Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение правового государства, а именно, зарождение и развитие идей правового государства, и их воплощение в Конституциях Российской Федерации. А так же рассмотрение субъектов правоотношений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить возникновение, зарождение и развитие идей правового государства;
2. рассмотреть основные черты правового государства;
3. выяснить роль юристов в создании правового государства России.
4. Дать понятие что такое «субъект», разобраться, что определяет его правовой статус;
5. Охарактеризовать виды субъекта;
6. Рассмотреть правоспособность и дееспособность физических лиц, как субъектов правоотношений;
7. Дать понятие «юридическому лицу» .

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………....2
2. Правовое государство……………………………………………………4
2.1 Возникновение и развитие идеи правового государства.
РФ – правовое государство……………………………………….…4
2.2 Основные черты правового государства…………………………...9
2.3 Роль юристов в создании правового государства России…….…14
3. Субъекты правоотношений…………………………………………..…..17
3.1 Субъекты правоотношений и их виды…………………………...….17
3.2Физические лица, как субъекты правоотношений, их правоспособность и дееспособность……………………………………18
3.3 Юридические лица………………………………………………….24
3.4 Правоспособность (правосубъектность) юридического лица…...26
4. Заключение………………………………………………………………30
5. Список литературы………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИТОГ.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

Учитывая все перечисленное  выше, можно охарактеризовать юридическое  лицо как признанную государством в  качестве субъекта права организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3.4 Правоспособность (правосубъектность) юридического лица

В отличие от таких субъектов  гражданских правоотношений, как  граждане, юридическое лицо обладает общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права  иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности) и специальной  правоспособностью, предполагающей наличие  у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют  целям его деятельности и прямо  зафиксированы в его учредительных  документах.

Поскольку юридическое лицо является участником имущественных  и личных неимущественных правоотношений, оно наделено гражданской правоспособностью. В большинстве случаев учредителями юридических лиц выступают физические лица. Однако правоспособность юридических  лиц значительно отличается от правоспособности лиц физических. Если правоспособность физического лица возникает с  момента его рождения, а дееспособность в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия, то у юридического лица правоспособность и дееспособность наступают одновременно - с момента  его государственной регистрации  и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим  или специальным характером. Например, некоторые виды деятельности осуществляются свободно, а другие требуют получения  от государства специальных разрешений (лицензий). Право на занятие такой  деятельностью возникает только у лица, получившего лицензию в  установленном порядке. Кроме того, законом могут быть установлены  специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

 Основаниями ограничения правоспособности являются:

1. Ограничения по закону;

2. Наличие специальной лицензии для некоторых видов деятельности;

3. Само юридическое лицо ограничивает себя (цели деятельности установлены в уставе).

Правоспособность юридических  лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу  может иметь только такие гражданские  права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами  целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с  этой деятельностью обязанности (п.1 ст.49 ГК).

Такие ограничения вызваны  тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность  в противоречии с этими целями . Например, государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, поскольку они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам.

Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства  целевые ограничения правоспособности юридических лиц отрицательно сказываются  на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные  документы при каждом, иногда даже не очень существенном, изменении  характера деятельности созданной  ими организации (например, при вступлении ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, "непрофильных" видов деятельности).

Новый ГК, следуя общим современным  тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими  организациями способность иметь  гражданские права и нести  гражданские обязанности, необходимые  для осуществления любых, не запрещенных  законом, видов деятельности, т.е. общую  правоспособность . Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия – не собственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).

Необходимо отметить, что  осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное  разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения  и до истечения срока его действия  и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей  записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться федеральным законом. Вместе с тем государственное  лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности.

Разумеется, учредители коммерческой организации вправе установить перечень видов деятельности, которыми только и может заниматься создаваемое ими юридическое лицо, или прямо исключить для него возможность осуществления отдельных видов деятельности. Такое "самоограничение" правоспособности будет иметь силу и для третьих лиц – других участников оборота, но лишь в том случае, когда они знали или должны были знать о нем . Иначе говоря, такая коммерческая организация сама должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.

Для юридических лиц, сохраняющих  целевую правоспособность по прямому  указанию закона (некоммерческих организаций, унитарных предприятий, банков и  страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые  соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности. Специального оповещения контрагентов об этом не требуется (ибо знание ими  действующего закона предполагается), а потому сделки, выходящие за указанные  пределы, считаются ничтожными вне  зависимости от того, знали ли они  о таких ограничениях (ст.168 ГК).

Прекращение правоспособности юридического лица наступает:

  1. В момент завершения его ликвидации – в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  2. По истечении срока действия лицензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство как несколько  тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом политической власти. Государство оказывает воздействие  на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение  человека и одновременно находится  под влиянием последних.

Для современного человека приобретение знаний о возникновении, сущности, функционирования государства, его институтов необходимо для понимания  их природы, роли в жизни общества и гражданина. Это необходимо также  для выработки своего отношения  к государственным институтам, к  закону и через это – отношения  к другим людям. Знакомство с основными  выводами, к которым пришла человеческая мысль, позволит понять необходимость  государства как формы существования  и развития общества, реализации его  потребностей. Надо учитывать и то, что приобщение нашей страны к  современной цивилизации требует  знакомства с достижениями и проблемами мировой политической науки в  отношении главного субъекта политической власти – государства.

Государство есть организованное общение людей, связанных между  собою духовной солидарностью и  призывающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою  патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками – это значит, что настоящее, здоровое государство покоится на духовных основах. Государство не призвано проповедовать  людям нравственность и добродетель  или принуждать людей к любви, совестливости и духовности. Государство  скорее предполагает эти достоинства  в человеческих душах, как бы подразумевает  их и опирается на них. Принудить  человека к любви и духовности нельзя; но его можно и должно воспитывать к духу и любви, и  государственная школа, несомненно, должна быть проникнута этим стремлением. Высшая цель государства отнюдь не в том, чтобы держать своих граждан в трепетной покорности, подавлять частную инициативу и завоевывать земли других народов; но в том, чтобы организовывать и защищать родину на основе права и справедливости, исходя из благородной глубины здорового правосознания. Для этого государству дается власть и авторитет; для этого ему предоставляется возможность воспитания и отбора лучших людей; для этого оно создает армию и флот. Этой цели государство и призвано служить; а служить ей оно может только через преданное и верное правосознание своих граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция РФ. - М.: Юрайт-М, 2002.
  2.      Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995.
  3. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М,2002.
  4. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2001.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов - 3-е издание. - М.: Юриспруденция, 2000.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. теория государства и права: Учебное пособие для студентов. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.
  7. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). - М.: «издательство ПРИОР», 2002.
  8. Лугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1999.
  9. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. Т.1, 2. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1995.
  10. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., МГСУ: Изд-во «Союз», 1997.
  11. Правовое государство, личность, законность.// Кол. авт. В.С.Нерсесянц и др.// НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Москва, 1997.\
  12. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.
  13. Введение в политологию./ Под ред. Самсонова. М - 1994.
  14. Политология для юристов: Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юристъ, 1999.
  15. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Ось - 89», 1998г.

 

Сайты в сети интернет

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://dic.academic.ru
  3. http://www.bibliotekar.ru

 


Информация о работе Правовое государство