Правовое воспитание. Формы и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я бы хотела исследовать понятие «правовое воспитание», и то, как оно регулирует общественные отношения.
Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового воспитания является двигателем права, справедливости и законности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..стр.3-4
Глава I. Понятие правового воспитания.
1.1 Правовые средства: понятие и виды……………………..стр.5- 10
1.2 Структура механизма правового регулирования………..стр.11-15
Глава II. Эффективность правового воспитания
2.1 Понятие механизма правового регулирования………….стр.16-20
2.2 Пределы и эффективность правового регулирования…………стр.21-24
Заключение…………………………………………………………...стр.25
Список литературы…………………………………………………..стр.26-27

Файлы: 1 файл

МУКИ АДА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. (2).docx

— 59.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура механизма  правового воспитания

 

Первоначально идею механизма  воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров5. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме были проведены Явичем6, а несколько позднее В.М. Горшеневым7.

По мнению Н.Г. Александрова, звеньями механизма правового воспитания являются:

1) установление правового  статуса лица;

2) придание известным  видам жизненных фактов значения  юридических фактов;

3) установление моделей  правоотношений;

4) установление мер правовой  охраны и юридической ответственности.

Определенный вклад в  разработку вопросов механизма правового  воспитани внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов. Но свое развернутое обоснование данная идея приобрела в работах профессора С.С. Алексеева. Предложенная им конструкция в последующем не претерпела существенных изменений.

В соответствии со стадиями правового воспитания С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового воспитания:

1) юридические нормы;

2) правовые отношения;

3) акты реализации прав  и обязанностей. Факультативным  элементом являются акты применения  права8.

Такое представление о  структуре механизма правового  воспитания широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения. Так, А.В. Малько выделяет следующие основные стадии и элементы правового воспитания:

1) норма права;

2) юридический факт или  фактический состав с таким  решающим фактом, как организационно-исполнительный  правоприменительный акт;

3) правоотношение;

4) акты реализации прав  и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный  акт (факультативный элемент)9.

На первой стадии формируется  правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права  и требующих их справедливого  упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых  их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия  этому процессу, а так же возможные  правовые средства их преодоления.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые  позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого  необходима целая система юридических  фактов (фактический состав), где  один из них должен быть обязательно  решающим. Отсутствие подобного решающего  юридического факта выступает в  роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта.

Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной  деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.

Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз акт применения (приказ ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов

управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять  нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет последующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения  называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании  и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.10

Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма

определенным разделением  субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес  и соответствующее субъективное право призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного.

В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает  на основе норм права и при наличии  юридических фактов и где абстрактная  программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих  субъектов. Оно конкретизируется в  той степени, в какой индивидуализируются  интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических  обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих  целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей  - это основное средство, при помощи которого права  и обязанности претворяются в  жизнь – осуществляются в поведении  конкретных субъектов. Эти акты могут  выражаться в трех формах:

  1. соблюдении;
  2. исполнении;
  3. использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных  нормами права. Он не реализует при  этом  свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов  в охране и защите, и тем самым  не ставит препятствий их удовлетворению11.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять  интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий, в какой либо форме не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам  контрагента и т.п.

При использовании субъект  получает благо, ценность удовлетворяет  личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов  других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.

Анализ перечисленных  форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов  контрсубъектов.

Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная  форма реализации права не удается  и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая  правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения  в этом случае уже связывается  с обстоятельствами негативного  характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эффективность правового воспитания

2.1 Понятие механизма  правового воспитания

 

Изучение механизма правового  воспитания занимает ученых длительное время. Значительный интерес для  разработки этой  проблемы имели  труды С.С. Алексеева, в частности  его монографии «Механизм правового  воспитания в социалистическом  государстве» и «Теория права», где  отмечалось, что категория «механизм  правового воспитания» определена в теории государства и права  для  показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория  «механизм правового воспитания»  стала употребляться  и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления»  и т.д.

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее время понятие «механизм правового воспитания» применяется как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном «работающем» виде13.

Понятие «механизм правового  воспитания» производно от понятия  правового воспитания. С.С. Алексеев определяет правовое воспитания как  осуществляемое при помощи системы  правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний  и др.) результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения  с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными  потребностями14. Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового воспитания. Понятие механизма правового воспитания уже понятия механизма правового воздействия. Понятие «Воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей15. С.А. Комаров включает в механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс16.

Отличие правового воздействия  от правового воспитания  состоит  в том, что правовое воздействие  является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление  человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.

Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование  общественных отношений. Особенность  правового регулирования заключается  в осуществлении государством посредством  издания общеобязательных норм поведения. Здесь  проявляется искусство  правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности  и предвидеть наступающие последствия.

«Однако уровень механизма  правового воспитания зависит не только от состояния законодательства, - считает А.И, Бобылев. – Важно и реализовать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о механизме реализации норм права»17. По нашему мнению, - это одна из насущных проблем Российского права, в решении которой должен быть заинтересован каждый член общества. А.В. Малько указывает, что цель механизма правового воспитания – обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Исходя из  этого, он определяет механизм правового воспитания как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права18.

В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового воспитания – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства19.

Анализируя сказанное, по нашему мнению, для механизма правового  воспитания понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью  которых государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения в желаемом для него направлении.

В механизме правового  воспитания С.С. Алексеев выделяет структуру  правового регулирования, которая  характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод  или сочетание методов правового  регулирования. В теории правового  регулирования принято выделять два метода правового воздействия: 1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей  и интересов в общественном отношении  и применяемый в сфере отраслей частноправового характера; 2) метод  централизованного, императивного  регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками  общественных отношений и используемый в публично –правовых отраслях. Способы правового воспитания – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С.С Алексеев выделяет следующие способы правового воспитания: а) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.)20.

Информация о работе Правовое воспитание. Формы и средства