Понятие «гражданского
общества», несмотря на частое
использование в научных публикациях,
в учебной литературе, в средствах
массовой информации, в науке
достаточно отчётливо не определено.
По мнению представителей юридической
науки, гражданское общество –
свободное демократическое правовое
общество, ориентированное на личность,
обеспечивающее свободу творческой
(предпринимательской) деятельности,
создающее возможность реализации
прав человека и гражданина. Или:
гражданское общество – сфера
личных, социально-экономических, культурных,
нравственных, религиозных отношений,
основанных на принципах справедливости,
гуманизма, равенства всех перед
законом и способствующих развитию
их инициативы и предприимчивости.
По существу гражданское
общество – демократическое,
саморазвивающееся общество, в
котором центральное место занимает
человек, гражданин, личность.
По-видимому, только в цивилизованном,
демократическом государстве может
сформироваться полноценное гражданское
общество. Этому, безусловно, способствуют
демократические институты власти
(выборы, референдум, политический плюрализм
и др.).
В общетеоретическом
плане следует отметить, что взаимоотношения
государства и гражданского общества
сложны и разнообразны по своему
содержанию. Такие отношения целесообразно
рассматривать в трёх аспектах:
во-первых, установить, в чём проявляется
единство государства и гражданского
общества; во-вторых, определить, какие
черты, свойства, особенности характеризуют
их различия; в-третьих, выяснить
взаимосвязи этих явлений, формы
таких взаимосвязей.
Единство государства
и гражданского общества. Прежде
всего, отметим то, что формирование
и правового государства, и
гражданского общества преследует
одну и ту же общую цель:
создание таких социальных институтов,
которые призваны служить человеку,
защищать его права и интересы.
Рассматриваемый аспект соотношения
проявляется и в том, что
организация и деятельность основных
общественно-политических, экономических
и социальных структур осуществляется
в соответствии с Конституцией
РФ и действующим законодательством,
закрепляющим юридическое равенство.
В отечественной литературе обращается
внимание на то, что главным
признаком и основой гражданского
общества законодательное закрепление
юридического равенства людей
на основе наделения их права
и свободами.
Акцент также
делается на том, что критерием
зрелости гражданского общества
служит степень реализации и
гарантии прав человека и гражданина
со стороны государства. Автономность
индивидов и организаций в условиях формирования
гражданского общества способствует созданию
механизмов их саморегуляции и саморазвития,
образованию сферы невластных отношений.
Одним из показателей развития такого
общества является то, что граждане обладают,
в частности, способностью и реальной
возможностью осуществлять свободу политического
выбора. Так, право граждан на объединение,
закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по
сути, есть право на свободный и самостоятельный
выбор гражданами любых форм негосударственной
деятельности, не противоречащих требованиям
закона. Такие объединения – необходимый
составной элемент гражданского общества.
В рассматриваемом
плане отметим и то, что гражданское
общество возможно в условиях,
когда экономическая система
построена на правовых началах,
формируемых и обеспечиваемых
государством. Соответственно каждый
из субъектов экономических отношений
должен быть защищён и гарантирован
как от не правового влияния государства,
так и от диктата поставщика. В этом также
определяется определённое единство гражданского
общества и государства, осуществляющего
правовое регулирование общественных
отношений. Как видим, государство обеспечивает
условия для самовыражения и свободы человека,
его инициативы, предпринимательства
и др., что отражает формирование новых
социально-экономических и политических
реальностей в современной России.
Единство гражданского
общества и правового государства
обнаруживается также и в том,
что они формируются одновременно,
органически взаимосвязаны. Гражданское
общество многогранно. Здесь сколько
людей и объединений, столько
и интересов, и способов их
представления. Правовое государство
едино, олицетворяет собой «становой
хребет» и одновременную форму
(«обруч») общества. В государстве
важен момент общего интереса
(или интегрированного интереса)
и воли большинства граждан.
Если «убрать» правовое государство,
то и общество развалиться
на конкурирующие и борющиеся
между собой части. Без правового
государства общественные объединения,
как структурные элементы гражданского
общества, могут растрачивать свою энергию
в выяснении отношений, в бесконечных
спорах, столкновениях.
Обратим внимание
и на то, что единство рассматриваемых
социальных и государственно-правовых
явлений находит своё выражение
в демократическом политическом
режиме. Содержание такого режима
составляют цивилизованные приёмы,
способы осуществления государственной
власти и предоставляемая гражданам
мера их свободы,
активного участия
в политической, социально-культурной,
экономической и иных областях жизни общества.
Различия гражданского
общества и правового государства.
Любое государство (даже самое
демократическое, не авторитарное)
есть организация. И как любая,
так или иначе сложная организация
оно объективно неизбежно строится
иерархически, в порядке соподчинённости
структурных звеньев (государственных
органов). Публично-властные отношения,
определяющие структуру и алгоритм
действия государства, - всегда отношения,
в основном, вертикальные, субординационные.
С учётом названного
аспекта, правое государство –
организация публичной власти, обеспечивающая,
«обслуживающая» гражданское общество.
В этом смысле, в плане проводимого
разграничения можно сказать
о государстве как форме гражданского
общества. К тому же отметим и то,
что правовому государству и гражданскому
обществу свойственны и несовпадающие
структуры, и соответственно специфические
функции.
