Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:18, реферат
из нас имеет правосознание, совершенно независимо, знает об этом или нет, заботится о нем, укрепляет его или нет. Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным одичавшим правосознанием. Этот духовный орган необходим человеку, он участвует так или иначе во всей его жизни даже тогда когда человек совершает преступление, предает Родину; ибо слабое, уродливое, рабское, продажное правосознание остается правосознанием, хотя его духовное строение оказывается неверным, а его мотивы ложными.
Введение…………………………………………………………………………...3
Ι Глава. Общая характеристика правового образования
Ι.1. Понятие правового образования.…………………………………………...5
Ι.2. Цели правового образования………………………………………………6
Ι.3. Задачи правового образования…………………………………………....8
Ι.4. Формы и методы правового образования………………………………...10
ΙΙ Глава. Практическая апробация
ΙΙ.1. Исследование особенностей правовой культуры молодёжи…………...13
ΙΙ.2. Мероприятия, проводимые в сфере правового образования на данный момент…………...………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...22
Приложения…………………………………………
- представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;
- знаний конкретных правил и норм поведения.
На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.
Образовательная задача на этом этапе состоит в:
- развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и соблюдения этих правил;
- приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.);
- приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, российском государстве.
На протяжении этого этапа обучения решается задачи:
- приобретения базовых навыков, обеспечивающих успешное действование подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях,
- передачи детям основ правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве;
- формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.
Старшая школа, имея сегодня тенденцию к превращению в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:
- способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;
- углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);
- способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;
-
навыков реализации своих прав в социальной
сфере в широком правовом контексте.
Ι.4.
Формы и методы правового образования
В педагогической литературе под формой правового образования понимают фактически осуществляемые мероприятия, с помощью которых воспитуемым прививают соответствующие знания и необходимое поведение.
Таким образом, можно определить форму правового образования как целенаправленную организацию системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия преподавателя и учащегося.
В правовой литературе можно выделить несколько точек зрения по данному вопросу. Так, Т.Н. Леонтьева к формам правообразовательной работы относит: правовое обучение и просвещение; правовую пропаганду, непосредственное участие граждан в правовой работе (в народных судах, общественных инспекциях, группах контроля); проведение на предприятиях показательных судов; участие граждан в выборах; правовую агитацию.[3] М.М. Галимов в своей классификации форм правового образования выделяет правовую пропаганду, правовую учебу и индивидуальную правовоспитательную работу.[4]
Можно классифицировать формы правового образования по его структурным элементам: правовое воспитание и правовое обучение. Правовоспитательная работа осуществляется путем организованной и контролируемой социально-правовой практики членов общества, т.е. их участием в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государства. Это участие в обсуждении нормативных актов, различных общественных движениях, работе органов контроля, народной дружины, в качестве присяжных заседателей, в судах общей юрисдикции.[5]
Правовое обучение населения проводится в школах, средних учебных заведения, на курсах повышения переподготовки или повышения квалификации и т.п. Например, юридическое образование, складывающееся из обучения и специальной подготовки кадров высшей и средней квалификации для науки, государственного и общественного аппарата; правовое просвещение граждан.
Развитие теории формирования сознания требует совершенствования методического инструментария, а это значит, что следует четко осознавать различие между теоретическими и методическими проблемами науки.
Как известно, «методика (о греч. Methodike – совокупность методов) есть совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо деятельности». В то время как теория в широком смысле – «комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления».[6]
В последнее время большинство авторов (С.М. Корнеев, И.Ф. Харламов, Н.И. Савина, Ю.К. Бабанский и др.) склонны считать метод образования способом реализации учебно-познавательной деятельности учащегося с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Методы правового образования должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения и деятельности, а на их взаимосвязь и единство. В связи с этим, стоит говорить об информационно- просветительском методе, направленном на вооружение воспитуемых знаниями и информацией, ориентационно-деятельностном методе, который развивает правовую активность, формирует ценностно-правовые мотивы поведения. Кроме этого можно выделить методы, направленные на развитие оценочной деятельности; они могут быть выражены в различных способах и видах организации учебной и воспитательной деятельности. В основе этих методов лежит принцип убеждения.
Необходимость разнообразия форм и методов обучения обусловлена своеобразием содержания правового образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала различными возрастными группами.
Воспитание
и обучение взаимосвязаны общим целенаправленным
процессом влияния на учащегося. Оба названных
процесса имеют одну цель – образование,
но идут к этому, выполняя различные задачи,
так что иногда их формы и методы совпадают,
а иногда принципиально отличаются друг
от друга.
