.11
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.12
Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая три ветви власти –законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что они могли бы сдерживать друг друга.
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.
Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества". В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни.
Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.
Особую внимательность следует
уделить идеям российского
Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении.
Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.
Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.13
Реальные гарантии правовой государственности Шершеневич видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола.
Концептуальные идеи правовой государственности были изложены и в трудах еще одного великого русского юриста – Владимира Матвеевича Гессена. Он считал, что правовым признается государство, которое признает обязательным для себя создаваемые им же, государством, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним. Сущность правового государства по Гессену – подчинение власти в лице правительства законам также неукоснительно, как им должен подчиняться и отдельный гражданин. В отличие от абсолютной монархии, конституционное государство осуществляет, как в своей организации, так и в своей деятельности начало обособления властей. Необходимой гарантией обособления власти является судебная охрана неприкосновенности субъективных публичных прав.
Гессен придерживался концепции естественного права и выступал за создание представительной демократии с системой сдержек и противовесов и принципами верховенства закона и правового государства.
Видным теоретиком правового государства был Б.А. Кистяковский, ему принадлежит инициатива теоретической постановки вопроса о правовом социалистическом государстве. Методологической основой его исследований является комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ.
Говоря о правовом государстве, Б. А. Кистяковский не ограничивался признанием принципа разделения властей и необходимостью сосредоточения власти в руках народа. Даже если власть всецело сосредоточена в руках народа, но способна по желанию отменять свободу слова, печати, собраний и союзов, государство, считал он, не только не имеет ничего общего с правовым, а, напротив, обладает обратным антиправовым характером. «Свободы эти настолько неотъемлемое право каждого человека, что тот государственный строй, в котором они нарушаются, не может быть признан нормальным, независимо от того, в чьих руках находится власть. Там, где этих свобод нет или где они во всякий данный момент могут быть хотя бы временно упразднены, там нет даже элементарной политической свободы и там государственная власть имеет характер насильственный, а не правовой». Государства, построенные на принципе народовластия, также могут быть несвободными и деспотичными, причем диктат и деспотизм здесь может привести к более трагическим последствиям, чем деспотизм одного лица. Об этом свидетельствуют примеры некоторых античных республик, практика конвента и якобинцев в эпоху Великой французской революции.
В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.14
Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая её буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.
В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.
Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах исследователей права и государства последних лет: С. С. Алексеева, В. С. Нерсесянца, А. Б. Венгерова.
Сущность правового
Основополагающим признаком правового государства является гражданское общество.
В современной научной литературе гражданское общество определяется неоднозначно.
Так, согласно А.Б. Венгерову, гражданское общество - это система социальных институтов и общественных связей для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций.16
Общество - совокупность
исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей. Государство - это
организация политической власти, содействующая
преимущественному
Гражданское общество - это не просто автономная по отношению к государству сфера жизни и деятельности граждан. Сам факт существования отношений и институтов, защищающих индивидуальные и групповые интересы, отражает как суть государства, так и состояние общества.
Информация о работе Правовое государство: понятие, истоки идей, признаки