Правовое регулирование: понятие, способы, типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении общетеоретических положений правового регулирования.
В результате работы и в соответствии с целью были решены следующие задачи:
- показать, что процесс правового регулирования и его механизм — это разнопорядковые явления и механизм правового регулирования является системой средств, обеспечивающих эффективность регулирующего процесса;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правовое регулирование: понятие, способы, типы………………….. 5
Глава 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура……….. 13
Глава 3. Эффективность правового регулирования………………………….. 20
Заключение……………………………………………………………………... 24
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

М 1191-1.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Эффективность правового регулирования

 

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:

Существует концепция «государства - ночного сторожа», такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.

В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового регулирования:

В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:

а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные;

б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;

в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;

г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

 Практика показала, что  в сферу правового регулирования  входят три группы общественных  отношений, отвечающих перечисленным признакам:

1.Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

2.Отношения по властному управлению обществом.

3.Отношения по обеспечению правопорядка.

Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования.

Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества.

Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Целями механизма правового регулирования являются следующие:

Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать.

Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу.

Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового регулирования.

За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов.

Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации права, торможению правового эффекта.

Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка.

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его правового статуса.

Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);

совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;

совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);

повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Без должного уровня правосознания, правовой культуры здесь не обойтись. Пробелы в правосознании приводят к тому, что закрепляются: абстрактно сформулированные цели, задачи правового регулирования, популистские, противоречивые, дублирующие правила поведения; вводится в действие закон без пакета, обеспечивающих его «работу» актов; принимается закон с плохо просчитанными социальными последствиями его реализации, не прошедший необходимую апробацию и т.д.

В 2010 году под руководством профессора А.В. Малько был разработан «Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года», который представляет собой систему теоретических положений, отражающих взгляды на сущность, цели, принципы, приоритеты, направления, механизмы реализации и пути повышения эффективности правового регулирования в Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Между тем, авторы не исключают ее дополнение и корректировку.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под правовым регулированием понимают целенаправленной воздействие правовых средств на общественные отношения. Оно является сутью, основной целью существования права как социального явления.

 Правовое регулирование общественных  отношений осуществляется рядом  способов: с помощью дозволений, запретов и обязываний.

 Дозволения, запреты и обязывания  есть наиболее глубокий слой  механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья — юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности.

 В сочетании способов регулирования  проявляются особенности специально юридических функций права: регулятивной, охранительной и др. Необходимым и весьма четким отражением процесса воздействия функций права на общественные отношения является правопорядок. По его состоянию законодатель может судить и о состоянии законности в обществе, о том, насколько реализуются правовые предписания субъектами права.

 Право, законность, правопорядок  — важнейшие составные элементы  правовой основы государственной  и общественной жизни. Однако  правопорядок не является конечной  целью, ради которой создается само право и действует весь механизм правового регулирования. Задача законодателя шире. Она состоит в том, чтобы с помощью права изменить, развить, укрепить либо вытеснить те или иные общественные отношения, т.е. установить порядок, угодный или господствующему классу, или всему народу.

 Значит, конечной целью правового  регулирования должно быть создание  общественных отношений и порядка. Но общественные отношения складываются  как общий результат человеческой  деятельности в данных исторических условиях.

 Правовое регулирование обусловлено  не только материальными условиями  жизни общества, но субъективными  аспектами. Последние наиболее полно  проявляются в правосознании, а  через него — в правотворчестве, правоприменении и т.д. Например, исполнение обязанности формируется не столько под влиянием возможности применения государственно принудительных средств, сколько в результате действия материальных и духовных стимулов. Механизм правового регулирования в рассматриваемом аспекте характеризует происходящие в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей — участников общественных отношений. Это, в сущности, своего рода проекция его способов на психологическую сферу личности. Даже при самом общем освещении психологического механизма можно отчетливо проследить, как по-разному «работают» в сфере психики людей, с одной стороны, позитивное обязывание, а с другой — дозволение и запреты.

 Потому, при государственном  формировании механизма правового  регулирования следует по возможности использовать общедозволительный его тип, что содействовало бы увеличению инициативы людей и в конечном итоге благоприятно сказалось бы как на экономических, так и на социальных, и политических, и иных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Магистр-Пресс, 2014. – 410 с.
  2. Бошно, С.В. Теория права и государства учебник / С.В.Бошно - М.: ЭКСМО, 2011. - 463 с.
  3. Вакуленко В.Г. Теория государства и права учеб. пособие / В.Г.Вакуленко; Тихоокеан. гос. экон. ун-т - Владивосток: ТГЭУ, 2010. - 71 с.
  4. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. – М., 2012. – 450 с.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права - СПб.: Питер 2009. - 510 с.
  6. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права. – М., 2009. – 740 с.
  7. Логинова Е.С. Учение о правовых средствах в современной российской юриспруденции // Юридический журнал. - 2009. - Вып.6. - С. 33-36.
  8. Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права в 2 т. - М.: Проспект: Велби, 2010. - 643 c.
  9. Мататова М.М. Нормативное регулирование как средство защиты прав человека и гражданина в РФ: проблема эффективности // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. - 2012. - № 2. - С. 90-98.
  10. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2011. – 640 с.
  11. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. – М., 2011. – 567 с.
  12. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2010. – 369 с.
  13. Панченко В.Ю. Формы и средства правовой политики в сфере юридической помощи // Аграрное и земельное право. - 2013. - № 3. - С. 71-74.
  14. Пугинский Б.И. Инструментальная теория правового регулирования // Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. - 2011. - № 3. - С. 22-31.
  15. Радько Т.Н. Теория государства и права учебник / Т.Н.Радько - М.: Проспект, 2011. - 744 с.
  16. Рассолов, М.М. Малахов, В.П., Иванов, А.А. Актуальные проблемы теории государства и права учеб. пособие для юрид. вузов и фак. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 447 с.
  17. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С., Дмитриева Ю.А. – М.: Юрайт, 2011. – 743 с.
  18. Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Форум, Инфра - М, 2012. – 624 с.
  19. Юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М., 2012. – 580 с.
  20. Якушев П.А. Правообразующие юридические акты и поступки в механизме правового регулирования: Автореферат диссертации кандидата юридических наук. – Москва, 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовое регулирование: понятие, способы, типы