Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить основные характеристики правового государства (его признаки, экономическую, нравственную и социальную основы), разобраться в проблемах и перспективах развития правового государства в России.
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью исследования, и включает в себя: введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы.
В работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрена сущность правового государства;
3) разобраны основные характеристики правового государства;

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 66.68 Кб (Скачать файл)

В планетарном масштабе распространению  и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.

Перед  тем как начать разбирать следующий вопрос о сущности правового государства, хочется отметить, что, теория правового государства в целом, как и ее основные положения, всегда отражали общечеловеческие ценности и интересы. Что же касается их интерпретации и применения на практике, то в них неизменно на первый план выступали интересы, взгляды и суждения власть имущих.

 

  1. Сущность правового государства

В общественном сознании правовое государство означает такой тип  государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Можно, конечно, сказать и более полно: правовое государство есть определенная форма организации государственной власти, где государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равенстве всех перед законом.

Правовое государство  представляет собой сложную, многофакторную систему. Ведь право и закон только тогда чего - то стоят, когда они  выражают высшие человеческие ценности - истину, разум, свободу, справедливость и способствуют их реальному воплощению в жизнь. Собственно в идее правового государства можно выделить два главных элемента: 1) свободу человека и наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип: «Дозволено все, что не запрещено законом».

Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть рамки ограничений личности, прежде всего, в экономике, сфере внедрения научно - технического прогресса в производство и так далее.  Не случайно в настоящее время в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации предприятий, банкротству, которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, их творческому потенциалу, дают возможность не только почувствовать себя хозяевами, но и стать ими. Очевидно, что при этом взаимоотношения индивида с государством должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека. Хорошую базу для отмены устаревших тормозящих право факторов создает Конституция РФ 1993 года, которая устанавливает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».8

В общем смысле Конституция 1993 года свидетельствует о завершении подготовительного периода и  знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Наиболее значимые блоки права в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле, «права человека», которые призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности.

В Конституции РФ сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».9 Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Права человека, как главное звено правового стимулирования для индивида, - есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. М.В. Рац справедливо отмечает, что ценность гражданского общества состоит именно в том, что оно «мешает неправовому государству, просто несовместимо с ним. Тут уж одно из двух: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в «винтиков» и «население», либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда «винтиками» обязаны быть государственные чиновники». Правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию, которая лишь неискушенному «зрителю» может показаться реальностью.10

 В современный период  проблемы прав человека выходят  на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются  общими закономерностями возникновения  и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать подобные явления могут только в одной связке. Это свидетельствует о том, что соединяющие звенья между человеком и государством должны быть истинно правовыми. Право выступает антиподом произвола и барьером на его пути. Поскольку политическая власть (особенно исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон необоснованному попранию прав человека. Правовые ограничения необходимы и для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Естественно, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством: утверждается верховенство первого и оно возвышается над вторым.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Следует заметить, что развитая правовая система государства еще  не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, рамки действия которого были существенно расширены. Уголовно - наказуемыми признавались по сути административные и дисциплинарные проступки, а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления. Поэтому в различных государственных образованиях право может играть разную роль. Правовое государство - это союз свободных граждан.

На мой взгляд, в рамках понятия «правовое государство» существует еще один аспект – межгосударственный, межнациональный.

Развитые западные страны (США, Англия, Франция, Германия), провозгласив себя демократическими, правовыми государствами, за пределами своих территорий считают себя вправе нарушать те самые гуманистические правовые основы, провозглашенные в собственных конституциях, но уже по отношению к гражданам других государств. Одним словом, в своем доме я вроде бы и справедливый хозяин, а на улице делаю что хочу, сообразуясь со своими только личными интересами. Яркое подтверждение этому события в Югославии. По-моему, в полной мере назвать такое государство правовым, не вполне логично.

Таким образом, правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Правовое государство  при всех его особенностях и специфике  должно обладать объективными свойствами и признаками которые присущи правовой государственности вообще. Их рассмотрим в следующей главе.

 

 

 

 

 

  1. Основные характеристики правового государства

3.1. Признаки правового государства

Развитие идеи правового  государства, эволюция взглядов различных  мыслителей и теоретиков, отмеченные в первой главе работы, привели  к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы признаков. Признаки - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами.

Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права во всех сферах жизни  общества; правовая защищенность человека и гражданина; взаимная ответственность государства и личности; правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

Господство, или верховенство, права предполагает:

Во-первых, правовую организацию  государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных  структур строго на основе закона.

Во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей.

В-третьих, связанность государства  им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц.

В-четвертых, верховенство Конституции  в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, и юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, то есть непосредственно реализовывались без каких-либо последующих актов.

Правовая  защищенность человека и гражданина. Этот признак лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями. Абсолютность этого признака состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством должны строиться только на правовой основе. Только сознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

Для признака правовой защищенности характерны следующие особенности: равенство сторон; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его существования.

Признак правовой защищенности человека и гражданина выводит нас на следующий признак - взаимная ответственность государства и личности. Не только граждане, предприятия и организации несут ответственность за свои обязанности перед государством, но и государство, его органы и должностные лица должны отвечать перед гражданами, предприятиями, организациями.

При анализе понятия «правового государства» из поля зрения выпадает вопрос о легитимности власти. Между тем, если власть не легитимна в своей основе, или в каких-то элементах политической государственной структуры, то законность будет однобокой.

Власть в государстве  может олицетворять один человек, она  может принадлежать группе лиц. Но для правового государства характерным является только демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Правовое  разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и  судебную применительно к современным  государствам должно пониматься не как  дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Правовое государство, в отличие от деспотического или полицейского, само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил, центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот признак определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

Однако верховенство законодательной  власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Информация о работе Правовое государство