Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:55, курсовая работа
В данной курсовой работе я бы хотела исследовать понятие «правовое воспитание», и то, как оно регулирует общественные отношения.
Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового воспитания является двигателем права, справедливости и законности.
Введение……………………………………………………………..стр.3-4
Глава I. Понятие правового воспитания.
1.1 Правовые средства: понятие и виды……………………..стр.5- 10
1.2 Структура механизма правового регулирования………..стр.11-15
Глава II. Эффективность правового воспитания
2.1 Понятие механизма правового регулирования………….стр.16-20
2.2 Пределы и эффективность правового регулирования…………стр.21-24
Заключение…………………………………………………………...стр.25
Список литературы…………………………………………………..стр.26-27
В.В. Лазарев называет те же способы правового воспитания, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод – это совокупность юридических способов правового воспитания, а способы – это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод21.
Следовательно, процесс правового воспитания в каждом конкретном случае различен – в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.
Существенное значение для понимания правового воспитания имеет его предмет или сфера правового воспитания. Предметом правового воспитания являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового воспитания входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового воспитания не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений (отношения в сфере экологии) или статься за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового воспитания, а отсюда и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные и др. отношения. В.В. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового воспитания. Он отмечает, что их правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции22.
Из сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового
воспитания позволяет:
-
не только собрать вместе
правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии,
- и обжаловать их как
целостность, но и представить
их в работающем, системно –
воздействующем виде, что характеризует
результативность правового
-
высветить в связи с этим
специфические функции,
те или иные юридические
явления в правовой системе, показать
их связь между собой и
Рассмотренная позиция понимания механизма правового воспитания как совокупности правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, является дискуссионной, по мнению В.М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффективно действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативной является работа механизма в целом как единого целостного образования. Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме правового воспитания, его способности выступать в этом качестве следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения23.
Таким образом, каждый механизм действует на своей стадии правового воспитания - правотворчестве, правореализации и применении юридической ответственности – и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.
2.2 Пределы и
эффективность правового
Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:
Существует концепция "государства
- ночного сторожа", такое государство
регулирует лишь наиболее важные общественные
отношения, вследствие чего сфера правового
регулирования оказывается
Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового воспитания слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.
В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового воспитания:
В сферу правового воспитания должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:
а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные;
б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;
г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых
подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:
Отношения людей по обмену
ценностями (материальными и
Отношения по властному управлению обществом.
Отношения по обеспечению правопорядка.
Сфера правового воспитания определяется с позиции возможного и
необходимого правового регулирования.
Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества24.
Эффективность механизма правового воспитания.
Это соотношение между
результатом правового
Совершенствование правотворчества
нужно создавать с помощью
соответствующих юридических и
информационно-психологических
Под эффективностью правового
регулирования подразумевается
соотношение между результатом
правового регулирования и
Необходимо создать такое
положение, с помощью юридических
и информационно-
Следующей, не менее значительной,
целью является совершенствование
правоприменения, которая дополняет
действенность механизма
Функционирование нормативного
регулирования и
Наилучшее сочетание различных
управленческих методов в одном
механизме придает ему гибкость
и универсальность, снижает сбои
и остановки в его
Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка26.
Главным ориентиром развития
и совершенствования элементов
механизма правового
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового воспитания, а значит эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового воспитания, приводит к сбоям в реализации права и снижении правового эффекта».
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового воспитания, на управление законности и правопорядка.
Одним из важных элементов правового воспитания в органах внутренних дел является полное соответствие работника требованиям данного рода деятельности. Добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость – неотъемлемые качества сотрудника милиции. Вопросы дисциплины являются постоянно актуальными для деятельности органов внутренних дел. Прежде всего ставится задача не допустить нарушений служебной дисциплины. Присяга обязывает соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников (кроме явно противоречащих закону – ч.3 ст. 25 Закона РФ «О милиции»).27
Таким образом, приходим к выводу, что правовое воспитание упорядочивает общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового воспитания, вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения.
Наличие в обществе правонарушений,
действий, противоречащих нормам права,
делает необходимым и оправданным
существование механизма
Считаем нужным, отметить то,
что благодаря механизму
Заключение
На основании проведенного курсового исследования, я пришла к следующему выводу: что тема механизма правового воспитания является важной и довольно дискуссионной в правовой науке. Как я смогла убедиться, каждый из известных правоведов имеет собственную точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового статуса.
Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание.
Правовое воспитание – одно из действенных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.
Таким образом, работа во внутренних органах по правовому воспитанию – это сложная система применения различных средств и методов, направленных на установление порядков, отвечающих интересам людей. Правопорядок означает, что все нормы права строго соблюдаются всеми, правильно соблюдаются должностными лицами, государственными органами и организациями. Следовательно, правопорядок – результат точного соблюдения и осуществления норм права на практике, в жизни. Но так как всё ещё нарушаются нормы права, совершаются в обществе преступления, то органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью, будут и дальше совершенствовать методы работы по правовому воспитанию.