Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:01, реферат
Целью работы является рассмотрение правового государства, а именно, зарождение и развитие идей правового государства, и их воплощение в Конституциях Российской Федерации. А так же рассмотрение субъектов правоотношений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить возникновение, зарождение и развитие идей правового государства;
2. рассмотреть основные черты правового государства;
3. выяснить роль юристов в создании правового государства России.
4. Дать понятие что такое «субъект», разобраться, что определяет его правовой статус;
5. Охарактеризовать виды субъекта;
6. Рассмотреть правоспособность и дееспособность физических лиц, как субъектов правоотношений;
7. Дать понятие «юридическому лицу» .
1. Введение…………………………………………………………………....2
2. Правовое государство……………………………………………………4
2.1 Возникновение и развитие идеи правового государства.
РФ – правовое государство……………………………………….…4
2.2 Основные черты правового государства…………………………...9
2.3 Роль юристов в создании правового государства России…….…14
3. Субъекты правоотношений…………………………………………..…..17
3.1 Субъекты правоотношений и их виды…………………………...….17
3.2Физические лица, как субъекты правоотношений, их правоспособность и дееспособность……………………………………18
3.3 Юридические лица………………………………………………….24
3.4 Правоспособность (правосубъектность) юридического лица…...26
4. Заключение………………………………………………………………30
5. Список литературы………………………………………………………32
Законодательная власть представительна. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять представительную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких- либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».
б) исполнительная власть
В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные.
в) судебная власть
Органы, представляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая, как говорилось уже, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в споре о праве. Только судебная власть, но не как не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом.
Подчинившись правовым законам,
государство превращается в одного
из субъектов права, и в этом качестве
оно равноправно с другими
субъектами, в первую очередь с
индивидами. Без правового (формального)
равенства государства и
Господство права и
верховенство правового закона предполагают
соответствующую правовую организацию
самой системы государственной
власти. Верховенство закона связано
с анализом его содержательной стороны,
т.е. что закрепляется в законах,
поскольку законы могут быть справедливыми
и несправедливыми. Суть вопроса
здесь состоит в том, чтобы
закон соответствовал идее справедливости,
приоритету общечеловеческих ценностей
и таким образом соответствовал
своей правовой природе. Закон может
быть правовым и соответствовать
воле большинства народа. Для реального
выявления воли большинства народа
есть механизм — это наиболее полное
отражение общественного
Права и свободы человека и гражданина - права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности.
Конституция указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РФ.
Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом , закрепленный в ст. 19:
а) Все равны перед законом и судом.
б) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
в) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
В Основном Законе появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина - они признаются непосредственно действующими, а также определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Безопасность личности – это состояние защищенности конституционных прав и свобод человека и гражданина, представляющее собой обязательное сохранение существа отражаемых в них ценностей и определяемое на основе отслеживаемых качественных и количественных параметров, поддерживаемых в динамическом равновесии.
Юридическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз правовыми средствами.
Конституция является источником
государственного права страны и
основным ее законом, закрепляющим общественное
и государственное устройство, организацию,
взаимоотношения и полномочия высших
органов государственной
Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.
Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.
Государство и личность взаимосвязаны
и взаимозависимы: государство не
может существовать без личности,
а личность — без государства.
Правовое государство обеспечивает
личности защиту ее прав и свобод, предоставляет
возможность участвовать в
Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.
Важным гарантом незыблемости
прав и свобод граждан является
конституционное положение, в соответствии
с которым властные структуры
государства обязаны обеспечить
каждому возможность
В правовом государстве именно
личность является основой всего, а
свобода и независимость
2.3 Роль юристов в создании правового государства России
Одной из наиболее востребованных профессий современной России является юрист, поскольку роль и значение юриспруденции в обществе неуклонно возрастает. Именно на юристов во всем мире возложена защита жизни, чести и достоинства граждан, от них, в значительной степени, зависит и эффективная работа всех звеньев государственного и хозяйственного механизма.
В настоящее время нет в мире страны, которая не хотела бы обеспечить общественную и государственную деятельность хорошо подготовленными кадрами, в первую очередь, обладающими необходимыми знаниями в правовой сфере. Профессиональные юридические знания необходимы как специалисту, осуществляющему свою профессиональную деятельность в правовом поле, так и руководителю, предпринимателю самого широкого профиля, так как все виды деятельности в правовом государстве реализуются в правовой форме.
Основываясь на росте популярности юриспруденции, российское общество, признало ее значимость и начало рассматривать юриспруденцию в качестве необходимого и обязательного условия жизни современного общества.
Юридическое сообщество России объединяет представителей юридической профессии разных направлений - это работники органов юстиции, прокуратуры, представители судебной системы, следователи, сотрудники милиции, учреждений исполнения наказаний и судебных приставов, адвокаты, нотариусы, юристы государственных органов власти и коммерческих организаций, студенты юридических факультетов.
Профессия юриста в современном обществе является одной из наиболее востребованных, поскольку юристы являются носителями и проводниками правовой культуры. Чтобы страна развивалась и была настоящим правовым государством, требуется наличие юридических кадров, обладающих профессионализмом высоко уровня, что, прежде всего, зависит от уровня подготовки специалистов и качества юридического образования.
В России учится семь с половиной
миллионов студентов, среди которых
более восьмисот тысяч
Одним из ключевых моментов,
определяющих степень значимости юриспруденции,
рассматриваемой как механизм построения
правового государства в
Созданная и функционирующая
в настоящее время в России
правовая система требует
З. Субъекты правоотношений
3.1Субьекты правоотношений и их виды
Субъекты правоотношений - это их участники, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями (субъекты права)
Субъектов правоотношений не может быть менее двух, число субъектов не ограничено.
Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении, это лица между которыми возникают, складываются правоотношения. Поэтому в правоотношениях принято выделять 2 стороны: управомоченную и обязанную.
Управомоченная сторона это носитель субъективных прав, обязанная сторона – носитель юридических обязанностей. В реальных правоотношениях нередко одна сторона имеет 2 стороны. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица.
Физические лица - это граждане РФ, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), иностранные граждане.
По сравнению с гражданами РФ, другие физические лица несколько ограничены в своих правах и не несут ряд обязанностей.
Только граждане РФ могут избирать и быть избранными, могут находиться на государственной службе РФ, обязаны охранять Отечество, служить в вооруженных силах.
Характер и степень субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты:
1. Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей;
2. Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности;
3. Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт).
Юридические лица - это коллективные субъекты: государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д.
Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ).