Правовое регулирование: понятие, способы, типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении общетеоретических положений правового регулирования.
В результате работы и в соответствии с целью были решены следующие задачи:
- показать, что процесс правового регулирования и его механизм — это разнопорядковые явления и механизм правового регулирования является системой средств, обеспечивающих эффективность регулирующего процесса;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правовое регулирование: понятие, способы, типы………………….. 5
Глава 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура……….. 13
Глава 3. Эффективность правового регулирования………………………….. 20
Заключение……………………………………………………………………... 24
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

М 1191-1.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Указанные два типа применимы лишь к регулированию отдельных видов отношений. Между тем субъекты права не просто вступают в конкретные правоотношения, совершают отдельные действия, а осуществляют определенный вид деятельности как большой совокупности разнообразных действий, вступают в различные отношения с широким кругом других субъектов. Таким образом, эти два типа регулирования оказываются явно недостаточными, т. е. не охватывают все типичные случаи регулирования. В связи с этим можно выделить другой тип:

Дозволительно-обязывающий – этот тип регулирования основывается на позитивной обязанности. Право в этом случае предоставляется лишь в том объеме, который необходим для осуществления обязанностей. Этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам. Его можно сформулировать так: «дозволено только то, что предписано законом».

 

 

Глава 2. Механизм правового регулирования

 

Изучение механизма правового регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для разработки этой  проблемы имели труды С.С. Алексеева, в частности его монографии «Механизм правового регулирования в социалистическом  государстве» и «Теория права», где отмечалось, что категория «механизм правового регулирования» определена в теории государства и права для  показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория «механизм правового регулирования» стала употребляться  и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т.д.

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее время понятие «механизм правового регулирования» применяется  как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном «работающем» виде. 

Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования.

Особенность правового регулирования заключается в осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения. Здесь  проявляется искусство правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие последствия.

А.В. Малько указывает, что цель механизма правового регулирования – обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Исходя из  этого, он определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

В механизме правового регулирования С.С. Алексеев выделяет структуру правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия: 1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками  общественных отношений и используемый в публично –правовых отраслях. Способы правового регулирования – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С.С Алексеев выделяет следующие способы правового регулирования: а) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

Следовательно, процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен – в зависимости от выполнения правовых обязанностей -  добровольно или под принуждением.

Из сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового регулирования позволяет:

- не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии,

- и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, системно – воздействующем виде, что характеризует результативность  правового регулирования;

- высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Таким образом, механизм правового регулирования – сложное явление, требующее дальнейшего углубленного изучения.

«Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений».

С точки зрения структуры механизм правового регулирования – это сложная система, имеющая свои элементы.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:

- юридические нормы,

- нормативно-правовые акты,

- акты официального толкования,

- юридические факты,

- правоотношения,

- акты реализации права,

- правоприменительные акты,

- правосознание,

- режим законности.

Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Подводя итог изучению различных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно определить, какие из этих способов наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования «вооружает» законодателя «набором» инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Определение правового режима в современной теоретико-правовой науке как порядка регулирования, выраженного в комплексе правовых средств, привело к необоснованному отождествлению его с механизмом правового регулирования. Так, Н.И.Матузов и А.В.Малько пишут: «Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, особый его порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, “привязанный” не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют». Мы не разделяем такого взгляда. С нашей точки зрения, правовой режим нельзя сводить к категории, характеризующей своеобразие средств правового воздействия в данной конкретной сфере, на данном конкретном участке правовой действительности, тем более утверждать, что это – «специфический механизм правового регулирования». Здесь совсем другая плоскость оценки правовой действительности.

Сложившаяся в отраслевых юридических науках практика изучения правового режима применительно к определенному объекту породила предубеждение, что «режим объекта» – лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, следствием чего и явилось понимание правового режима как порядка регулирования, выраженного в комплексе правовых средств. Однако при изучении правового режима с позиций отраслевых юридических наук анализируется не столько правовой инструментарий, сколько законодательство – соответствующие нормативные правовые акты – на предмет устанавливаемого им порядка возможного или должного поведения определенного круга субъектов по отношению к определенному объекту.

Но что такое нормативный правовой акт? Всего лишь одна (наиболее распространенная) из форм (источников) права, при помощи которой фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, устанавливающие меру возможного и должного поведения субъектов права и тем самым закрепляющие наиболее выгодные, соответствующие интересам общества варианты социальных связей между участниками отношений. Последнее вытекает из назначения правового регулирования – с помощью права выбрать из всех объективно возможных вариантов общественных отношений такой, который наиболее целесообразен, отвечает интересам общественного развития и содействует наиболее успешному достижению при конкретных обстоятельствах какого-либо социального результата, преследуемого участниками отношений.

В процессе правовой регламентации общественных отношений, их упорядочения они «вводятся в определенные рамки», подчиняются определенным правилам, порядку, установленному в нормах права – юридическому порядку, порядку de jure. «Регулировать» – значит подчинять определенному порядку, правилам, упорядочивать. С нашей точки зрения, это и есть правовой режим, тот порядок возможного и должного поведения субъектов правоотношений, о котором идет речь в отраслевых исследованиях.

Предвидя возможность постановки вопроса, а не является ли в таком случае «правовой режим» ничем иным как синонимом «правового порядка» («правопорядка»), ответ «Нет». От правопорядка правовой режим отличается как раз тем, что правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. Правовой режим характеризует не фактическое состояние урегулированных правом отношений, а должное или возможное, это тот правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества.

Процесс правового регулирования и механизм правового регулирования - разнопорядковые понятия. Правовое регулирование начинается с выработки и закрепления нормы, потребность в которой вызвана тем, что в обществе сложились или складываются отношения, требующие властного упорядочивающего воздействия. Механизм правового регулирования начинает своё действие тогда, когда норма уже используется, применяется, то есть идет процесс правореализации и поэтому потенция правовой нормы, представляющей собой общее правило поведение, рассчитанное на действие в типичных ситуациях, исчерпывается и воплощается в жизнь в системе конкретного отношения социально-правовой действительности.

Информация о работе Правовое регулирование: понятие, способы, типы