Правовое регулирование. Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования, обусловлена, тем, что существовавший до настоящего времени механизм правового регулирования (далее по тексту МПР) оказался не готов выдержать обвал негативных процессов переходного периода и сохранить должный уровень защиты естественных прав человека, обеспечить устойчивое функционирование всех правовых институтов. В связи с этим теоретическая разработка концепции эффективного МПР и реальное ее воплощение в практической деятельности составляет одну из первоочередных задач. От ее решения зависит ответ на многие другие правовые вопросы, в частности, связанные с ростом правосознания, правовой культуры, соблюдения режима законности, с поиском оптимальных источников права и совершенствованием его содержания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Правовое регулирование………………………………..……………......….5
1.1 Понятие правового регулирования……………………………………..…...5
1.2 Методы правового регулирования…………………………………..…....…8
2. Механизм правового регулирования…………………...………………...18
2.1 Понятие механизма правового регулирования……………………….....…18
2.2 Элементы механизма правового регулирования………………………......24
Заключение…………………………………………………………………...…28
Список литературы…………………………………………...………………..30

Файлы: 1 файл

механизм правового регулирования11.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Ярославский филиал 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему:

«Правовое регулирование. Механизм правового регулирования»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Ярославль 2012

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………......3

1. Правовое регулирование………………………………..……………......….5

1.1 Понятие правового регулирования……………………………………..…...5

1.2 Методы правового регулирования…………………………………..…....…8

2. Механизм правового регулирования…………………...………………...18

2.1 Понятие механизма правового  регулирования……………………….....…18

2.2 Элементы механизма  правового регулирования………………………......24

Заключение…………………………………………………………………...…28

Список литературы…………………………………………...………………..30

 

 

Введение

 

Актуальность данного  исследования, обусловлена, тем, что  существовавший до настоящего времени  механизм правового регулирования (далее по тексту МПР) оказался не готов  выдержать обвал негативных процессов  переходного периода и сохранить  должный уровень защиты естественных прав человека, обеспечить устойчивое функционирование всех правовых институтов. В связи с этим теоретическая  разработка концепции эффективного МПР и реальное ее воплощение в  практической деятельности составляет одну из первоочередных задач. От ее решения  зависит ответ на многие другие правовые вопросы, в частности, связанные  с ростом правосознания, правовой культуры, соблюдения режима законности, с поиском  оптимальных источников права и  совершенствованием его содержания.

В юридической литературе МПР традиционно понимается как  взятая в единстве вся совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается воздействие  на общественные отношения. Подобное положение  требует пересмотра, так как, во-первых, не позволяет представить МПР  как функционирующую систему, когда  знания о нем строились бы в  организованном, упорядоченном множестве  взаимосвязанных элементов, составляющих некую целостность, и, во-вторых, не дает возможности рассматривать  МПР как последовательный процесс  реализации норм права. Разрешение данного  вопроса будет иметь принципиальное значение,          поскольку в зависимости от понимания сущности МПР определяется как его место в системе иных правовых механизмов и права вообще, так и, соответственно, подход к оценке эффективности МПР.

Объект исследования - механизм правового регулирования как  совокупность взаимосвязанных и  взаимозависимых элементов в  рамках единого процесса функционирования.

Предмет исследования - теоретические  представления о механизме правового  регулирования.

Цель данного исследования заключается в изучении и рассмотрении вопросов, касающихся механизма правового  регулирования.

Исходя из поставленной цели, определим задачи исследования:

- дать понятие правового регулирования;

- рассмотреть методы  правового регулирования;

- раскрыть понятие механизма  правового регулирования;

- исследовать элементы  механизма правового регулирования.

Для обоснования сформулированных в данной работе положений использовались труды таких авторов как: О.М. Киселевой; С.Г. Краснояружского; В.В. Лазарева; О.С. Лустовой; А.В. Малько; И.В.Рукавишниковой; В.Д. Сорокина; Ю.А. Тихомирова; Ю.Г.Ткаченко; Б.В. Шейндлина и др.

В работе были использованы следующие методы: диалектический, логический, системный, историко-правовой, функциональный, формально – юридический и метод сравнительного правоведения.

                    
1. Правовое регулирование

    1. Понятие правового регулирования

 

В современной юридической  науке вопросы, связанные с правовым регулированием общественных отношений, исследуются с двух основных позиций.

В рамках первого подхода  правовое регулирование рассматривается  как эффективный и контролируемый способ осуществления государственной  власти. Поэтому и правовое регулирование  понимается как совокупность правовых средств, при помощи которых государство  осуществляет свое властное воздействие  на общественные отношения. Здесь значение правовых средств сведено к их способности выступать в качестве предпосылок и инструментов, то есть «приводных ремней» реализации государственной  власти. В числе таких правовых средств, как правило, называют законодательство, правовые формы осуществления государственной  власти, способы осуществления права, правовой контроль и законность.1

Нетрудно заметить, что  такой подход к пониманию правового  регулирования основывается на идее абсолютизации управленческо-регулятивных свойств государственной власти, на явном или скрытом признании приоритета государства над правом и в конечном счете ориентирован на обслуживание практики антидемократических государственно-правовых режимов, в которых право - это только инструмент осуществления государственной власти.

