Правовое регулирование: понятие, способы, типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении общетеоретических положений правового регулирования.
В результате работы и в соответствии с целью были решены следующие задачи:
- показать, что процесс правового регулирования и его механизм — это разнопорядковые явления и механизм правового регулирования является системой средств, обеспечивающих эффективность регулирующего процесса;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правовое регулирование: понятие, способы, типы………………….. 5
Глава 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура……….. 13
Глава 3. Эффективность правового регулирования………………………….. 20
Заключение……………………………………………………………………... 24
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

М 1191-1.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Правовое регулирование: понятие, способы, типы………………….. 5

Глава 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура……….. 13

Глава 3. Эффективность правового регулирования………………………….. 20

Заключение……………………………………………………………………... 24

Список использованной литературы………………………………………… 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость в праве возрастала по мере укрепления моральных норм в общественных отношениях и в практической деятельности, что существенно расширяло сферу правового регулирования общественных отношений (с учетом интересов господствующей группы, государственной власти). Во всех этих случаях потребности морали создавали основу для формирования презумпции права.

Правовое регулирование в российском обществе  - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Российская Федерация государство, где с правом в роли особого и главного государственного регулятора общественных отношений. С помощью права, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, с возможностью реализации демократии и обеспечения экономической свободы личности.

Наличие правового регулирования является необходимым условием обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению юридических фактов в общей теории права посвящены многие работы, разрабатывается данная проблема и в отраслевых науках, особенно активно в цивилистике. Анализ сущности юридических фактов, выработка критериев классификации жизненных обстоятельств, могущих быть положенных в основание правовых общественных отношений, получили должное отражение в трудах ученых, и теория юридических фактов имеет определенные традиции. Современное состояние учения о юридических фактах свидетельствует о неизменном научном интересе к изучению данной правовой категории.

Цель работы заключается в изучении общетеоретических положений правового регулирования.

В результате работы и в соответствии с целью были решены следующие задачи:

- показать, что процесс правового  регулирования и его механизм  — это разнопорядковые явления  и механизм правового регулирования является системой средств, обеспечивающих эффективность регулирующего процесса;

- определить стадии и модели  правового регулирования и показать  их предопределенность конкретными  обстоятельствами той жизненной  фактической ситуации, для урегулирования которой востребованы средства механизма правового регулирования;

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Правовое регулирование: понятие, способы, типы

 

Правовое регулирование выступает исходным пунктом и объединяющим начало характеристики права в действии, других явлений правовой действительности (правовой системы), рассматриваемых с регулятивно действенной стороны, процесс регулирования общественных отношений нормами права и другими правовыми средствами.

 Определяя правовое регулирование  через понятие правового воздействия, нужно учитывать, что последнее — широкое понятие, которое характеризует право в действии, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора. И хотя функционирование права в этом качестве и правовое регулирование взаимопроникают, влияние права как духовного (идеологического) фактора не является для него специфическим по своей основе. В принципе юридическое воздействие, с рассматриваемой стороны, основанное на особенностях права как формы общественного сознания, не отличается от влияния на общественную жизнь других духовных, идеологических форм и средств (средств агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания, просвещения и т. д.).

Существенное значение для понимания правового регулирования имеет его предмет, а под более широким углом зрения — среда, в которой (и под влиянием особенностей которой) право воздействует на общественные отношения.

 Предмет правового регулирования выступают общественные отношения, которые могут воспринимать нормативно-организационное воздействие которые объективно, по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействии и настоящих социально-политических условиях своего существования нуждаются в таком виде воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования.

 От характеристик предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а следовательно, особенности структуры права. Те или иные виды общественных отношений (например, организационные, имущественные, властнокарательные) способны «принимать» правовое регулирование не вообще, а строго определенных видов или в известном диапазоне таких видов, что в принципе и предопределяет деление права на отрасли. На специфику правового регулирования влияют также элементы общественных отношений — положение его субъектов, особенности объектов и др. (признание договора международным влечет признание того факта, что данный договор связан с правовыми системами разных государств, что порождает специфику правового регулирования рассматриваемых правоотношений).

 Существенная особенность регулируемых  правом общественных отношений  заключается в том, что они  могут быть предметом правового  воздействия лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых отношений. Волевых не в том смысле, что общественные отношения во всех случаях принадлежат области духовной жизни, а в том, что независимо от своего места в структуре социальных связей они выражаются в волевом поведении людей. При этом обнаруживается важная закономерность: воздействие права на общественную жизнь тем значительнее, чем сильнее правовые формы оказывают стимулирующее или «обязывающее» влияние именно на волю и сознание людей.

