Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства?

Содержание работы

Введение 3
Становление и развитие идеи правового государства 5
Основные характеристики правового государства
Определение и основы правового государства 14
Признаки и принципы правового государства 16
Сущность правового государства 23
Взаимодействие правового государства и гражданского общества
27
Правовое государство в России: теория и реальность 35
Заключение 45
Список используемых источников 49

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.21 Кб (Скачать файл)

 Итак, приоритет права  означает:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей;

в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов;

г) наличие в государстве  необходимых для выражения и  действия права форм и процедур.

2. Принцип правовой  защищенности человека и гражданина.

 Этот принцип лежит  в основе всех взаимосвязей  гражданина как с государством  и его органами, так и с другими  общественными образованиями. Абсолютность  этого принципа состоит в том,  что все взаимоотношения индивида  с государством должны строиться  только на правовой основе. Только  сознание необходимости инициативного  поведения в правовой сфере,  повышения юридической и политической  культуры сможет стать настоящей  гарантией приоритета прав человека  и гражданина как высшей ценности  над правами государства.

 Для принципа правовой  защищенности характерны следующие  признаки:

1) равенство сторон и  взаимная ответственность государства  и гражданина;

2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой  статус гражданина и система  юридических гарантий его существования.

3. Принцип единства права  и закона.

 В правовом государстве  любой нормативно - правовой акт  должен не только по форме  и наименованию, но и по смыслу  и содержанию быть правовым.

4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти.

 Разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должно пониматься не как дележ власти, а как создание системы издержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

    • Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

 Однако верховенство  законодательной власти не носит  абсолютного характера. Она находится  под контролем народа и специальных  конституционных органов, с помощью  которых обеспечивается соответствие  законов действующей Конституции.  Исполнительная власть в лице  своих органов занимается непосредственной  реализацией правовых норм, принятых  законодателем. Она носит правовой  характер лишь в том случае, если она является подзаконной  властью, действует на началах  законности. В правовом государстве  каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

К органам законодательной  власти в Российской  Федерации  относятся:

- Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания);

 - Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской  Федерации;  местные органы  государственной власти.

    • Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

 Судебная власть выступает  сдерживающим фактором, предупреждающим  нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных,  как со стороны законодательных,  так и исполнительных органов  государственной власти, обеспечивая  тем самым реальное разделение  властей.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд  Российской Федерации; 

- Верховный Суд Российской  Федерации; 

- Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации; 

- суды республик и других  субъектов РФ; 

- районные народные суды;  

- суды специальной юрисдикции.

    • Исполнительная власть один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:   

-  Президент Российской  Федерации; 

- Совет Министров Российской  Федерации; 

- Высшие должностные лица  республик, избираемые гражданами  или Законодательными  Собраниями; 

- Правительство республик;

- Органы администрации  других субъектов Российской  Федерации. 

 

 

 

    1. Сущность правового государства.

В общественном сознании правовое государство означает такой тип  государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через  него реализуется. Можно, конечно, сказать  и более полно: правовое государство  есть определенная форма организации  государственной власти, где государство  и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и  равенстве всех перед законом.

 Правовое государство  представляет собой сложную, многофакторную  систему. Ведь право и закон  только тогда чего - то стоят,  когда они выражают высшие  человеческие ценности - истину, разум,  свободу, справедливость и способствуют  их реальному воплощению в  жизнь. Собственно в идее правового  государства можно выделить два  главных элемента:

1) свободу человека и  наиболее полное обеспечение  его прав;

2) ограничение правом  государственной власти. В общефилософском  смысле свобода может быть  определена как способность человека  действовать в соответствии со  своими интересами, опираясь на  познание объективной необходимости. 

В правовом государстве в  отношении человека надо создавать  условия для его юридической  свободы, своеобразный механизм правового  стимулирования в основе которого лежит  принцип: "Дозволено все, что не запрещено законом".

 Человек, как автономный  субъект, свободен распоряжаться  своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой  и мерой свободы, должно максимально  раздвинуть рамки ограничений  личности, прежде всего, в экономике,  сфере внедрения научно - технического прогресса в производство и так далее. Думается не случайно в настоящее время в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации предприятий, банкротству, которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, их творческому потенциалу, дают возможность не только почувствовать себя хозяевами, но и стать ими. Очевидно, что при этом взаимоотношения индивида с государством должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

 В статье 2 Конституции  РФ сказано, что "человек,  его права и свободы являются  высшей ценностью". Правовое государство  должно последовательно исполнять  свое главное предназначение  гарантировать каждому гражданину  возможность всестороннего развития  личности. Права человека как  главное звено правового режима  стимулирования для индивида  есть источник постоянного воспроизводства  его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского  общества. В современный период  проблемы прав человека выходят  на международный, межгосударственный  уровень, что подтверждает правомерность  их приоритета над проблемами  государства, свидетельствует об  их общенациональном характере.  Они все прочнее становятся  точкой отсчета в национальных  правовых системах, правовом регулировании.

 Права человека и  правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями  возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно  действовать подобные явления  могут только в одной связке. Оба они имеют в основе право,  хоть роль последнего для них  практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне. Это свидетельствует о том, что соединяющие звенья между человеком и государством должны быть истинно правовыми. Право выступает антиподом произвола и барьера на его пути. Поскольку политическая власть (особенно исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон необоснованному попранию прав человека. Правовые ограничения необходимы и для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Естественно, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством: утверждается верховенство первого, и оно возвышается над вторым.

 Итак, правовое государство  - это организация политической  власти, создающая условия для  наиболее полного обеспечения  прав и свобод человека и  гражданина, а также для наиболее  последовательного связывания с  помощью права государственной  власти в целях недопущения  злоупотреблений.

 Следует заметить, что  развитая правовая система государства  еще не свидетельствует о наличии  в обществе правовой государственности.  Недавний опыт показывает, что  в тоталитарных государствах  регулярно издавались правовые  акты, обеспечивалась их жесткая  реализация, однако многие законы  противоречили праву. Это проявлялось,  прежде всего, в уголовном законодательстве, рамки, действия которого были  существенно расширены. Уголовно - наказуемыми признавались по  сути административные и дисциплинарные  проступки, а также деяния, в  силу своей малозначительности  лишь формально несущие признаки  преступления. Поэтому мы и говорим,  что в различных государственных  образованиях право может играть разную роль. В тех случаях, когда оно лишь орудие в руках государства или игрушка с которой оно забавляется, рассматриваемое наименование будет выглядеть, как табличка "Кошка" на клетке с прогуливающимся тигром. Правовое государство - это союз свободных граждан.

 Политическая личность  обретает в правах, свободах официальное  признание и закрепление своих  интересов, устремлений к счастью.  Правовое государство при всех  его особенностях и специфике  должно обладать объективными  свойствами и признаками, которые  присущи правовой государственности  вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимодействие правового государства и гражданского общества.

Важнейшей предпосылкой и  одновременно фактором формирования правового  государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране – одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении  правового государства и гражданского общества предполагает предварительное  определение соответствующих понятий. Стоит повториться, что правовое государство – такая форма  организации и деятельности государственной  власти, которой свойственны демократический  режим конституционного правления  и законности, развитая прогрессивная  правовая система, разделение властей  и их взаимоконтроль, признание и  гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность  государства и личности.

Информация о работе Правовое государство