Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение правового государства, а именно, зарождение и развитие идей правового государства, и их воплощение в Конституциях Российской Федерации. А так же рассмотрение субъектов правоотношений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить возникновение, зарождение и развитие идей правового государства;
2. рассмотреть основные черты правового государства;
3. выяснить роль юристов в создании правового государства России.
4. Дать понятие что такое «субъект», разобраться, что определяет его правовой статус;
5. Охарактеризовать виды субъекта;
6. Рассмотреть правоспособность и дееспособность физических лиц, как субъектов правоотношений;
7. Дать понятие «юридическому лицу» .

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………....2
2. Правовое государство……………………………………………………4
2.1 Возникновение и развитие идеи правового государства.
РФ – правовое государство……………………………………….…4
2.2 Основные черты правового государства…………………………...9
2.3 Роль юристов в создании правового государства России…….…14
3. Субъекты правоотношений…………………………………………..…..17
3.1 Субъекты правоотношений и их виды…………………………...….17
3.2Физические лица, как субъекты правоотношений, их правоспособность и дееспособность……………………………………18
3.3 Юридические лица………………………………………………….24
3.4 Правоспособность (правосубъектность) юридического лица…...26
4. Заключение………………………………………………………………30
5. Список литературы………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИТОГ.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

 

        Группа:  П-131                     вариант: 4

        Студентка: Снигирева Кристина Александровна

        По  дисциплине:  Теория государства

 

 

 

 

 

 

    Дата сдачи  работы: _________________________

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………....2
  2. Правовое государство……………………………………………………4
    1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

РФ – правовое государство……………………………………….…4

    1. Основные черты правового государства…………………………...9
    2. Роль юристов в создании правового государства  России…….…14
  1. Субъекты правоотношений…………………………………………..…..17

3.1 Субъекты правоотношений и их виды…………………………...….17

3.2Физические лица, как субъекты правоотношений, их правоспособность и дееспособность……………………………………18

3.3  Юридические лица………………………………………………….24

3.4 Правоспособность (правосубъектность) юридического лица…...26

4. Заключение………………………………………………………………30

5. Список литературы………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение теорий происхождения  государства и права в науке  и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время зарубежные страны достигли высокого уровня правового и социального государства. В России аналогичные процессы далеки от своего завершения. Наше общество сейчас характеризуется переходным состоянием, поэтому многие предпосылки правового государства еще в полной мере не сложились. Однако политико – правовая установка на создание правового государства имеется. Статья 2 Конституции России 1993 года определяет государство как “правовое”. Появление последнего возможно только в обществе с устоявшимися отношениями, с окрепшими экономическими, социальными и политическими институтами.

Целью работы является рассмотрение правового государства, а именно, зарождение и развитие идей правового государства, и их воплощение в Конституциях Российской Федерации. А так же рассмотрение  субъектов правоотношений. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

    1. изучить возникновение, зарождение и развитие идей правового государства;
    2. рассмотреть основные черты правового государства;
    3. выяснить роль юристов в создании правового государства России.
    4. Дать понятие что такое «субъект», разобраться, что определяет его правовой статус;
    5. Охарактеризовать виды субъекта;
    6. Рассмотреть правоспособность и дееспособность физических лиц, как субъектов правоотношений;
    7. Дать понятие «юридическому лицу» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое государство.

    1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

РФ – правовое государство.

Идеи, из которых складывается концепция правового государства, возникли давно. Они обусловили возникновение  концепции правового государства, родоначальником которой обычно признается немецкий философ И. Кант. Однако термин “правовое государство” был введен в науку только в  начале XIX в. Он получил распространение  в юриспруденции континентальной  Европы; в странах англосаксонского права в употреблении другое выражение  с тем же смыслом – rul of law - “правление права”. С момента своего возникновения вплоть до наших дней доктрина правового государства постоянно развивалась, теряя одни идеи и приобретая другие.

Словосочетание “правовое государство” получило несомненную прописку в теории государства и права, хотя признать его полностью удачным не представляется возможным. Неправовых государств в природе не существует. Любое государство является правовым в том смысле, что оно творит право или что оно постоянно каким-то образом с правом взаимодействует. Поэтому выражение “правовое государство” в науке получило специальное значение. Оно употребляется для обозначения особых свойств, которыми обладает не всякое государство. Эти качества оно приобретает в определенной социальной среде, на определенном этапе своего развития.

Право России и ряда зарубежных стран использует выражение “правовое государство”. Однако ни в одной стране оно формально не определено, поэтому относительно набора черт, свойственных правовому государству, амплитуда колебания мнений ученых весьма широка. Объем диапазона определяется различными политическими позициями и субъективным мнением авторов. Например, в западной социологии указывается более тридцати его признаков, в российской юриспруденции - примерно два десятка. Представляется, что перечень характеристик правового государства неправомерно увеличен. Он расширен за счет включения социальных институтов или государственных свойств, имеющих самодовлеющее значение и прямо к правовому государству не относящихся. Последние по отношению к нему выступают либо в виде предпосылок (условий), либо связаны с ним функционально или иным образом. Поэтому следует различать с одной стороны признаки правового государства, а с другой стороны — социальные институты и государственные характеристики, связанные с правовым государством, но представляющие собой самостоятельную ценность.

Свойства правового государства  между собой тесно связаны: отсутствие хотя бы одного из них в состоянии  обрушить всю конструкцию.

Правовое  государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

В Конституции РФ нашли  свое признание и нормативное  закрепление все три основных аспекта правовой государственности - гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция  РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала  РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические  преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в  годы перестройки, особенно после поражения  августовского (1991г.) путча. Получил  общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и  положения, стали развиваться демократическое  законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд  Российской Федерации, Высший арбитражный  суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция  судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в  государственном механизме как  самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и  исполнительной. Принятая Верховным  Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что  государство признает приоритет  прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести  и достоинства человека - главная  обязанность государственной власти. Процесс формирования правового  государства предполагает создание системы политических, юридических  и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных  положений, равенство всех перед  законом и судом, взаимную ответственность  государства и личности.

В течение долгих десятилетий  в нашей стране действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое  правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в  развитии государства и права - становление  в новых «независимых государствах»  государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший  экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший  те негативные последствия, которые  породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому  первоочередной является задача доведения  до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными  органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным  законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности  иметь работу и получать достойное  вознаграждение за свой труд. Государство  оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы  своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен  таким образом, что законодательная  власть не способна организовать действенный  парламентский контроль за деятельностью  исполнительной власти по организации  и обеспечению реализации федеральных  законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы, наконец, преодолеть застарелый порок российской власти - тенденцию к ее монополизации  и бесконтрольности, развить и  упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории  учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это  должны сделать сторонники действующей  конституции, не откладывая дело до прихода  к власти ее противников.

2.2Основные черты правового государства

Основными признаками правового государства  являются:

    1. Разделение властей;

Разделение  властей - одна из основных черт правового государства.

Разделение властей это  принцип, или теория, исходящая из того, что  для обеспечения процесса нормального функционирования государства  в нем должны существовать относительно не зависимые друг от друга власти. Это законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная  власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству. Судебная – суду.

а) законодательная власть

Информация о работе Правовое государство