Правовое регулирование рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Из международных документов следует назвать Международный кодекс рекламной практики (МКРП), Конвенцию о трансграничном вещании. МКРП был принят Международной торговой палатой в Париже в 1937 г. и пересматривался в 1949, 1955, 1966, 1973 и 1986 годах. Международный кодекс рекламной практики представляет собой свод правил, обычаев и этических стандартов и носит рекомендательный характер, соответственно он не относится к системе законодательства о рекламе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……..5
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕКЛАМЫ…………………………………………….9
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РЕКЛАМНЫХ ОТНОШЕНИЙ……...11
4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕКЛАМЕ……………………….15
5. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ…………………….26
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩУЮ РЕКЛАМУ……………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Хоз право (Правовое регулирование рекламы).doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……..5

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕКЛАМЫ…………………………………………….9

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РЕКЛАМНЫХ ОТНОШЕНИЙ……...11

4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕКЛАМЕ……………………….15

5. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ…………………….26

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩУЮ РЕКЛАМУ……………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реклама, как известно, двигатель торговли и вообще любой  предпринимательской деятельности. Правда, рекламные призывы 70-х годов, типа: «Летайте самолетами Аэрофлота» или «Храните деньги в сберегательной кассе» мало что двигали, потому что альтернативой «Аэрофлоту» был тогда разве что ковер – самолет, а сберегательной кассе – банка из-под варенья. Теперь не то. Если появление на экране первых рекламных роликов несколько лет назад вызвало волну возмущения среди телезрителей, то сегодня реклама прочно вошла в нашу жизнь.

 Фразы из рекламных  роликов вплетаются в нашу  повседневную речь, становятся своего рода фольклором. Реклама – это своего рода творчество, даже более того, это искусство, а полет мысли, - как говорил философ, - сдерживать не следует. Но поскольку реклама – это не просто искусство, а искусство продавать, здесь затрагиваются наши имущественные интересы, и поэтому, и не только поэтому, нужна четкая регламентация рекламной деятельности.

Рекламная деятельность, по сути, является предпринимательской, и на отношения по производству, размещению и распространению рекламы распространяются все основополагающие принципы функционирования рынка, установленные Конституцией РФ, такие как: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, 34 Конституции РФ).

В соответствии со статьей 4 Федеральный Закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.09.2010 N 243-ФЗ) "О рекламе" (Закон о рекламе) Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В качестве примера таких «иных нормативных актов» можно привести Постановление Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП (ред. от 10.08.2010) "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и Регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме "одного окна".

Кроме того, законодательство о рекламе охватывает не только принятые в соответствии с этим законом правовые акты, но и непосредственно с ним связанные, например: Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2124-I «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ), Гражданский Кодекс РФ от 24 ноября 2006 года часть 4 глава 70 «Авторское право» (Закон об авторском праве), Федеральный Закон от 22 ноября 1995 года № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Закон о регулировании алкогольной продукции) и т. д.

Из международных документов следует назвать Международный кодекс рекламной практики (МКРП), Конвенцию о трансграничном вещании. МКРП был принят Международной торговой палатой в Париже в 1937 г. и пересматривался в 1949, 1955, 1966, 1973 и 1986 годах. Международный кодекс рекламной практики представляет собой свод правил, обычаев и этических стандартов и носит рекомендательный характер, соответственно он не относится к системе законодательства о рекламе. Международный кодекс рекламной практики в первую очередь является средством самодисциплины в отношениях международной торговли. В то же время положения данного кодекса могут использоваться судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего международного законодательства. Конвенция о трансграничном вещании содержит нормы о рекламе, но поскольку она так и не ратифицирована Россией, то ее нормы носят исключительно рекомендательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основным законодательным  актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный Закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.09.2010 N 243-ФЗ) «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

Действующий Закон о  рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.

Данный акт является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных  с рекламной деятельностью. Так, Закон о рекламе определяет само понятие рекламы; понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.

