Правовое регулирование рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Из международных документов следует назвать Международный кодекс рекламной практики (МКРП), Конвенцию о трансграничном вещании. МКРП был принят Международной торговой палатой в Париже в 1937 г. и пересматривался в 1949, 1955, 1966, 1973 и 1986 годах. Международный кодекс рекламной практики представляет собой свод правил, обычаев и этических стандартов и носит рекомендательный характер, соответственно он не относится к системе законодательства о рекламе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……..5
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕКЛАМЫ…………………………………………….9
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РЕКЛАМНЫХ ОТНОШЕНИЙ……...11
4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕКЛАМЕ……………………….15
5. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ…………………….26
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩУЮ РЕКЛАМУ……………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Хоз право (Правовое регулирование рекламы).doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Рекламопроизводитель  – лицо, юридическое или физическое, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной  информации путем пре доставления  и (или) использования имущества, в  том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.(Ст. 2 Федерального закона «О рекламе»)

Отношения, возникающие  между субъектами при производстве, размещении и распространении рекламы, регулируются Законом о рекламе (в частности, гл. З содержит права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в условиях жесткой конкуренции рекламного бизнеса представляется весьма сомнительной.

Среди обозначенных в  Законе о рекламе прав и обязанностей участников рекламного процесса назовем  следующие.

Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, в течение одного года со дня последнего распространения рекламы. Данные субъекты обязаны предоставлять органам исполнительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, информацию, необходимую для осуществления предусмотренных Законом о рекламе полномочий.

Рекламопроизводитель  и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в  этом случае обязан предоставить доку ментальные подтверждения достоверности рекламной информации; лицензию или ее копию, если деятельность рекламодателя подле жит лицензированию.

Рекламопроизводитель  обязан своевременно информировать  рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе. Если рекламодатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.

В роли рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие указанного Закона о рекламе не распространяется. Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на территории Российской Феде рации, могут быть и иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Особым образом Закон  о рекламе регулирует вопросы  спонсорства и связанное с  этим правовое положение субъектов. В соответствии со ст. 19 Закона о  рекламе, под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и  спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. При  этом установлено, что спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

Закон о рекламе называет еще одного субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т. е. о юридических или физических лицах, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интересы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответствующими исковыми требованиями в суд.

В качестве субъектов  рассматриваемых рекламных отношений  выступают создаваемые в субъектах  РФ государственные унитарные предприятия, наделяемые специальными полномочиями в рассматриваемой сфере. Так, в Москве действуют государственные унитарные предприятия «Городская реклама и информация» и «Реклама и информация на транспорте». Данные предприятия выполняют посреднические и управленческие функции в рассматриваемой сфере. Так, ГУП «Реклама и информация на транспорте»:

— участвует в проведении инвентаризации, ведении реестра  средств рекламы на транспорте;

— участвует в разработке правил размещения рекламы на транс  порте, тарифов за использование  рекламного пространства и размещение средств рекламы;

— содействует в оформлении разрешительной документации на

размещение средств  рекламы и информации на транспорте, а также в оформлении всех необходимых  согласований с городскими службами;

— выступает участником трехстороннего договора (наряду с рекламодателем и Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы), оказывающим от имени транспортного предприятия – балансодержателя транспортного средства услугу по распространению рекламы и информации в течение срока действия договора и услугу по производству, размещению и демонтажу по окончании срока проката рекламы на транспортном средстве городского пассажирского наземного транспорта.

Участниками рекламных  отношений являются также специально создаваемые государственные органы и государственные органы, наделенные функциями регулирования и контроля за осуществлением рекламной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕКЛАМЕ

 

Все требования к рекламе  могут быть разделены на общие  и специальные. Общие требования предъявляются к рекламе всех видов. Специальные относятся к рекламе:

— распространяемой с  помощью специальных средств  – радио- и телевещания, в периодических  печатных изданиях, в кино- и видео  обслуживании, на транспортных средствах  и почтовых отправлениях;

— распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях, т. е. наружной рекламе;

— отдельных видов  товаров – алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных  средств, изделий медицинского на значения, медицинской техники; оружия;

— отдельных видов услуг – финансовых, страховых, инвестиционных и др.;

— представляющей общественные и государственные интересы и  направленной на достижение благотворительных  целей (социальной рекламе).

