Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:55, курсовая работа
В данной курсовой работе я бы хотела исследовать понятие «правовое воспитание», и то, как оно регулирует общественные отношения.
Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового воспитания является двигателем права, справедливости и законности.
Введение……………………………………………………………..стр.3-4
Глава I. Понятие правового воспитания.
1.1 Правовые средства: понятие и виды……………………..стр.5- 10
1.2 Структура механизма правового регулирования………..стр.11-15
Глава II. Эффективность правового воспитания
2.1 Понятие механизма правового регулирования………….стр.16-20
2.2 Пределы и эффективность правового регулирования…………стр.21-24
Заключение…………………………………………………………...стр.25
Список литературы…………………………………………………..стр.26-27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
по
теории государства и права
на тему:
«Правовое воспитание. Формы и средства.»
План:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие правового воспитания.
1.1 Правовые средства: понятие и виды……………………..стр.5- 10
1.2 Структура механизма правового регулирования………..стр.11-15
Глава II. Эффективность правового воспитания
2.1 Понятие механизма правового регулирования………….стр.16-20
2.2 Пределы и эффективность
правового регулирования…………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В данной курсовой работе я бы хотела исследовать понятие «правовое воспитание», и то, как оно регулирует общественные отношения.
Определяя актуальность
данной темы, следует выделить, что
именно механизм правового
Мы живем в стране, где
право является особым и главным
государственным регулятором
Правовое воспитание в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.
Общие социальные цели правового воспитания преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Правовое воспитание, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан.
Наличие правового воспитания просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Отсутствие же эффективного механизма правового воспитания порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.
При раскрытии темы курсовой
работы мы использовали такие методы
научного познания, как: метод материалистической
диалектики, сравнительный, логический
и формально-юридический
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса об эффективности правового воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Глава I. Понятие правового воспитания
Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон. В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.
Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне - в сфере гражданского права. Так, Б.И. Пугинский рассматривал их в качестве юридических способов решения субъектами своих целей (интересов)1.
Вместе с тем проблема
правовых средств выступает, прежде
всего, как общетеоретическая
Правовые средства не образуют каких–то особых принципиально отличных от традиционных, зафиксированных в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности и сформулированных в основном с точки зрения потребности аналитической юриспруденции. Это весь диапазон правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются не с позиций нужд юридической практики, а с позиций
их функционального
Вопрос правовых средств – не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе – их фундаментального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач. Иными словами, перед нами те же юридические нормы, хозяйственные договоры, счета в банке, меры поощрения, санкции, но предстающие в качестве функциональных явлений, инструментов реализации силы, ценности права. С.С. Алексеев выделяет следующие показатели правовых средств: субстанциональность правовых явлений; возможность их использования субъектами; наличие в правовых явлениях социальной силы, своего рода юридической энергии3.
Как субстанциональные явления правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов правовой действительности: с одной стороны, от явлений правовой деятельности – действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и т.д.), а с другой стороны, от явлений сугубо субъективной сферы правовой действительности – правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. И то и другое, разумеется, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма; и можно, например, говорить о регулятивных функциях правосознания или о регулятивном значении применения права. Но они не образуют самих регулятивных частиц, компонентов регулятивного вещества права, т.е. как раз того, что является правовыми средствами. Поэтому два упомянутых компонента правовой действительности находятся рядом с правовыми средствами, связаны с ними, но непосредственно в их состав не входят: один из них (правовая деятельность) – это, в сущности, применение и использование правовых средств, а второй (явления субъективного порядка, например, правосознание) – представление о них, их субъективный образ.
Правовые явления как
субстанциональные явления
во-первых, уровень первичных
правовых средств – элементов
механизма правового
Теперь о такой черте правовых средств, как возможность их использования субъектами. Она характеризует глубокое взаимодействие правовых средств с социальной деятельностью. В этом взаимодействии – две плоскости. Одна из них очевидна – деятельность по использованию правовых средств в практической жизни.
Иными словами, хотя правовые средства есть явления субстанциональные, в них, в самом их бытии присутствует момент, выражающий перспективу использования, - возможности того, что известные субъекты «возьмут их в руки» и добьются с их помощью нужного, ожидаемого результата. С рассматриваемой точки зрения вопросы использования правовых средств являются решающей частью юридической практики – и в то же время важным и перспективным направлением развития юридической науки.
Во взаимодействии социальной деятельности и правовых средств есть и другая, не менее значимая плоскость. Причем здесь речь идет не о такой своеобразной разновидности социальной деятельности, которую можно назвать правовой (именно тот характер имеет использование правовых средств), а о социальной деятельности в самом точном и строгом смысле – о деятельности, в которой реализуются социальная жизнь независимо от форм ее существования и опосредования. Социальная деятельность в указанном глубоком смысле при переходе человечества на стадию цивилизации является необходимой и ближайшей основой правовых средств, во многом определяющей и их существование, и их особенности, их развитие.
Социальность деятельности наряду с другими ее чертами характеризуется своего рода напряженностью; она как бы пронизана или «полем активности», или «полем сдерживания» либо окутана тем и другим, что придает поведению субъектов общественных отношений особое содержание и облик. Отсюда такие элементы и черты деятельности, как ее необходимость, допустимость или недопустимость, заложенные в самом содержании деятельности и выражающие потребности жизни общества, свойственные ей закономерности, условия жизнедеятельности.
Соприкасаясь и взаимодействуя
с субъективной стороной жизни общества,
отмеченные элементы и черты деятельности
как социального явления
Права и обязанности связаны с государственной властью, ее аппаратом, приобретают обязательный характер, становятся юридическими правами и
обязанностями и в этом качестве выступают как необходимые и первичные
правовые средства. Именно с юридических прав и обязанностей начинается формирование правового инструментария, всей системы правовых средств.
Теперь рассмотрим такой показатель правовых средств, как наличие в них социальной силы. Определенные правовые формы потому и обособляются в устойчивые институционные образования, потому и используются субъектами, что обладают социальной силой. В них, следовательно, заложены такие возможности, такие потенции, которые позволяют справиться с трудностями, преодолеть препятствия, обеспечить решение назревшего жизненного вопроса. Надо обратить внимание лишь на то, что в юридическом инструментарии заложена не вообще социальная сила, а правовая сила, реализующая своего рода юридическую энергию.
Подытоживая сказанное, можно выделить признаки правовых средств:
Таким образом, правовые средства
– это объективированные
В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными и т.п.; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными; в зависимости от информационно- психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) – стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).