Особое место в изложенном варианте понимания правового регулирования  отводится законности. И это не случайно, ибо ее универсальная формула - требование неукоснительного исполнения и соблюдения действующего закона - позволяет государственной власти облечь себя и свою деятельность в правовую форму и таким образом скрыть свой приоритет над правом.2

Со второй позиции правовое регулирование рассматривается  как элемент общей системы  нормативного регулирования общественных отношений. Здесь методологически  важное значение приобретает понятие  «нормативное регулирование общественных отношений». В специальной литературе оно определяется как воздействие  всей совокупностью функционирующих  в обществе социальных норм (норм морали и религии, политических и правовых норм и т. д.) на сознательное, волевое  поведение людей в целях упорядочения общественных отношений. Это понятие  выступает родовым по отношению  ко всем иным видам социального регулирования  общественных отношений.3

Правовое регулирование  является одновременно и составной  частью общей системы нормативного регулирования, и его самостоятельньм видом4. В этом случае основное содержание правового регулирования образуют такие правовые средства, как законодательство, правосознание, нормы права, способы и методы воздействия права на поведение всех правосубъектных лиц, субъективные права и обязанности, законность, само правомерное поведение людей и др. Отличительная особенность данного варианта понимания сути правового регулирования заключается в утверждении исключительной ценности (полезности) права для всех его субъектов. Здесь государство занимает подчиненное положение по отношению к праву и призвано, во-первых, формулировать его законы, а во-вторых, гарантировать нормальное, бесперебойное регулирование ими общественных отношений. Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Из определения вытекает, что  регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором  ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения  ее сохранности, повышения эффективности  землепользования издается закон о  земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются  поставленные цели, можно назвать  правовым регулированием.

Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и  противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может  считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых  ради наживы, непроизводительного использования  земли. Негативное влияние закона о  земле на общественные отношения  нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права  — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой  является земля.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового  просвещения и обучения не может  быть отнесено к правовому регулированию  как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие  права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием.

 

Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

1.2 Методы правового регулирования

 

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия  права на общественные отношения. Метод  отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит  эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Метод - (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - на вопрос, как осуществляется это регулирование.5

«Метод правового регулирования» - это одна из сложнейших категорий  правоведения. История ее обоснования  и первых попыток научного осмысления в отечественном правоведении связана  с развернувшейся в 1954-1958 гг. дискуссией о системе права. В ходе этой дискуссии  выяснилось, что необходимо определить дополнительный критерий систематизации различных отраслей права. Таким  критерием, по мнению большинства участников дискуссии, должен был стать метод  правового регулирования. Однако на тот период времени представления  о методе правового регулирования  были самые расплывчатые. По этому  поводу И. Вильнянский отмечал, «что в само понятие «метод регулирования» вкладывается различный смысл, и сторонники данного критерия не только по-разному понимают «метод регулирования», но и неясно представляют себе, что относится к методу, а что - к предмету».6

В рамках этой же дискуссии  были предложены основные варианты понимания  метода правового регулирования, которые  не потеряли своего гносеологического  и прикладного значения до сих пор. Но и по сей день понятие «метод правового регулирования» во многом остается дискуссионным. Одни ученые полагают, что это инструмент в руках государства, с помощью которого оно убеждает, принуждает и поощряет граждан. Так, например, М.Д. Шаргородский и О.С. Иоффе пишут: «Под методом правового регулирования следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение людей как участников правоотношения».7 Разделяя, по сути, такое понимание метода правового регулирования, В.М. Горшенев добавляет: «Для государственного управления в качестве организационных средств (орудий) власти выступает система органов и должностных лиц, а в качестве основных методов осуществления власти используются такие методы, как убеждение, поощрение и принуждение».8

Другая группа ученых отрицает жесткую связь между методами правового регулирования государством. Ярким представителем этой группы теоретиков выступает С.С. Алексеев. Он пишет: «Методы  правового регулирования - это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование  в данной области общественных отношений  того или иного комплекса юридических средств воздействия». В числе таких общеправовых методов называют методы итеративного и диспозитивного регулирования, которые, в свою очередь, подразделяются на отраслевые методы регулирования. По отношению к ним государство выполняет роль гаранта стабильности их функционирования.9

Промежуточную позицию занимает Б.В. Шейндлин. С его точки зрения, метод правового регулирования - не просто способ, каким государство использует право воздействия на общество, но это еще и своего рода ограничитель функционирования государственной власти. По его мнению, метод правового регулирования - это «основанный на принципах данной системы права способ воздействия государства посредством институтов права на определенные виды волевых общественных отношений».10

В этой связи высказывание В.В. Лазарева о том, что «пока  Россия не знает своего места в  историческом процессе, пока она не знает своего пути, трудно ожидать  определенности и стабильности в  способах правового регулирования», надо воспринимать и как объяснение существующего положения дел  в этой области правовой жизни  России, и как признание того, что реально функционирующие  способы правового регулирования - это верные указатели ее устремлений.11

В совокупности эти обстоятельства и позволяют интерпретировать понятие  «метод правового регулирования» с  самых, казалось бы, неожиданных точек  зрения. Действительно, как только в  сфере действия права появляется новый вид правоотношений, то сразу  же ставится и вопрос об адекватном этим отношениям методе их правового  регулирования. С другой стороны, если имеются основания для того, чтобы хотя бы один целостный элемент или группу элементов, входящих в формальный состав системы правового регулирования, обосновать в качестве способа или приема осуществления соответствующего содержания правового регулирования, то сразу же появляется онтологическая и гносеологическая возможность постановки вопроса и о соответствующем методе, с присущими только ему структурой и порядком действия.

Метод правового регулирования  определяется способом создания прав и обязанностей участников урегулированных  правом общественных отношений, характером взаимоотношений субъектов права. При этом метод отличается замкнутостью и неприменимостью к отношениям, регулируемым определенной отраслью норм, лежащих за ее пределами.12

Информация о работе Правовое регулирование. Механизм правового регулирования