 Таким образом, в качестве  непосредственного предмета правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений, поведение, через которое только и можно осуществлять стимулирование или принуждение. Право при этом способно воздействовать на различные уровни поведения людей и их коллективов. Можно выделить следующие три уровня поведения: действия, операции, деятельность (причем с каждым из этих уровней поведения в принципе, как правило, сопряжен соответствующий уровень структуры права).

Виды и классификации правового регулирования:

- нормативное;

- индивидуальное правовое регулирование общественных отношений.

Нормативное правовое регулирование относится к первоначальному этапу регулирования и распространяется на все общественные отношения определенного рода или вида. Примером можно привести договор купли продажи. Положения главы 30 Гражданского кодекса РФ регулируют все конкретные отношения в сфере купли – продажи, не зависимо от их вида и того где и когда они зародились. Достоинства нормативного правового регулирования состоят в том, чтобы ввести общественные от ношения в рамки, приемлемые для всех членов общества, придать им определенную устойчивость, упорядоченность, независимость от произвола отдельных личностей. Однако оно имеет свои недостатки, так как не в состоянии учесть все разнообразие особенностей конкретных отношений, следовательно, нуждается в дополнении его индивидуальным регулированием.

Индивидуальное правовое регулирование осуществляется третьими субъектами, не являющимися участниками регулируемых отношений, или самими субъектами - участниками отношений (саморегулирование).

В первом случае субъектом индивидуального регулирования выступают государственные органы - суды, органы администрации, внутренних дел и т. д. Они осуществляют разрешение имущественного спора (суд), разрешение ношения и хранения огнестрельного оружия, вынесение постановления о наложении административного взыскания за нарушение правил дорожного движения (органы внутренних дел) и т. д.

Или же стороны заключают соглашения о третейском суде, которому и поручают разрешение спора, обязуясь подчиниться его решению. Это имеет место чаще всего между предпринимательскими, коммерческими структурами (промышленными, торговыми, транспортными и др.), однако согласно закону это может быть и между гражданами и организациями.

Вторым видом индивидуального регулирования являются договоры (соглашения, контракты). Это наиболее распространенная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаимного согласия. В сфере права это самые разнообразные договоры (аренды, купли-продажи, найма, перевозки, оказания услуг, трудовые, кредитные договоры и т. д.). Среди договоров необходимо выделить нормативные договоры и соглашения: коллективные договоры, заключаемые между работодателем в лице администрации предприятия, учреждения и профсоюзами или иными представителями трудящихся; отраслевые тарифные соглашения между работниками соответствующей отрасли и работодателями; генеральные соглашения между Правительством РФ, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и др.

Правовые договоры в своей основе имеют нормы права, должны учитывать их требования. Формой саморегулирования являются не только договоры, но и другие акты. Среди них можно назвать различного рода уставы, принимаемые общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами и т. д. Уставы общественных объединений (кроме профсоюзов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательной государственной регистрации. Фактом регистрации государство подтверждает правовой статус соответствующей организации.

Остановимся сначала на методах правового регулирования. Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств.

Метод той или иной отрасли права проявляется в характере правового положения субъектов (например, субъекты гражданского права равноправны, административного — находятся в отношениях властеподчинения и т. п.), оснований возникновения правоотношений (в гражданском праве — сделки, в уголовном — преступления, в административном — акты соответствующих органов и административные проступки и т. д.). В характере санкций (наказания — в уголовном, административные взыскания - в административном праве, возмещение имущественного ущерба и убытков, и т. д. — в гражданском праве).

Первым методом выступает – Императивный метод, другими словами метод властных предписаний, неравенства сторон, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Он базируется на отношениях субординации между участниками общественных отношений. В основном это отношения, в которых приоритет отдается общественному интересу. Этот интерес в первую очередь выражает государство, осуществляющее управление социальными процессами с помощью властных общезначимых полномочий. Такой метод используется в публично-правовых отраслях (например, конституционном, административном, уголовном праве).

Второй метод – Диспозитивный (децентрализованного регулирования), т.е. метод равенства сторон, когда участники общественных отношений могут самостоятельно определять круг и объем своих прав и обязанностей. Этот метод построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества. Или иными словами, он удовлетворяет частные интересы в сфере отраслей частноправового характера.

На ряду с данными методами некоторые авторы выделяют еще два:

1.Поощрительный – метод вознаграждения за определенное правомерное заслуженное поведение.

2.Рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.

Что же касается международно-правовых отношений, то они регулируются специфическими методами правового регулирования.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением  на лиц необходимости совершить  активные указанные в законе  либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с необходимостью  воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов  не имеют права применять недозволенные  методы расследования). Запрещение  есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Информация о работе Правовое регулирование: понятие, способы, типы