Правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель творческой работы заключается в том, чтобы рассмотреть правовое т социальное государство, а также дать им общую характеристику.
Исход из цели работы были определены следующие задачи:
- дать понятие государству;
- рассмотреть правовое государство;
- рассмотреть социальное государство.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………...5
1.1 Признаки государства…………………………………………………………...6
1.2 Функции государства……………………………………………………………8
1.3 Структура и форма государства…………………………………………….…12
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………………..16
2.1 Возникновение идей правового государства…………………………………16
2.2 Понятие и признаки правового государства………………………………….19
2.3 Принципы правового государства…………………………………………….21
3 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО………………………………………………….26
3.1 Понятие социального государства его признаки функции………………….26
3.2 Становление социального государства в России…………………………….30
Заключение 34
Глоссарий 36
Список использованных источников 38
Приложения……………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Правовое и социальное государства.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Надо отметить, что среди русских  философов идеи правового государства  тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

В послеоктябрьский период в нашей стране идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. При сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарного государства.

Советская государственно-правовая наука  в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

Для того, чтобы понять суть правового  государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик  и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.

 

    1. Понятие и признаки правового государства

 

Идея правового государства  возникла давно, однако целостная концепция  сложилась только в период становления  буржуазного общества, когда усилилась  всесторонняя критика феодального  произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов  власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Высшей ценностью в государстве и в мире признается человек. Право, экономика, культура, политическая организация общества – все эти категории направлены на одну цель – обеспечение достойной жизни и развития каждого человека. Данной цели можно добиться только посредством правового государства.

Пункт 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет, что «Российская  Федерация – Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления». В данном случае мы имеем дело с  «нормой-программой», рассчитанной на перспективу развития. В принципе, в современной российской правовой действительности можно говорить о полностью сложившемся правовом государстве. Можно отметить также постоянное стремление к его совершенствованию и законодательное закрепление такого положения. Известно, что законодатель, в решающей степени, не может повлиять на объективные процессы, складывающиеся в обществе, следовательно он не может повлиять и на право, как объективную категорию. Не вызывает сомнения тот факт, что включением в Конституцию РФ (равно как и в другие нормативно-правовые акты) нормы, которая характеризует российское государство как правовое, не сделает наше государство «более» или «менее» правовым. Но это важная норма и важный принцип , на котором должно строиться и остальное законодательство, к которому должны стремиться органы исполнительной власти в первую очередь. Так как от них в большей степени исходит угроза нарушения прав человека и злоупотребление правом7.

Правовым государство становится только тогда, когда все органы и граждане государства подчинены праву, все методы государственного регулирования являются правовыми и направлены на защиту прав человека и гражданина. Это базовые принципы правового государства. Нельзя принимать антиконституционные законы под предлогом целесообразности, но иногда объективные законы развития общества диктуют нам такие условия, в рамках которых мы должны найти границу между целесообразностью и не злоупотреблять своим «правом». Важно различать данные понятия. Но, несомненно, правовым государство станет только тогда, когда уровень правосознания у граждан повыситься. На современном этапе развития права можно не безосновательно сказать, что уровень правосознания у граждан России находится далеко не на низком уровне. Это обусловлено, скорее всего, историческими факторами. 70 лет мы жили то в тоталитарном, то в авторитарном государстве. У нас просто не было опыта такого государственного строительства. Права человека всячески игнорировались и нарушались. Но сейчас у нас есть все предпосылки к созданию совершенного правового государства. Многое еще предстоит сделать на пути к этому, главное не потерять «нить» и основы такого развития.

Главной целью правового государства  является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Этой цели должны быть подчинены все органы государственной и муниципальной власти. Эти органы и являются институциональным выражением принципа «правового государства». К числу этих органов относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, Уполномоченный по правам человека и т.д.

Правовое государство  — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Основными признаками правового  государства являются:

- верховенство закона  во всех сферах жизни общества;

- деятельность органов  правового государства, которая  базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- взаимная ответственность  личности и государства;

- реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность;

- политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

- стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового  правового мышления и правовых  традиций.

 

2.3 Принципы  правового государства

 

Принципы - это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

Идеал правового государства  не привязан к какому-либо национальному  опыту, и среди важнейших принципов  правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых:

- суды отделены от  других ветвей власти (исполнительной  и законодательной) и изолированы  от внешнего давления;

- судебные решения  основаны на разумных толкованиях  существующих законов;

- существуют гарантии  справедливого судебного разбирательства.

Правление по закону. Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам. Должны быть легальные и эффективные способы заставить правительство и любых должностных лиц подчиняться правовым нормам.

Правление по закону также является антитезой отсутствию правопорядка и самосуду. Одна из главных задач государства состоит в обеспечении безопасности, в частности, государство должно быть единственным источником легитимного применения силы. Правовые процессы должны быть достаточно прочными и доступными, а деятельность правоохранительных органов эффективной.

Равенство перед  законом. Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан. Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие».

Обобщённость правовых норм. Законы должны формулировать  условия своей применимости в  общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы. Они не должны издаваться для  решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации. Равный доступ к правовой системе. В силу социального неравенства, некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

Выполнимость. Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования. Создание неопубликованных или имеющих силу задним числом законов, внутренняя противоречивость или частая изменчивость законодательства делают его неисполнимым на системном уровне и оставляют возможность только избирательного применения. В частности, никто не может быть подвержен наказанию за поступки, которые не нарушали законодательство на момент их совершения. Законы должны ясно и непротиворечиво формулировать критерии наказуемости, чтобы свести к минимуму произвол в их применении. Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого в конституционных демократиях существует ряд институтов, в том числе, парламенты, состязательные и периодические выборы, свобода массовой информации.

Независимость судебной власти. Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования. Разделение властей также тесно связано с требованием, что в правовом государстве должно быть принципиально возможно перечислить все формы выражения государственной власти. Нарушение этого требования привело бы к ограничению свободы граждан.

Правосудие. С процедурной стороны, правосудие обеспечивается за счёт того, что система права содержит полный набор заранее известных процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью. Принципы работы системы должны позволять обычным людям предсказывать, какие действия будут расценены как законные, а какие нет. Правосудие становится непредсказуемым, например, если коррупция позволяет заведомым нарушителям избежать наказания или лишить владельцев их законной собственности, или если зависимые от исполнительной власти суды узаконивают её произвол.

Защита прав человека. Сторонники естественно-правовых теорий утверждают, что никакие законы не должны покушаться на всеобщие права и свободы человека и гражданин Сторонники естественно-правовых теорий утверждают, что никакие законы не должны покушаться на всеобщие права и свободы человека и гражданина. Однако фактически в разных странах понимание прав человека различается: в США смертная казнь не считается лишением права на жизнь, в Скандинавии высокие налоги не рассматриваются как нарушение права на частную собственность, во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки люди не видят противоречия между преследованием гомосексуалов и принципами равноправия. Некоторые правоведы полагают, что законодательная защита прав человека эффективна только при условии, что эти права имеют ценность в местной культуре. Однако фактически в разных странах понимание прав человека различается: в США смертная казнь не считается лишением права на жизнь, в Скандинавии высокие налоги не рассматриваются как нарушение права на частную собственность, во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки люди не видят противоречия между преследованием гомосексуалов и принципами равноправия. Некоторые правоведы полагают, что законодательная защита прав человека эффективна только при условии, что эти права имеют ценность в местной культуре.

Информация о работе Правовое и социальное государство