Комплексность Закона о  рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких специфических услуг, как банковские, страховые и т. п.

Действие рассматриваемого Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу. В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рек ламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

Помимо Закона о рекламе, правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных видов товаров и услуг закреп лены в соответствующих специальных законодательных актах. В качестве примера приведем Федеральные законы «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О рынке ценных бумаг» и др.

Среди подзаконных актов  нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. З 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Данный акт содержит требования к рекламе финансовых организаций, привлекающих средства граждан и юридических лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций).

Определенную роль в регулировании рекламных отношений играют акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. З 26Ц которым установлены требования к наружной рекламе, размещаемой на объектах федерального железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что  содержащееся в ст. З Закона о  рекламе положение о федеральном  уровне регулирования отношений  в сфере рекламы рассматривалось  в Конституционном Суде РФ. Поводом  к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской думы. В своих запросах стороны исходили из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст. 71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совместного ведения РФ и ее субъектов) и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о рекламе. В Постановлении от 4 марта 1997 г. 4-П Конституционный Суд РФ указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4—6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Следует отметить, что  нормативными правовыми актами субъектов  РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рек ламы на транспортных средствах. Приведем некоторые из этих актов:

— Постановление Правительства  Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах развития и правилах размещения средств  наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в Москве;

— Постановление Правительства  Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств  рекламы в Московском метрополитене» которым утверждено Положение о порядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене.

Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Международный  кодекс рекламной практики. Он пересматривался  в 1949, 1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята 2 декабря 1986 г. 47-й сессией Исполнительного совета Международной торговой палаты. В соответствии с положениями, указанными во введении Кодекса, он является в первую очередь средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕКЛАМЫ

 

Реклама – это один из видов информации, поэтому не случайно действующий Закон о рекламе термины «реклама» и «рекламная информация» использует как синонимы. Вместе с тем, рекламу от других видов информации отличает ряд признаков, которые должны присутствовать в совокупности.

Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний(Ст. 2 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из данного  легального определения, реклама может  распространяться в устной или письменной форме, с помощью рисунков, графиков и т.п. В качестве средств распространения рекламной информации применяются средства массового распространения, транспортные средства, средства стационарного территориального размещения (стенды, световые табло) и др. Целями распространения рекламы являются формирование и поддержание интереса к ней, что ведет к возникновению повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации.

Классификация видов  рекламы может быть проведена  по раз личным основаниям:

1) в зависимости от  вида рекламируемого товара выделяют  рек ламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств и предметов медицинского назначения, наркотических средств и психотропных веществ, пестицидов и агрохимикатов, иных видов товаров;

2) в зависимости от  вида рекламируемых услуг выделяют  рекламу

страховых и инвестиционных услуг, услуг банков, организаций, участников рынка ценных бумаг и других субъектов, оказывающих финансовые услуги;

З) в зависимости от способа распространения рекламы  можно говорить о рекламе в  радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских по селениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

4) в зависимости от  целей, на достижение которых  направлена реклама, выделяют:

— политическую рекламу  — информацию, распространяемую участниками  избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;

— социальную рекламу  — рекламу общественных и государственных  интересов в благотворительных  целях;

— коммерческую рекламу, цели распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;

5) в зависимости от  субъектов, к которым обращена  рекламная информация, особо можно  говорить о рекламе, адресованной  несовершеннолетним.

Приведенная классификация  имеет теоретическое и практическое значение. В законодательстве о рекламе содержатся специальные требования, предъявляемые к рекламе различных видов, и нор мы, направленные на защиту интересов субъектов (например, несовершеннолетних).

 

 

 

 

 

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РЕКЛАМНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В первую очередь к  субъектам рекламных отношений  необходимо отнести непосредственных участников рекламной деятельности.

По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламной  деятельности: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.

Рекламодатель – лицо, юридическое или физическое, являющееся источником рекламной информации для  производства, размещения, последующего распространения рекламы.

Информация о работе Правовое регулирование рекламы