Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства РФ, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России. В задачи работы входит: - определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства; - определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства; - описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;

Файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 40.39 Кб (Скачать файл)

Введение

Одним из элементов государства, претендующего на то, чтобы именоваться  правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического  строя, системы законности и защиты интересов граждан, должен быть конституционный  контроль.

Конституционный контроль, как специальный вид государственной  деятельности, призван обеспечивать правильность применения Конституции  и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь  на Конституции.

Государство создает для  этих целей специальные органы - органы конституционного контроля. В  нашей стране это Конституционный  Суд Российской Федерации.

Создание Конституционного Суда России и появление конституционного судопроизводства, как формы конституционного контроля - одно из важных достижений судебно-правовой реформы в России. Именно это обстоятельство дало толчок к формированию независимой  судебной власти, занимающей самостоятельное  место в системе ветвей государственной  власти РФ.

Впервые в истории России, богатой «традициями» беззакония и  несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека от произвола  власти. Надо учесть, что это самый  совершенный современный институт со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто правосудие, а конституционное правосудие. Его  наличие - одно из условий формирования правового государства, где господствует закон, равный для всех граждан.

Хочется отметить, что рассмотрение выбранной темы вызывает определенные сложности. Это связано, прежде всего, с тем, что пока еще не велик  опыт работы Конституционного Суда. Главной  же проблемой здесь является недостаточная  наработка отечественной правовой наукой теоретической базы для развития конституционного правосудия.

Выбор данной темы объясняется  ее актуальностью на современном  этапе развития законодательства нашей  страны, изобилующего множеством коллизий и противоречий.

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации  Конституционного суда России.

В задачи работы входит:

- определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;

- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;

- описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;

- описание организации деятельности Конституционного суда;

- определение демократических принципов современного конституционного судопроизводства в России.

Судьба конституционного судопроизводства складывалась в нашей  стране не просто, и её нельзя рассматривать  в отрыве от истории развития института  конституционного контроля.

1. История формирования  и развития Конституционного  Суда Российской Федерации

1.1 Понятие и значение конституционного контроля

Конституционный контроль является необходимым атрибутом демократически организованного государства. Он - важнейший  элемент построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым воплощением эволюции правовой системы.

Целью органов конституционного контроля Российской Федерации является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции  государства на всей его территории.

Система конституционного контроля имеет свои корни в российской истории, в том числе, в виде судебного  контроля, который осуществлялся  Верховным судом СССР в 20-е-30-е  годы.

Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля: парламентскую, парламента и общих  судов, парламента и специализированного  органа конституционного контроля, каковым  в России является Конституционный  суд. Шульженко Ю.Л. Конституционный  контроль в России / Ю.Л. Шульженко. - М.: Ин-т государства и права  РАН, 2002. - 164 с.

Роль и компетенции  органов конституционного контроля в разных государствах различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности - проверка конституционности нормативных  актов. В этом заключается основная функция и российского Конституционного суда как важнейшего специализированного  органа конституционного контроля.

Итак, главнейшим органом  конституционного контроля в Российской Федерации является Конституционный  суд РФ. В Федеральном законе о  Конституционном суде РФ 1994 г. было снято определение Конституционного суда РФ как высшего и, таким образом, устанавливалось формальное равенство всех органов конституционного надзора. Однако объем и содержание деятельности Конституционного суда, обязательность решений суда, рассматривающего дела о конституционности законов и других нормативных актов, решающего споры между органами государственной власти объективно предопределяют его положение как высшего органа конституционного контроля.

Подробно полномочия Конституционного суда РФ будут рассмотрены ниже, пока же заметим, что одной из самых  важных его задач в современных  условиях, как подчеркивают отечественные  юристы, является нейтрализация влияния  во многом двойственного и несовершенного характера российской Конституции, отразившего переходное состояние  нашего общества, на общественную и  государственную жизнь России. Кудрявцев  Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы (Международная научный  семинар) / Ю.В. Кудрявцев // Государство  и право. - 2005. - № 1. - С.135.

В целом же, как показывает исторический опыт, институт конституционного контроля приживается только в той  системе общественных отношений, которая  ориентируется на демократические  правовые ценности. В условиях же тоталитарных политических режимов он отторгается  или мимикрирует.

Следовательно, расширение полномочий и механизмов воздействия  нашего отечественного органа конституционного контроля, речь о которых пойдет ниже, можно рассматривать, как предоставленный  нашей стране реальный шанс занять достойное место в системе  цивилизованных правовых государств.

