Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение правового государства, а именно, зарождение и развитие идей правового государства, и их воплощение в Конституциях Российской Федерации. А так же рассмотрение субъектов правоотношений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить возникновение, зарождение и развитие идей правового государства;
2. рассмотреть основные черты правового государства;
3. выяснить роль юристов в создании правового государства России.
4. Дать понятие что такое «субъект», разобраться, что определяет его правовой статус;
5. Охарактеризовать виды субъекта;
6. Рассмотреть правоспособность и дееспособность физических лиц, как субъектов правоотношений;
7. Дать понятие «юридическому лицу» .

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………....2
2. Правовое государство……………………………………………………4
2.1 Возникновение и развитие идеи правового государства.
РФ – правовое государство……………………………………….…4
2.2 Основные черты правового государства…………………………...9
2.3 Роль юристов в создании правового государства России…….…14
3. Субъекты правоотношений…………………………………………..…..17
3.1 Субъекты правоотношений и их виды…………………………...….17
3.2Физические лица, как субъекты правоотношений, их правоспособность и дееспособность……………………………………18
3.3 Юридические лица………………………………………………….24
3.4 Правоспособность (правосубъектность) юридического лица…...26
4. Заключение………………………………………………………………30
5. Список литературы………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИТОГ.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

Законодательная власть представительна. На основе выборов народ передает  власть своим представителям и таким  образом уполномочивает представительные органы осуществлять представительную власть.  В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве.  Как отмечал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти  в лице каких- либо членов или частей общества   проистекают из нее и подчинены ей».

б) исполнительная власть

В отличие от законодательной  власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная  власть имеет  по своей сути  вторичный,  производный характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные.

в) судебная власть

Органы, представляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая, как говорилось уже, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в споре о праве. Только судебная власть, но не как не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии  и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом.

    1. Верховенство закона;

Подчинившись правовым законам, государство превращается в одного из субъектов права, и в этом качестве оно равноправно с другими  субъектами, в первую очередь с  индивидами. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни, стало быть, правовое государство.

Господство права и  верховенство правового закона предполагают соответствующую правовую организацию  самой системы государственной  власти. Верховенство закона связано  с анализом его содержательной стороны, т.е. что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми  и несправедливыми. Суть вопроса  здесь состоит в том, чтобы  закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей  и таким образом соответствовал своей правовой природе. Закон может  быть правовым и соответствовать  воле большинства народа. Для реального  выявления воли большинства народа есть механизм — это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной  практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.

    1. Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

Права и свободы человека и гражданина - права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными  и неотъемлемыми для каждого  человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или  религиозной принадлежности.

Конституция указывает, что  перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание  или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения  человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции  РФ.

Для положения человека в  обществе важен принцип равенства перед законом и судом , закрепленный в ст. 19:

а)  Все равны перед законом и судом.

б)  Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

в) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В Основном Законе появилась  новая, весьма значимая конституционная  характеристика прав и свобод человека и гражданина - они признаются непосредственно  действующими, а также определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и  исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

    1. Социальная и юридическая безопасность личности;

Безопасность  личности – это состояние защищенности конституционных прав и свобод человека и гражданина, представляющее собой обязательное сохранение существа отражаемых в них ценностей и определяемое на основе отслеживаемых качественных и количественных параметров, поддерживаемых в динамическом равновесии.

Юридическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз правовыми средствами.

    1. Верховенство и прямое действие конституции;

Конституция является источником государственного права страны и  основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и  правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных  и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения  государственных органов, основы правового  положения личности представляют юридический  фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции  и ее нормам.

    1. Взаимная ответственность государства и личности;

Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между  государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Государство и личность взаимосвязаны  и взаимозависимы: государство не может существовать без личности, а личность — без государства. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, предоставляет  возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государству его существование, развитие и процветание.

