Правовое регулирование. Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования, обусловлена, тем, что существовавший до настоящего времени механизм правового регулирования (далее по тексту МПР) оказался не готов выдержать обвал негативных процессов переходного периода и сохранить должный уровень защиты естественных прав человека, обеспечить устойчивое функционирование всех правовых институтов. В связи с этим теоретическая разработка концепции эффективного МПР и реальное ее воплощение в практической деятельности составляет одну из первоочередных задач. От ее решения зависит ответ на многие другие правовые вопросы, в частности, связанные с ростом правосознания, правовой культуры, соблюдения режима законности, с поиском оптимальных источников права и совершенствованием его содержания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Правовое регулирование………………………………..……………......….5
1.1 Понятие правового регулирования……………………………………..…...5
1.2 Методы правового регулирования…………………………………..…....…8
2. Механизм правового регулирования…………………...………………...18
2.1 Понятие механизма правового регулирования……………………….....…18
2.2 Элементы механизма правового регулирования………………………......24
Заключение…………………………………………………………………...…28
Список литературы…………………………………………...………………..30

Файлы: 1 файл

механизм правового регулирования11.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что при  всем различии в возможных подходах к МПР и вытекающем отсюда разнообразии аспектов проблемы следует постоянно  держать в поле зрения тот из них, который соответствует профилю  правоведения как теоретико-прикладной области специальных общественных знаний.

Это – инструментальная, специально-юридическая характеристика МПР, при которой в единстве рассматривается  вся система правовых средств, призванная обеспечить результативное правовое воздействие  на общественные отношения. Как бы ни была важна сама по себе философская (общесоциологическая) сторона изучения тех или иных сторон правовой действительности, логика проводимых в правоведении исследований в соответствии с его теоретико-прикладным профилем неизбежно ориентирует эти исследования на проблемы прикладного, практически значимого характера. Последние же наряду с вопросами правовой политики, направлениями правотворчества и другими социально-политическими вопросами охватывают юридическую практику, т.е. практику, относящуюся к деятельности судебных и иных юридических органов. А это и есть не что иное, как вопросы догмы права и техники юриспруденции, т.е. конкретных средств юридического воздействия, – все то, что в общетеоретическом плане как раз и представлено в обобщенном виде в МПР, рассматриваемом в инструментальном ракурсе.

Отсюда следует вывод, что в правоведении как теоретико-прикладной области знаний инструментальная, специально-юридическая характеристика МПР является центральной. Освещение всех иных проблем МПР, так или иначе, но всегда органически должно опираться на особенности специфически правовых средств юридического воздействия. В частности, все более углубляющееся исследование социального механизма действия права, по-видимому, окажется эффективным в той мере, в какой будут взяты на вооружение общетеоретические разработки, посвященные сложному и многогранному юридическому инструментарию, который призван обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Можно предположить, что  понятие МПР (при инструментальной его интерпретации) наряду с понятием права представляет собой своего рода активный центр единого, целостного содержания общей теории права. Конкретизировано воплощая требования материалистической диалектики в правоведении, эта категория  способна объединить весь разноплановый  общетеоретический материал и, в  частности, – что особенно важно  – интегрировать в единое, целостное  содержание общей теории права также  обобщенные научные данные по вопросам догмы права и техники юриспруденции.

 

Это, надо полагать, и получилось в той трактовке МПР, которая  предложена Б.В. Дрейшевым. Охарактеризовав в качестве «системы правового регулирования» то, что другими авторами рассматривается как его «механизм», Б.В. Дрейшев сводит последний к системе одних правоотношений (правотворческих, регулятивных, охранительных).29 Однако правоотношения, между разновидностями которых действительно существует связь, представляют собой лишь одно из звеньев сложного процесса правового регулирования, и оно как таковое не способно отразить все богатство юридического инструментария, участвующего в этом процессе.

В юридической литературе обращено внимание на значение для  поведения людей стимулов, которые  выражены в праве и мощность которых  должна превышать мощность антистимулов. Вряд ли, однако, правильно рассматривать в одном ряду в качестве положительных стимулов все правовые средства воздействия на осознанные интересы, включая юридическую ответственность.30 Здесь как раз нужен четкий дифференцированный подход. И в социально-политическом и в специально-юридическом планах в высшей степени важно различать, с одной стороны, позитивное обязывание и следующие за ним меры государственно-принудительного воздействия – правовые средства «навязывающего» характера, а с другой стороны, дозволения и запреты – правовые средства, призванные в своем единстве давать простор для инициативы и самостоятельности субъектов, приводить в действие всю систему материальных и духовных стимулов. Изложенные в указанной книге правила о мощности стимулов, их действии до «порога ощущения» и др.31 весьма по разному проявляются в зависимости от упомянутых особенностей юридического инструментария.

Вряд ли прав В.М. Баранов, полагающий, что уполномочивающие (управомочивающие) нормы тем отличаются от конструируемых им поощрительных норм, что первые только дозволяют определенный вариант повеления.32 Между тем управомочивающие нормы в зависимости от всего комплекса находящихся с ними в связи юридических предписаний вполне могут содержать одобрение данного варианта поведения и, следовательно, предполагать возможность поощрения, обеспечиваемого, однако, иными юридическими предписаниями, в том числе обязывающими. Автор справедливо замечает, что по ряду вопросов подобный подход лишний раз подтвердил то, что марксистской теории известно давным-давно.

По мнению Ю.А. Тихомирова, «механизм действия права включает в себя процесс материального  осуществления принципов, актов, норм в результате экономического, социального  и научно-технического развития, процесс  юридический, процесс организационно-структурной  перестройки, процесс идеологического  и социально-психологического воздействия  правовой системы».33

Таким образом, механизм правового  регулирования – это система  правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях  преодоления препятствий, стоящих  на пути удовлетворения интересов субъектов  права.