1.2 Образование Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд Российской Федерации был учрежден в 1990 году. Согласно закону РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного  закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 года статья 119 Конституции была изложена следующим  образом: «Конституционный Суд РСФСР  избирается Съездом народным депутатов  РСФСР. Порядок избрания и деятельности Конституционного Суда РСФСР определяется законом РСФСР о Конституционном  Суде РСФСР, утверждаемым Съездом народных депутатов РСФСР». Закон РСФСР  «Об изменениях и дополнениях  Конституции (основного закона) РСФСР». - (http://www.elaw.ru/).

Дальнейшее развитие это  положение получило в 1991 году, когда  законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного  закона) РСФСР» от 24 мая 1991 года во 2-ю  часть 163 статьи было введено упоминание о Конституционном Суде РСФСР  как части судебной системы РСФСР. Этим же законом была введена первая часть статьи 165, гласящая: «Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом Конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме Конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей».3

Первый закон, детально регламентирующий деятельность Конституционного Суда - закон «О Конституционном Суде РСФСР» был принят 12 июля 1991 года на V внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР.

Фактически Суд начал  действовать в январе 1992 года. С  этого времени и до сентября 1993 года им было рассмотрено 27 дел, из них 19 - по ходатайствам о проверке Конституционности  проектов и 8 - по индивидуальным жалобам  граждан. Конституционным Судом  были признаны не соответствующими Конституции  Российской Федерации полностью  или частично 2 постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации, шесть законов и постановлений  Верховного Совета Российской Федерации, два постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации, восемь указов Президента Российской Федерации, четыре акта высших органов государственной  власти республик в составе Российской Федерации.

В своих решениях Конституционный  Суд последовательно отстаивал  принцип разделения власти как основы Конституционной организации государства, согласно которому каждая ветвь власти имеет определенные полномочия и  не вторгается в компетенцию других ветвей. Следуя данному положению, Конституционный  Суд тщательно следил за тем, чтобы  органы законодательной и исполнительной власти не вторгались в компетенцию  друг друга, а также в компетенцию  органов власти.

В деятельности Конституционного Суда нашел свое отражение и важнейший  конституционный принцип - уважение прав и свобод человека и гражданина. Это относилось как к делам  по проверке Конституционности различных  правовых актов, так и делам по индивидуальным жалобам граждан.

События сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное  течение политического процесса в стране. Указ Президента от 21 сентября 1993 года №1400 «О поэтапной Конституционной  реформе в Российской Федерации» прекратил осуществление законодательной, распорядительной и контрольной  функций Съездом народных депутатов  Российской Федерации и Верховным  Советом Российской Федерации.

Под угрозу было поставлено и существование Конституционного Суда, который признал указ Президента №1400 неконституционным и поддержал  Верховный Совет. В Указе Президента от 7 октября 1993 года №1614 «О Конституционном  Суде Российской Федерации» было сказано, что Конституционный Суд «оказался  в глубоком кризисе. Дважды в течение 1993 года он своими поспешными действиями ставил страну на грань гражданской  войны». О Конституционном Суде Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 окт. 1993 г. № 1614 // Российская газета. - 1993. - № 207. - Ст. 3657. - С. 27.

Конституционному суду в  прямой форме было запрещено «созывать  заседания до принятия новой Конституции  Российской Федерации».

В результате референдума 12 декабря 1993 года был одобрен проект новой Конституции Российской Федерации, который подтвердил за Конституционным  Судом право на самостоятельное  существование, хотя его компетенция, порядок формирования и состав были значительно изменены.

А еще через 7 месяцев 21 июля 1994 года вступил в силу Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» ставший точкой отсчета нового этапа  существования данного органа государственной  власти.

Первая статья действующего закона определяет Конституционный  Суд Российской Федерации как  «судебный орган Конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  Конституционного судопроизводства.

В соответствии со статьями 4 и 9, определяющими состав суда и  порядок его формирования в конце 1994 года был начат процесс формирования полного состава Конституционного Суда, завершившийся в феврале 1995 года.

Тем самым было положено начало реальному функционированию модели Конституционного строя России, базирующегося на принципе народовластия, как основе государства, федерализме  государственном суверенитете, правах и свободах человек, как высшей ценности, верховенстве права, политическом плюрализме, разделении властей, многообразии форм экономической деятельности, полноправном участии России в мировом сообществе.

2.  
Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ

2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г.)

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей Конституция Российской Федерации. - М.: ТК К65 Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 32 с. , назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конст. закон, 23 июля 1994 г. // Российская газета. - 1994. - № 36. - Ст. 4. - С. 14-15.

Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением  установленного порядка.

Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда РФ в  срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Федеральным конституционным  законом «О Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный  юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии  не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст  пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность  с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний  день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором  ему исполняется семьдесят лет.

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Информация о работе Правовое государство