ΙΙ Глава. Практическая апробация
II.1.
Исследование особенностей правовой культуры
молодёжи
Вопросы, связанные с соблюдением и защитой различных гражданских, этнических, гендерных и других прав человека становятся все более актуальными в нашей стране в связи с построением демократического общества. Но, с другой стороны, предоставление и защита прав требует от самого человека наличие у него определенной правовой культуры. Многие исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры.
Повышенное внимание к правам молодежи объясняется её особой ролью в общественном воспроизводстве как «стратегического ресурса развивающегося общества», «объекта национально-государственных интересов». Вместе с тем, повышение роли молодежи в качестве активного и сознательного партнера проводимых реформ находится в большой зависимости от того, насколько она знает предоставляемые права и в какой степени может воспользоваться ими для удовлетворения своих растущих запросов. Это требует, в свою очередь, изучения реального состояния правовой культуры молодежи и совокупности социальных факторов, ее формирующих, что в дальнейшем позволит выйти на новый уровень её осмысления, разработку предложений по оптимизации управленческого воздействия на содержание и механизм этого процесса.
Изучение правовой культуры молодежи проводилось в рамках исследования. Его основной целью было выявление характерных особенностей становления гражданского самосознания молодежи. Объектом исследования являлась молодежь в возрасте от 17 до 20 лет и основной метод исследования – анкетирование. Общий объем выборки составил 40 человек. Была обеспечена разработка блока вопросов анкеты по правовой культуре молодежи и проведение анализа полученного материала по данной теме.
Основными задачами, в рамках изучения правовой культуры молодёжи, являлись: выяснение ориентированности молодых людей на соблюдение законов и правовых норм, а также определение уровня информированности молодёжи о своих правах и её готовности их отстаивать.
Результаты анализа полученных данных показали, что молодежь в целом допускает большинство правонарушений, которые наиболее распространены и не имеют уголовной ответственности за их совершение (хотя и не постоянно, а в исключительных случаях). Наиболее недопустимыми являются правонарушения, связанные с наркотиками, их приобретением, хранением, употреблением и пропагандой.
Сдерживающими факторами от совершения противоправных действий, для большинства молодых людей, являются боязнь наказания (54% выборов), а также хорошее семейное воспитание (50% выборов), формирующее у подростков представление о недостойности совершения данных действий и их противоречии жизненным принципам, системе ценностей (респонденты в данном вопросе указывали более одного мотива). Высокий процент молодых людей, которые не нарушают законы лишь из-за боязни наказания, что в целом говорит о невысоком уровне правовой культуры.
При оценке знаний своих прав около 85% молодежи (независимо от возраста) высказали хорошую или частичную осведомленность о них. Но вот источники информации о правах у молодёжи разного возраста различаются: источником знаний молодежи юного возраста в большей степени является школа, в то время как у старшей возрастной группы – самообразование. Можно отметить тот факт, что выборы такого источника информации, как «школьный курс», возрастают постепенно при переходе от старшей возрастной группы к самой юной, что может быть связано с тем, что происходит перестройка школьного образования, и в школьном курсе в настоящее время больше внимания уделяется вопросам правового воспитания. В связи с этим, молодые люди старшего возраста относительно больше испытывают потребность в получении дополнительной информации о своих правах.
В
целом молодые люди предпочитают
не смиряться с нарушением своих
прав и готовы идти по пути их защиты
в тех случаях, когда в этом
есть смысл. Опыт нарушения своих
прав имела молодежь всех возрастов
(58% респондентов), но структура видов
правовых нарушений у возрастных
групп различается: юная часть молодежи
наиболее чувствительна к нарушению
личностных прав, в то время как
молодёжь более старшего возраста относительно
больше указывает на нарушения прав
в сфере потребления и в
сфере труда. По вопросам защиты нарушенных
прав молодые люди разного возраста
обращаются в различные государственные
учреждения (чаще всего в прокуратуру,
суд и милицию), хотя не все они
достаточно высоко оценивают эффективность
их работы. В случаях же нарушения
прав, большинство молодых людей
обычно самостоятельно справляются
со сложившейся ситуацией, но при
этом у 66% от общего числа респондентов
есть потребность в дополнительных
правовых консультациях.
ΙΙ.2. Мероприятия, проводимые в области правового образования на данный момент
Государственная
программа«Гражданское
Заказчик программы: Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Разработчики программы: Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Центр гражданского образования, Партнерство «Сивитас-Россия», межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» при участии заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций.