Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить основные характеристики правового государства (его признаки, экономическую, нравственную и социальную основы), разобраться в проблемах и перспективах развития правового государства в России.
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью исследования, и включает в себя: введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы.
В работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрена сущность правового государства;
3) разобраны основные характеристики правового государства;

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 66.68 Кб (Скачать файл)

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает  сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, прежде всего, конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Итак, признаками правового государства, подробно рассмотренными выше, являются: господство права во всех сферах жизни общества; правовая защищенность человека и гражданина; взаимная ответственность государства и личности; правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

3.2. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.         

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это  суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Таким образом, формирование правового государства возможно при наличии следующих основных условий: экономической базы (многообразие форм собственности на основе их равноправия и одинаковой защиты); социальной базы (всесторонняя защита личности); нравственной базы (признание основных прав и свобод человека и гражданина).

Для того чтобы понять каким образом достигнуть правового государства в Российской Федерации нам нужно, прежде всего, точно понимать к чему именно мы стремимся, по каким критериям определить что общество живет и развивается в условиях такого государства. Итак, следующая задача – рассмотреть Россию как правовое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России

Установление конституционного строя является обязательным условием правового государства. Конституция РФ принятая в1993 году, отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы и цели, чем существующие реальности, «это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом».11 В целом Конституция заключает в себе как бы эффект опережающего действия. Возможно, что ее создатели не учли всех сложностей предстоящего переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона этого документа. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям, переориентировать общественное сознание.

Прежде всего, приходится констатировать, что в стране нет  пока социально-экономических и политических условий, нравственного климата, политического и культурного уровня, которые позволяют осуществлять принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на все бросающиеся в глаза перемены, действительно новой государственности в России так и не создано. Нельзя не учитывать и разгул преступности, чиновничий произвол, неуважение к личности, игнорирование законов и другие негативные явления современной российской жизни. Правовое государство надо строить, мобилизовав усилия всего общества.

В истории страны можно  отметить неоднократные попытки  утверждения ценностей либерализма, открытого общества, которые сменялись  прямо противоположным процессом, стремлением восстановить авторитарное государство и традиционализм. В настоящее время Россия чаще всего рассматривается в качестве «застрявшей» между авторитарно-тоталитарным прошлым и пока еще несбывшимся либеральным будущим страны. Многие исследователи подчеркивают переходный характер современной отечественной государственности. Проблема эта не только и не столько правовая, сколько социально-политическая. Таким образом, появление новой государственности требует длительного промежутка времени, чтобы привести в соответствие институты государственной власти, систему управления.

В то же время законодательство остается одним из важнейших средств  достижения поставленной цели. Движение к правовому государству предполагает совершенствование системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Россией, когда контуры нового общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача. За прошедший постсоветский период не удалось, не только создать новой, демократической законности, но и во многом недосягаемым стал уровень старой дореформенной законности.

Зачастую не выполняются многие решения судов, престиж которых в обществе стал невысок. В последнее время сформировалась устойчивая тенденция неисполнения многих решений судов по гражданским делам, в том числе и государственными органами, а неисполнение судебных решений ставит под сомнение само существование судебной власти, а значит и правового государства.

Правовая реформа в  сфере осуществления государственной власти не должна ограничивается правосудием. Важно обеспечить прямое действие положений Конституции РФ в деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Основной целью реформ в сфере правового обеспечения  экономики должно явиться создание комплексного механизма правового  регулирования, отвечающего как  законам и требованиям свободного рынка, так и экономической безопасности России. В результате принятия трудового кодекса 30.12.01г. обеспечен разумный баланс интересов всех участников трудовых отношений. Главную роль в правовом обеспечении земельной реформы сегодня играет Земельный кодекс РФ, базирующийся на Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации.

Одним из факторов, гарантирующих  успешное формирование правового государства, является совершенствование государственного аппарата, осуществление административной реформы. Важнейшими направлениями этого процесса в ближайшей перспективе видятся: улучшение подбора профессиональных служащих государственного аппарата и усиление борьбы с коррупцией в государственном аппарате и государственных хозяйственных организациях и учреждениях. Предстоит принятие Кодекса государственной службы, осуществление антикоррупционной программы. Необходимо также создание административной юстиции как самостоятельной подсистемы в судопроизводстве, как формы контроля за законностью в сфере управления.

Для реализации законодательной стратегии необходимо отработать механизм своевременной подготовки и принятия законов, регулирующих все стороны жизни российского общества. Предстоит также большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с международным правом и международными обязательствами России, хотя этот процесс был начат еще в годы «перестройки». Строить новую Россию надо на прочном законодательном фундаменте. Это единственно верный путь, позволяющий вывести страну в состоявшееся правовое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Таким образом, анализ исследуемого материала, исторической и современной действительности позволяет сделать следующие выводы.

Идея правового государства  терминологически обозначает связь  права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно  только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.

Учение о правовом государстве  возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в  своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

Возникновение и эволюция идеи правового государства - процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

Человечество выстрадало идею правовой государственности в  многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство - антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.

Анализ современной ситуации в России приводит к следующим выводам:

Правовое государство в России немыслимо без развитого гражданского общества, которое «выращивается» процессами соучастия граждан в принятии и реализации общественно значимых решений на всех уровнях - от местного, до государственного.

Правовое государство недостаточно декларировать, зафиксировать, пусть даже на конституционном уровне, процесс его создания сопряжен с рядом факторов (социально-культурных, юридических, экономических, политических).

Российское общественное устройство «физически» не может повторять никакие из имеющихся (американских, европейских или азиатских) аналогов. Создание правовой государственности в стране неизбежно сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных ресурсов.

Процесс формирования правового  государства  предполагает  создание системы политических, юридических  и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных  положений,  равенство всех перед  законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших  задач,  связанной с формированием  правового государства, я считаю, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В настоящее время, на мой взгляд, принято достаточное количество законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Закон о гражданстве,  Закон о собственности, Договор об общественном согласии, Гражданский Кодекс и др. Но самое главное - создать условия и действенные механизмы для нормального функционирования принятых законов.

Современная Россия в последние  годы делает важнейшие и серьезные  шаги по пути к созданию полноценного правового государства. Поэтому  я, как и большинство моих соотечественников, надеюсь на успех в достижении этой цели.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. - М.: Юрайт, 2012г. -48 с.

2. Российская газета. Не будет ни революций, ни контрреволюций. - 2001г. - 4 апр. - 2-5 с.

3. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. - М.: Наука, 1971г. – 226 с.

4. Аристотель. Политика. - М., 1911г. – 138 с.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Новый юрист, 2007г. - 624с.

6. Корельский В.М., Перевалов  В.Д. Теория государства и права. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008г. - 570 с.

7. Краснов М.А. Перспективы правового государства в России. Общественные науки и современность. = 2003г. - №2. - 56-66 с.

8. Любашиц В.Я. Теория государства и права. - Р-н/Д.: МарТ, 2002г. - 512 с.

9. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Схемы с коментариями: учебное пособие. – М.: Проспект, 2012г. – 200с.

10. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. В 2-х тт. Т.1 - М.: Зерцало, 2006г. - 416 с.

11. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее. - М.: Зерцало, 1996г. - 88 с.

Информация о работе Правовое государство