Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить основные характеристики правового государства (его признаки, экономическую, нравственную и социальную основы), разобраться в проблемах и перспективах развития правового государства в России.
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью исследования, и включает в себя: введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы.
В работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрена сущность правового государства;
3) разобраны основные характеристики правового государства;
Введение
Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако, практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов, и обычно останавливалась на более низких - выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором — в роли «слуги» общества.
Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления - согласно статье 1 Конституции Российской Федерации. Хотя, я считаю, Россия лишь на пути к созданию правового государства, и путь этот будет долгим. Формально же получается, что мы уже живем в правовом государстве. Россия провозглашена правовым государством, поэтому каждый гражданин, а тем более юрист должен знать, что же такое – правовое государство, и что необходимо для его создания.
Актуальность темы обусловлена, во-первых, постоянным обращением к ней со стороны ученых-правоведов. Упоминание о правовом государстве можно найти практически во всех учебниках по общей теории государства и права и конституционному праву России, выпущенных за последние десять лет, в главах книг, посвященных данному вопросу, в статьях правоведов самых различных взглядов. Идея правового государства является одной из центральных в теории государства и права. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Во-вторых, данная тема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств стремятся стать правовыми.
Предмет исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека.
Цель данной курсовой работы
- разобраться в понятии
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью исследования, и включает в себя: введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы.
В работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрена сущность правового государства;
3) разобраны основные
характеристики правового
4) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
Задолго до нашей эры величайшие мыслители начали поиск принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия общества, государства и права. Подобный поиск был не случайным. Древние греки, древние римляне стремились к познанию справедливого устройства и организации общественной жизни. В данном контексте возникает идея, в которой право, благодаря признанию и поддержке публичной власти, само становится властной силой - законом, обязательным для всех. Государственная власть, признающая право, рассматривается в качестве справедливой публично-властной силы. Согласно этому представлению формируется первый символ правовой государственности - богиня правосудия Фемида - выражающий единство справедливости, права и силы. По представлению древних, этот образ правосудия был значительно шире идеи справедливого суда, так как охватывал и идею справедливой государственности.
Античный период явился отправной точкой для построения более поздних концепций, учений, раскрывающих особенности и функции правового государства. Хотя и в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей можно обнаружить исходные теоретические постулаты. Так, Платон и Аристотель отмечают значимость разделения властей и власти закона. Платон говорит о близкой гибели того государства, в котором власть правителя выше, чем власть действующих законов.1 Характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и закона получила развитие и новое выражение в трактовке Цицероном государства как публично-правовой общности. Цицерон стоит у истоков собственно юридического понимания правовой государственности. В его трактовке республики, как правовой организации дела народа, присутствуют идеи народного суверенитета и естественного права. Во всей античности вряд ли можно найти более продвинутую концепцию в области осмысления базовых принципов правового государства.
Заметное влияние идеи античных авторов оказали на последующие концепции. В условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма в странах Западной Европы, в эпоху буржуазных революций (XVII - начало XIX вв) и утверждения принципиально нового общественно-политического строя, идея гуманизма и принципов свободы и равенства всех людей воплощается в учение о правовом государстве, которое приобретает теоретически обоснованный и развернутый вид. Работы Гроция, Монтескье, Локка, Руссо, Канта, Гегеля проявляют существенную новизну позиции буржуазных мыслителей, которые в отличие от античных авторов рассматривают проблему политической свободы в ее отношениях, как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину.
Одной из ключевых политико-правовых идей Руссо является обеспечение свободы индивида через утверждение в современном ему государстве принципа народовластия. «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» - такими словами открывается трактат Руссо «Об общественном договоре». Однако в то время как Монтескье и Вольтер разрабатывали проекты либерального правления по английскому образцу, Руссо предложил создать республику, где принцип равенства, прежде всего имущественного равенства (обаяние «прекрасной химеры»), по сути, заслоняет собой иные, важнейшие демократические положения (например, справедливость, верховенство права и законность, разделение властей и др.). Эгалитарный утопизм Руссо преодолевается Кантом, выступившим с философским обоснованием либеральной теории правового государства. Благо государства, по Канту, состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами. Сущность государства выражается в обеспечении прав и свобод своим гражданам через идеалы конституционализма и парламентаризма. Важнейшим принципом публичного права философ считал право народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия Конституции, выражающей его волю. Государство, по его мнению, это «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.