По указанным критериям  реклама может классифицироваться на распространяемую с помощью специальных средств; рекламу от дельных видов товаров, услуг и т.д.

Общими требованиями к рекламе являются следующие:

1. Реклама должна быть  распознаваема потребителем, не  обладающим специальными знаниями, без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления независимо от формы и используемого средства, т.е. потребителю должно быть очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой. достижению этой цели служит, в частности, введенное в Закон о рекламе правило о том, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции нерекламного характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего предварительно го сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах рекламы».

2. Поскольку реклама  обращена к неопределенному кругу  лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей. В качестве исключения предусмотрено, что данное положение не распространяется на радиовещание, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

3. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должны быть указаны номер лицензии и орган, ее выдавший.

4. Реклама товаров,  подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей  пометкой.

5. Не допускается реклама  товаров, запрещенных к производству и реализации на территории Российской Федерации.

6. Использование в  рекламе объектов исключительных  прав допускается только в  порядке, предусмотренном законодательством  РФ.

7. Реклама не должна  быть опасной, т. е. не должна  побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

8. Реклама не должна  побуждать к действиям, нарушающим  природоохранное законодательство.

9. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних.

Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст. 20 Закона о рекламе. В частности, при производстве, размещении и распространении  рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, и др.

Как видим, помимо общих  позитивных требований, в Законе о  рекламе содержатся нормы-запреты, обращенные ко всем субъектам рекламной  деятельности.

В частности, в соответствии с нормами данного Закона не допускается  ненадлежащая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. К числу наиболее характерных видов ненадлежащей рекламы Закон о рекламе отнес недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую рекламу

Специальные требования могут касаться различных аспектов изготовления и распространения рекламы, относиться непосредственно к ее содержанию.

Так, особенности рекламы  в радио- и телепрограммах, печатных изданиях в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Закона о рекламе). Отдельные виды передач (детские, религиозные) вообще не могут прерываться рекламой, радиопостановки и художественные фильмы – только с согласия правообладателей.

При трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы.

Особые требования предъявляются  к наружной рекламе, распространяемой в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств  стационарного территориального размещения. В Законе о рекламе они сосредоточены в ст. 14.

Распространение наружной рекламы допускается только при  наличии разрешения компетентного  государственного органа или органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим территориальным  подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или органом управления железными дорогами (при размещении рекламы в полосах отвода железных дорог). За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество.

Основной массив правового  регулирования наружной рекламы, как уже указывалось, относится к актам субъектов Российской Федерации. Утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве (далее — Правила) определяют:

— компетенцию органов  управления и контроля, уполномоченных городских организаций в данной сфере;

— виды рекламной информации, размещаемой в городе, в том  числе правила рекламного оформления предприятий, использования московской символики, положения о социальной рекламе;

— требования, предъявляемые  к средствам наружной рекламы  и информации (стационарным, временным, рекламным акциям);

— зоны размещения средств  наружной рекламы;

— порядок оформления права на размещение средств наружной рекламы, в том числе получение паспорта рекламного места, согласование и регистрация рекламных мест, заключение договора на право размещения средств наружной рекламы;

— технические требования к проектированию, монтажу и эксплуатации средств наружной рекламы, в том  числе порядок проведения технической экспертизы проектной документации, порядок установки и контроля за соответствием конструкций проектной документации, порядок эксплуатации и обследования средств размещения рекламы;

— контроль за выполнением  установленных правил и ответственность за их нарушение.

Средства наружной рекламы, размещенные в нарушение установленного порядка, подлежат демонтажу. Решение  об этом принимает специально созданная  Комиссия, действующая на основании  установленного регламента

Информация о работе Правовое регулирование рекламы