Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:22, контрольная работа
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства РФ, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России. В задачи работы входит: - определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства; - определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства; - описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;
Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.
В пленарном заседании
Конституционный суд может
- Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;
- Толкование Конституции Российской Федерации;
- Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- Утверждение посланий Конституционного суда;
- Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 587 с.
В ходе пленарных заседаний
Конституционный суд также
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:
- федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
- договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;
- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти / В.В. Ершов // Государство и право. - 2006. - № 8. - С. 31-35.
Конституционный суд в
заседаниях палат по рассмотрению жалоб
на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам
судов проверяет
В пленарном заседании
Конституционного суда тайным голосованием
большинством голосов от общего числа
судей избирается Председатель - сроком
на три года, заместитель Председателя
и судья-секретарь
Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:
- руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;
- вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
- представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;
- осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.
Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.
В обязанности заместителя
Председателя Конституционного суда входит
осуществление некоторых
Судья-секретарь
После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)
Вторая часть аппарата
- это секретариат, состоящий из ряда
управлений (Управление конституционного
надзора, Управление конституционных
программ частного права, Управление международного
права и т.д.). Яшникова Т.А. Конституционный
Суд в системе высших органов
Российской Федерации / Яшникова Т.А. -
М.: Дело, 2000. - С. 66. В их задачи входит первичное
ознакомление с поступившими обращениями,
подготовка экспертных заключений по
принятым к рассмотрению делам, подготовка
аналитических материалов. В секретариате
имеются также подразделения, занимающиеся
организацией судебных заседаний, контролем
за исполнением решений Конституционного
суда, обеспечением суда необходимой правовой
информацией. Секретариат Конституционного
суда осуществляет информационно-справочную,
аналитическую работу, а также рассматривает
обращения в суд в предварительном порядке
и в случаях, когда они не затрагивают
вопросов, требующих изучения судьями.
Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.
По вопросам своей внутренней
деятельности Конституционный суд
принимает Регламент
Говоря об организации
деятельности Конституционного суда РФ,
следует еще упомянуть о
Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г. / Шульженко Ю.Л. // Государство и право. - 2006. -№7. - С.3-4.
конституционный суд контроль полномочие
2.2 Полномочия Конституционного Суда
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные в Законе, можно подразделить на 7 групп.
Важнейшими являются полномочия Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции Российской Федерации иных правовых актов. Ст. 125 устанавливает, что подобный контроль производится Конституционным Судом по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основанием для запроса
в Конституционный Суд
Во вторую группу полномочий Конституционного Суда Российской Федерации входит разрешение споров о компетенции органов государственной власти различного уровня. Сюда относятся споры между различными федеральными органами государственной власти, споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также споры между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Возбуждать подобные дела могут любые участвующие в споре стороны, перечисленные в п. 3 ст. 125 Конституции Российской Федерации. Формой обращения в подобных случаях является ходатайство.
Наделение Конституционного
Суда Российской Федерации данными
полномочиями служит интересам единства
Российской Федерации и защиты прав
субъектов в составе Российской
Федерации. Споры о компетенции
Конституционный суд
Третью группу составляют
полномочия, связанные с толкованием
Конституции. Именно Конституционному
Суду предоставлено право
Ни один другой орган государства
кроме Конституционного Суда не может
давать официального и обязательного
для федеральных органов
К важнейшим полномочиям
Конституционного Суда Российской Федерации
относятся полномочия, связанные
с рассмотрением
Существуют 2 основания для подобного обращения:
1) если закон затрагивает
права и свободы граждан,
2) если закон должен
быть применен или был в
применении в конкретном деле,
которое было начато или
Конституционный Суд может
рассматривать вопросы
Обращаться в Конституционный
Суд с запросом о конституционности
закона может суд любой инстанции
в тех случаях, когда закон, конституционность
которого ставится под сомнение, применяется
или может применяться в
Шестую группу полномочий Конституционного Суда составляют полномочия, связанные с отрешением от должности Президента Российской Федерации. Суд лишь дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Седьмая группа включает в себя полномочия, связанные со сферой правотворчества. Конституционный Суд Российской Федерации согласно п. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 3 Закона пользуется правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Якубовский Д. О. Конституционный Суд Российской Федерации: Государственно-правовые аспекты / Д.О. Якубовский. - М.: ХГЦ Велес, 1998. - 98 с.
Как уже было сказано выше, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен Конституцией Российской Федерации, федеративными договорами и Федеральным Конституционным Законом.
2.3 Решения Конституционного Суда
Статья 71 выделяет несколько
видов решений: это постановление,
заключения и определения. Решения
могут быть приняты как в пленарных
заседаниях, так и на заседаниях
палаты. Постановления и заключения
- это итоговые решения. Постановления
Конституционного Суда выносятся по
результатам разбирательства
Все иные акты Конституционного
Суда, принимаемые в ходе конституционного
судопроизводства, называются определениями.
Они связаны с организацией работы
Конституционного Суда, с обеспечением
проведения его заседаний. Решение
вопросов об избрании Председателя Суда,
его заместителя, судьи - секретаря,
об утверждении в должности