Правовое положение и  взаимоотношения всех субъектов  общественной, политической и государственной  жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы  всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для  злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры  государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается, и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

 

    1. Признание человека высшей ценностью, целью государства;

В правовом государстве именно личность является основой всего, а  свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе  ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы  личности в качестве неотчуждаемых  и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения  зафиксированы в ст. 2, а также  в статье 17, 18.18 При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать “разумный эгоизм” — я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства — все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

2.3 Роль юристов в создании правового государства России

Одной из наиболее востребованных профессий современной России является юрист, поскольку роль и значение юриспруденции в обществе неуклонно  возрастает. Именно на юристов во всем мире возложена защита жизни, чести  и достоинства граждан, от них, в  значительной степени, зависит и  эффективная работа всех звеньев  государственного и хозяйственного механизма.

В настоящее время нет  в мире страны, которая не хотела бы обеспечить общественную и государственную  деятельность хорошо подготовленными  кадрами, в первую очередь, обладающими необходимыми знаниями в правовой сфере. Профессиональные юридические знания необходимы как специалисту, осуществляющему свою профессиональную деятельность в правовом поле, так и руководителю, предпринимателю самого широкого профиля, так как все виды деятельности в правовом государстве реализуются в правовой форме.

Основываясь на росте популярности юриспруденции, российское общество, признало ее значимость и начало рассматривать  юриспруденцию в качестве необходимого и обязательного условия жизни  современного общества.

Юридическое сообщество России объединяет представителей юридической  профессии разных направлений - это  работники органов юстиции, прокуратуры, представители судебной системы, следователи, сотрудники милиции, учреждений исполнения наказаний и судебных приставов, адвокаты, нотариусы, юристы государственных  органов власти и коммерческих организаций, студенты юридических факультетов.

Профессия юриста в современном  обществе является одной из наиболее востребованных, поскольку юристы являются носителями и проводниками правовой культуры. Чтобы страна развивалась  и была настоящим правовым государством, требуется наличие юридических  кадров, обладающих профессионализмом  высоко уровня, что, прежде всего, зависит  от уровня подготовки специалистов и  качества юридического образования.

В России учится семь с половиной  миллионов студентов, среди которых  более восьмисот тысяч студентов  юридических факультетов. Именно они  впоследствии придут на смену специалистам, которые в настоящее время  обеспечивают функционирование всей системы  государственного управления.

Одним из ключевых моментов, определяющих степень значимости юриспруденции, рассматриваемой как механизм построения правового государства в современной  России, является многолетний труд юристов всех направлений, нацеленный на создание обширной, регулирующей все существующие общественные отношения, нормативной правовой базы Российской Федерации.

Созданная и функционирующая  в настоящее время в России правовая система требует неукоснительного обеспечения единства правового  пространства, целью которого является достижение оптимального соотношения  регионального законодательства с  федеральным с учетом их сбалансированности и иерархической соподчиненности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З. Субъекты правоотношений

3.1Субьекты правоотношений  и их виды

Субъекты  правоотношений - это их участники, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями (субъекты права)

Субъектов правоотношений не может быть менее двух, число субъектов  не ограничено.

Субъекты  правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении, это лица между которыми возникают, складываются правоотношения. Поэтому в правоотношениях принято выделять 2 стороны: управомоченную и обязанную.

Управомоченная сторона  это носитель субъективных прав, обязанная  сторона – носитель юридических  обязанностей. В реальных правоотношениях  нередко одна сторона имеет 2 стороны. Субъектами правоотношений могут выступать  физические и юридические лица.

Физические  лица - это граждане РФ, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), иностранные граждане.

По сравнению с гражданами РФ, другие физические лица несколько  ограничены в своих правах и не несут ряд обязанностей.

Только граждане РФ могут  избирать и быть избранными, могут  находиться на государственной службе РФ, обязаны охранять Отечество, служить  в вооруженных силах.

Характер и степень  субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты:

1. Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей;

2. Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности;

3. Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт).

Юридические лица - это коллективные субъекты: государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д.

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ).

Информация о работе Правовое государство