Правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель творческой работы заключается в том, чтобы рассмотреть правовое т социальное государство, а также дать им общую характеристику.
Исход из цели работы были определены следующие задачи:
- дать понятие государству;
- рассмотреть правовое государство;
- рассмотреть социальное государство.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………...5
1.1 Признаки государства…………………………………………………………...6
1.2 Функции государства……………………………………………………………8
1.3 Структура и форма государства…………………………………………….…12
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………………..16
2.1 Возникновение идей правового государства…………………………………16
2.2 Понятие и признаки правового государства………………………………….19
2.3 Принципы правового государства…………………………………………….21
3 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО………………………………………………….26
3.1 Понятие социального государства его признаки функции………………….26
3.2 Становление социального государства в России…………………………….30
Заключение 34
Глоссарий 36
Список использованных источников 38
Приложения……………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Правовое и социальное государства.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Элистинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Правовое и социальное государство

Фамилия студента

Очирова

Имя студента

Ирина

Отчество студента

Петровна

№ контракта

0130012403701023


 

Содержание

 

Введение 3

Основная часть 5

    1 СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА……………………………………………………...5

        1.1 Признаки государства…………………………………………………………...6

        1.2 Функции государства……………………………………………………………8

        1.3 Структура и форма государства…………………………………………….…12

    2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………………..16

        2.1 Возникновение идей правового государства…………………………………16

        2.2 Понятие и признаки правового  государства………………………………….19

        2.3 Принципы  правового государства…………………………………………….21

    3 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО………………………………………………….26

        3.1 Понятие  социального государства его признаки функции………………….26

        3.2 Становление  социального государства в России…………………………….30

Заключение 34

Глоссарий 36

Список использованных источников 38

Приложения……………………………………………………………………………..39

Введение

Теория права и государства — это фундаментальная наука по всем юридическим параметрам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без её усвоения проблематично разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве, используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности.

Цель моей творческой работы заключается  в том, чтобы рассмотреть правовое т социальное государство, а также  дать им общую характеристику.

Исход из цели моей работы мною были определены следующие задачи:

- дать понятие государству;

- рассмотреть правовое государство;

- рассмотреть социальное государство.

Актуальность темы заключается  в том, что любое государство есть единство его сущности, содержания и формы.

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом.

Государство – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.

Существует несколько концепций происхождения государства.

- Теологическая концепция объясняет  возникновение государства, а  также все его решения действиями  и санкциями божественной воли. На государя возложены основные  обязанности по распространению  учения Божьего, по наказанию  врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.

- Патриархальная концепция рассматривает  государство как продукт разросшейся  до размеров государства семьи,  при этом власть правителя  трактуется как власть отца  в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя "царь-батюшка", "отец народа".

- Договорная концепция основывается  на том, что возникновению государства  предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.

- Психологическая концепция исходит  из того, что государство существует  в силу наличия у человека  психологических потребностей жить  в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия либо в силу склонности большинства к подчинению.

- Классовая (марксистская) концепция  трактует государство классовым  по происхождению (появляется  вместе с разделением общества  на классы) и по сущности (орган  классового господства и орган угнетения одного класса другим).

- Расовая концепция опирается  на постулат, что существуют высшие  и низшие расы, а государство  необходимо для обеспечения господства  первых над вторыми. Современные  исследователи отвергнули эту  теорию.

Среди самых значительных политических идей, призванных преодолеть отчуждение большинства населения от власти и управления, перевести права и свободы личности из области деклараций в область жизненных реалий, первое место принадлежит идеям правового и социального государства и гражданского общества.

Основная часть

1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

Государство представляет собой сложное явление. Попытки  дать его определение, предпринимаемые  различными учеными, политическими  деятелями, мыслителями, сводились  главным образом к перечислению признаков государства.

Многие исследователи  подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Государство – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.

Государство как особая форма политической организации (т.е. отношений власти, централизованного управления) является объектом изучения, прежде всего, политологов и экономистов. Политологи рассматривают государство как главный центр политической власти, экономисты – как один из центров экономической власти.

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.1

Применительно к государству, определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства  – является инструментом общества.

При диалектическом подходе  общество можно представить как:

- Единый организм;

- Совокупность классов,  социальных групп, с несовпадающими интересами.

Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

Следовательно, сущность государства носит двоякий характер при котором одна сторона – общесоциальная, другая - классово-групповая. Говорить о сущности, значит говорить о сочетании этих двух сторон.

Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

Второй подход исходит  из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие  противоречия и конфликты, выступать  средством достижения социального согласия и компромисса2.

 

    1. Признаки государства

 

Рассматривая государство  с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или  иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным  аппаратом управления и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер актов,  издаваемых государством;

4) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.

Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный  аппарат. Он обслуживается слоем  людей, чиновниками, для которых  работа в государственном аппарате служит профессией.

Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении  содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость  во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.

Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.

Монополия на легальное  применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения  простирается от ограничения свободы  до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура3.

С учетом перечисленных  признаков государство - это исторически  выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной  власти, выражающая и защищающая общие  интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

 

    1. Функции государства

 

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории "функции государства". Под ними подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Однако все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

С точки зрения воздействия  на экономические отношения государство  играет двоякую роль: либо содействует  развитию господствующего базиса, либо тормозит развитие новых экономических отношений, которые вызревают в недрах отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изжившим себя, но еще политически господствующим силам. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

Информация о работе Правовое и социальное государство