Однако в политико-юридической литературе категория «правое государство» утверждается только в XIX в. Она была введена Карлом Велькером в 1813 году в книге «Конечные основания права, государства и наказания, развитие философско-исторических в соответствии с законами наиболее примечательных прав народа». Сравнивая общество с организмом, Велькер выделяет такие периоды его жизни, как детство, юношеская пора, зрелый возраст, старость и смерть. Детству, патриархату сопутствует деспотический строй, юношеской поре - теократии (по типу египетских или шумерских), а зрелому возрасту – «гражданское правовое государство», старости и смерти - государство, уходящее и ушедшее в небытие. Таким образом, в общем контексте периодизации, избранной Велькером, деспотия, теократия, гражданское правовое государство предстают как сменяющие друг друга образы правления. Немецкий мыслитель впервые вводит в политико-юридическую науку мысль о правовом государстве как о государстве граждан. Он акцентирует внимание не на институтах государственной власти, но на собственно человеческом факторе существования современных государств.
Крупным теоретиком правового государства в Германии XIX веке был Моль, известный немецкий юрист и политический деятель. Свою концепцию Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства». Автор данной работы исходит из того, что наступление Нового времени ознаменовалось появлением правового государства. В концепции Моля можно выделить три ключевых момента:
1. правовая государственность возникает на самой высокой стадии исторической эволюции и только этой стадии она сообразна;
2. свобода каждого гражданина
и всех граждан, вместе взятых,
- главная забота правового
3. разумная организация
системы государственных
Идеи, близкие либеральным взглядам Велькера и Моля, высказывали и теоретики иных мировоззренческих и политических ориентации. Например, Фридрих Юлиус Шталь, убежденный консерватор, в работе «Философия права» (30-е гг. XIX века) пишет: «Государство должно быть правовым государством. Таков лозунг и такова истина развития Нового времени. Посредством права оно должно точно определить и твердо гарантировать направление и границы своей деятельности, равно как и пространство свободы своих граждан». Позже К. Ясперс отмечал, что «классическим типом политической свободы, который всем служит ориентиром, а многим - образцом для подражания, сложился в Англии более семисот лет тому назад. На этой духовной политической основе в Америке удалось создать новый тип свободы. На самой маленькой территории эту свободу осуществила Швейцария». Прекрасным подтверждением этому являются Великая хартия вольностей (1215 год) и Нортхэмптонский статут (1328 год).2
На рубеже 60-70-х гг. XIX в.
идеи правовой государственности начинают
осваиваться и российскими
В 1906 г. В.М. Гессен предлагает считать правовым государством «государство, которое признает обязательную силу всех тех законов и юридических норм, которые издаются как легислатурами, так и правительствами, связаны и ограничены правом, стоят под правом, а не вне его и над ним». Достаточно оригинально к определению правового государства подошел Б.А. Кистяковский. Правовое государство он рассматривает в контексте социального государства, считая, что эти два типа неразрывны. Кистяковский впервые употребил формулу «социалистическое правовое государство» в 1909 г. в работе под этим названием. С другой стороны, он обратил внимание на тесную взаимосвязь идеалов правовой государственности и нравственных устоев общества.
Развитие отечественной
концепции правового
В духе разрабатываемой в отечественной литературе концепции цивилизма и либертарной теории правовое государство определяет академик B. C. Нерсесянц: «Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод гражданина».6
К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. Так, на конституционном уровне формула правового государства в сочетании с принципом социальности прямо зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 г., в Конституции Испании 1978 г. Конституция РФ также объявляет Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством.7