Наиболее отчётливо
между рассматриваемыми социальными
образованиями проявляются в
следующем: гражданское общество
– система самостоятельных и
независимых от государства общественных
институтов и отношений, которые призваны
способствовать реализации интересов
индивидов и коллективов. Эти интересы
и потребности выражаются через такие
институты гражданского общества, как
семья, церковь, система образования, научные,
профессиональные объединения, организации,
ассоциации, осуществляющие свою деятельность
на основе реального самоуправления (территориальные,
производственные, просто по интересам).
Имеются в виду объединения, созданные
«снизу», а не по указке вышестоящих органов,
например, политические партии, функционирующие
на основе уставов, программных документов,
и координирующие свою деятельность с
другими институтами гражданского общества.
Во всех случаях речь идёт о структурах,
основанных на единстве интересов и осуществляющих
свою деятельность на основе горизонтальных
связей. «Совокупность отношений, скрепляющих
гражданское общество, - по мнению Л.С.
Мамута, - сложная система горизонтальных,
одноуровневых связей, в которой практически
нет места порядку субординации. Одновременно
оно есть ещё и сфера реализации людьми
их партикулярных (индивидуальных, групповых)
интересов».
Для отличия
государства и гражданского общества
обратим внимание и на иные
факторы. Напомним, что отношения
между гражданами, их объединениями,
союзами на уровне горизонтальных
связей сроятся на началах
равенства, свободы координации.
Их связи и отношения преимущественно
основываются на соглашениях,
договорах. Должностные лица и
органы государственного управления
связаны отношениями субординации;
каждый из них подчинён в
порядке иерархии прямому вышестоящему
начальнику (органу, учреждению).
Согласно действующему
законодательству, гражданам разрешено
всё, что не запрещено законом.
Должностным лицам разрешено
только то, что предопределено
их компетенцией или предписано приказом.
Граждане могут быть привлечены к юридической
ответственности только за правонарушение,
т.е. виновное противоправное
деяние. Должностные лица отвечают
не только за правонарушения,
но и за служебные
упущения, обусловленные не столько виной,
сколько недостаточной квалификацией.
Взаимодействие
государства и гражданского общества.
Формирование правового государства
и гражданского общества не
означает слияния, взаимного поглощения.
Соответственно надо видеть определённые
линии взаимодействия рассматриваемых
нами явлений. В этой связи
представляет интерес следующее
суждение: государство, которое не
опирается на гражданское общество
и не сдерживается им, столь
же опасно, как гражданское общество,
которое не упорядочивается государством,
не объединяется им в новую
общезначимую целостность. Имеется
в виду, в частности, что «неразвитое
гражданское общество приводит
к чрезмерному усилению государства,
которое поглощает первое». Этот
вывод и материал, рассмотренный
выше, свидетельствует о том, что
государство и гражданское общество
взаимодействуют друг с другом,
образуют определённое единство.
Взаимодействие гражданского общества
с государством можно рассмотреть
и относительно более конкретных
организационно-правовых форм. С
точки зрения потенциала государства
это:
1) государственно-правовая
регламентация функционирования субъектов
гражданского общества, закрепление их
конституционно-правового статуса;
2) предоставление субъектам
гражданского общества – участникам политической
жизни правовой возможности реализовать
свои интересы в различных звеньях политической
системы, в организации и деятельности
органов государственной власти;
3) установление правовых
запретов относительно тотального и мелочного
вмешательства органов государственной
власти и их должностных лиц в частную
и личную жизнь человека и гражданина;
4) законодательное закрепление
обязанности государства по обеспечению
экономической, политической и социальной
безопасности человека, его прав и свобод,
которые в совокупности составляют содержание
конституционного статуса личности в
Российской Федерации.
Это с одной
стороны. С другой – гражданское
общество во многом определяет
функционирование демократического
государства, его органов. Например,
правотворческая деятельность государства
тесно связана с деятельностью
таких структурных элементов
гражданского общества, как политические
партии, общественно-политические движения,
общественные организации граждан.
Отметим также, что гражданское
общество и его элементы способствуют
образованию лишь демократической,
а не диктаторской формы правления,
установления демократического
политического режима в стране.
Значимость этого очевидна, поскольку
демократический режим способствует
развитию местного самоуправления,
совершенствованию форм прямой
и представительной демократии,
созданию условий для активной
деятельности политических партий,
выражающих различные мнения
социальных групп. Следовательно,
при демократическом режиме создаются
наиболее оптимальные предпосылки
для становления гражданского
общества, его взаимодействия с
государством.
Таким образом,
написанный выше текст, является
доказательством тесной взаимосвязи
гражданского общества и правового
государства. Он свидетельствует
о неразрывности этих двух
понятий, поскольку они напоминают,
образно говоря, две стороны одной
медали. На самом деле, нельзя
представить правовое государство
без гражданского общества, потому
что гражданское общество есть,
с одной стороны, - предпосылка,
то есть то, на чём основывается правовое
государство, с чего нужно начинать его
развитие. А, с другой, - фактор формирования.
Это подразумевает наличие гражданского
общества как обязательного элемента
при становлении правового государства.
Стоит отметить, что, чем более развито
гражданское общество, тем более демократично
государство, и формирование гражданского
общества протекает более успешно, если
государство создаёт для этого благоприятные
условия. Поэтому для успешного
достижения поставленной цели, в виде
гражданского общества, необходима
сильная государственная власть, которая
основывается на демократизме, признании
верховенства права и других принципах,
лежащих в основе правового государства.
- Правовое государство в России: теория и реальность.
В современной Росси бытует
мнение о том, что в настоящее
время Российская Федерация является
правовым государством. Мало того, это
понятие закреплено в Основном законе
государства - Конституции РФ. Так
это или нет, давайте посмотрим?