2.2 Элементы механизма правового регулирования

право регулирование  государство механизм

Отграничивая элементы МПР  от иных правовых явлений, важно обратить внимание на следующие их черты.34

Институционность: к элементам МПР относятся средства – то, что выражает субстанциональную, статическую сторону правовой системы. Поэтому правовые явления-процессы (например, правотворчество и применение права) при всей их важности в правовом регулировании входят в МПР не непосредственно, а в виде актов, технико-юридических средств и т.д.

Конкретная функциональность: к элементам МПР относятся  правовые явления, которые реально  функционируют. Поэтому общие, глобальные правовые явления, например законность, правосознание, при всем их определяющем значении в правовой системе, выступают  не в виде элементов МПР, а в  виде, так сказать, его среды, общего фона – фактора, присоединяющегося  к тому или иному элементу в  процессе его функционирования.

Исходный пункт при  анализе МПР – это выделение  основных его элементов.

Правда, в юридической  литературе была предпринята попытка  при освещении МПР просто собрать  разноплановые правовые явления  вместе и охарактеризовать их в одном  ряду, причем независимо от их особенностей и ранга, т.е. изобразить в качестве однопорядковых и правотворчество, и юридические нормы, и законность, и правоотношения и т.д. Такой подход к МПР, однако, не позволяет обрисовать его в виде функционирующей системы, вычленить в ней определяющие структурные связи.35

Первоочередная задача при  системном анализе МПР как  раз состоит в том, чтобы, обособив средства правового воздействия, выделить среди них узловые элементы, своего рода «пункты сосредоточения». И  это вовсе не означает, что правовые явления, не отнесенные к основным, низводятся до уровня второстепенных. Суть вопроса в ином: выделение  в МПР основных элементов позволяет  выяснить главные специфические  функции, выполняемые средствами правового  воздействия, их «роли» в процессе правового  регулирования, их определяющие структурные  связи. А это дает возможность привязать все иные правовые явления к тому или иному основному звену, охарактеризовать их под углом зрения тех специфических функций, которые являются центральными на данном участке процесса правового регулирования.

В процессе правового регулирования  весьма отчетливо выделяются как  минимум три главные стадии:36

- стадия формирования  и действия юридических норм, характеризующаяся тем, что введенные  в правовую систему нормы общим  образом регламентируют, направляют  поведение участников общественных  отношений, устанавливают для  них тот или иной правовой  режим;

- стадия возникновения  прав и обязанностей (правоотношений), характеризующаяся тем, что на  основе юридических норм при  наличии предусмотренных обстоятельств  (юридических фактов) у конкретных  субъектов возникают права и  обязанности – индивидуализированные  меры поведения;

- стадия реализации прав и обязанностей, характеризующаяся тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью.

Кроме того, нередко возникает  необходимость в дополнительной, факультативной, четвертой стадии, которая либо предшествует возникновению  правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это – стадия применения права, характеризующаяся тем, что  компетентный властный орган (прежде всего  суд) издает властный индивидуальный акт.

Каждый из основных элементов  МПР выполняет в процессе правового  регулирования свои, специфические  функции.

Юридические нормы представляют собой основу, исходную юридическую  базу регулирования, с которой в  юридической области «все начинается». При их помощи вводится тот или  иной режим, программируется, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной  моделью такого поведения. В нормах, кроме того, предусматриваются все  те последующие юридические средства, которые образуют иные элементы МПР. От того, каков вид нормы, ее характер, зависят юридическое содержание, весь строй регулирования.

Индивидуальные предписания  применения права – объективные  результаты властных действий судов  и иных компетентных органов, которые  обеспечивают реализацию требований юридических  норм, а именно: во властно-принудительном порядке либо обеспечивают возникновение  правоотношений, либо гарантируют осуществление  прав и обязанностей, нередко выражая  в то же время индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений.

Правоотношения являются первым и притом важнейшим шагом  в реализации общих программ поведения, заложенных в нормах.                        

Правоотношения представляют собой главное средство, при помощи

 

 

 

которого нормы воплощаются  в жизнь, инструмент перевода (переключения)

общих моделей поведения  в плоскость конкретных мер поведения  – субъективных прав и юридических  обязанностей для данных субъектов.

Акты реализации прав и  обязанностей – это юридически значимые результативные действия субъектов, в  которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения-возможности и требования. Здесь действие МПР завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм (на стадии правоотношения – конкретизированных в правах и обязанностях) в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя.

Каждый основной, узловой  элемент МПР вместе с примыкающими к нему элементами представляет собой  своего рода подсистему, в рамках которой  правовые явления функционируют  в единстве и во взаимосвязи.

На стадии формирования и  общего действия юридических норм

целостную подсистему образуют вместе с нормами нормативные  юридические акты – акты правотворческой  процедуры, интерпретационные акты, систематизация, юридическая техника  и др.; на стадии возникновения прав и обязанностей вместе с правоотношениями – юридические факты, правосубъектность; на стадии реализации прав и обязанностей вместе с актами реализации – обеспечительные правоприменительные акты.37

Выделяют следующие основные стадии и элементы процесса правового  регулирования: норма права; юридический  факт или фактический состав с  таким решающим показателем, как  организационно-исполнительный правоприменительный  акт; правоотношение; акты реализации прав и обязанностей; охранительный  правоприменительный акт (факультативный элемент)

 

Заключение

 

Подводя итог проведенного исследования, следует отметить, что  правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие  права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят  в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при  помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового  регулирования.

Правовыми методами регулирования  являются: централизованное или императивное регулирование (авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование «сверху донизу» на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права; децентрализованное или диспозитивное регулирование (автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

Информация о работе Правовое регулирование. Механизм правового регулирования