Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа
Для того чтобы цель работы была достигнута, мне предстоит решить ряд задач:
Выяснить дидактические основы правового воспитания;
Выявить соотношение правового воспитания и правового обучения, рассмотреть эффективность правового воспитания;
Изучить организацию правого воспитания населения в Российской Федерации;
Рассмотреть некоторые технологии правового воспитания.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Дидактические основы правового воспитания…...............……........5
1.1. Понятие правого воспитания……………………………………………....5
1.2. Правовое воспитание и правовое обучение……………………………..10 1.3. Организация правового воспитания населения РФ…….………….........14
Глава 2. Технологии правового воспитания ……..……………..................18
1.1 Понятие технологии правового воспитания ….…………………………18
1.2 Критерии технологий воспитания ……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..24
Список источников и литературы…………………………………………….26
Нам представляется целесообразным рассмотреть
«правовое воспитание» и «
Правовое обучение и правовое воспитание являются частью всего духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в Российской Федерации правового государства.
Правовое обучение, как и правовое воспитание, тесно связано с формированием правосознания учащихся. В процессе правового воспитания и обучения школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание. И.А. Ильин писал: «нет человека без правосознания – есть множество людей с затрудненным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Причем слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание – все равно остается правосознанием»
Из этого следует, что задача педагога, имеющего «неодичавшее» собственное правосознание, состоит в том, чтобы приблизить правосознание своих учащихся к цивилизованному уровню. Таким образом, главным объектом воздействия при правовом обучении и воспитании является правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Идеологическое воздействие на общественное правовое сознание означает соответствующее влияние на групповые, индивидуальные сознания, в тоже время правовое воспитание отдельных индивидов и их групп обуславливает формирование и развитие общественного правосознания.
Правовое воспитание и правовое обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально – юридическую активность.
Современное правовое обучение оказывает воспитательный эффект, благодаря тому, что:
- В его содержании отражаются реальные, ныне действующие правоотношения, что определяет эффективность связи правового обучения с жизнью общества, самих учащихся;
- Основные положения отраслей права имеют отчетливо выраженный мировоззренческий характер (например, конституционное право, семейное право);
- Усвоенные в процессе изучения курса права правовые нормы способны служить ориентиром для правильной и объективной оценки учащимися конкретных жизненных ситуаций;
- Осознанные с точки зрения необходимости и обязательности нормы права оказываются непосредственными регуляторами действий и поступков учеников, становятся в определенной степени мотивами их деятельности;
- Изучение содержания курса содействует повышению эффективности правового воспитания в силу тесной связи норм права с этическими, политическими и другими отношениями;
- Повышенный интерес учащихся ко многим правовым положениям и фактам обеспечивает достаточно быструю «внедряемость» правовых норм, вхождение их в тот оперативный фонд знаний учеников, которым они руководствуются в своем поведении.
Социологические исследования, направленные на изучение особенностей правосознания молодежи, позволили выявить его специфические черты на современном этапе: фрагментарность, обусловленный избирательный характер интереса к праву, ориентированность на сферу публичного права, причем в сфере правонарушений, абстрактно – положительное отношение к праву, как социальной ценности, сугубо негативное восприятие практики реализации права в современном российском обществе, сочетание противоречивых воззрений, возрастной «исторический» оптимизм и пр. Подобные исследования заставляют задуматься об эффективности правового воспитания в процессе обучения праву.
Обучение – это эффективный способ получения (овладения) систематизированных знаний о государстве и праве. Если исходить из того, что эффективность определяется, как результат, следствие каких-либо причин, либо как соотношение между достигнутыми результатами и поставленными целями, то можно определить эффективность правового обучения. Что касается эффективности правового воспитания, то этот вопрос долгое время оставался спорным. Но, тем не менее, принято считать, что «правовое воспитание» нельзя точно измерить, а потому и определить эффективность правовоспитательной деятельности не так то просто. Однако, не смотря на такую «невозможность» ученые выделили основные критерии эффективности правового воспитания:
- Знание права, познавательно – правовая активность;
- Правовая убежденность, чувство законности;
- Правомерность поведения;
- Социально – правовая активность.
Таким образом, мы проследили взаимосвязь между правовым обучением и правовым воспитанием. Приблизительно так выглядит правовое воспитание в школе в процессе обучения праву. Но правовое воспитание помимо школы осуществляется также и за ее пределами.
История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Таким образом, важным субъектом в правовом воспитании граждан выступает государство. Для него крайне важно сформировать положительное отношение к праву, обучить юристов и правоведов. Каждое государство должно четко сформулировать, кого и как воспитывать. Для того, чтобы ответить на этот вопрос М. Зыков предлагает взять в руки Конституцию РФ. Он считает, что в ней четко определен тот идеал россиянина, которого родители, учителя, общественность должны воспитать. Так, он выделяет 135 основных гражданских качеств и ценностей, которые в идеале должны быть присущи каждому россиянину. Эти пункты охватывают практически все виды воспитания – умственное, физическое, трудовое и пр., в том числе и правовое 9.
Целью организации правового
Основными элементами механизма правового воспитания являются формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. На уровне организации правового воспитания населения к ним относятся: правовой всеобуч, пропаганда права, средства СМИ, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (например, выборы и пр.)
Правовое обучение или просвещение обеспечивает усвоение учащимися определенной системы правовых знаний, развитие на этой основе их познавательных способностей, их формирование и подготовка к практической деятельности.
Правовая пропаганда – распространение и углубленное разъяснения правовых знаний, идей. Правовая пропаганда – это правовая осведомленность, наиболее конкретный вид правового воспитания, результаты которого легко проверяются и корректируются.
При этом молодежь важнее ознакомить со всей системой действующего законодательства, а в работе со старшими возрастными группами на первый план выступает разъяснение новых законов, их направления, причин принятия и т.д 10.
Среди наиболее распространенных форм этого вида воспитания – планомерные занятия с гражданами. Это могут быть устные лекции (учитель), сообщения в печати, по радио, телевидению.
В результате комплекса подобных действий у населения формируются знания о системе законодательства нашей страны. Очень важно то, что подобные знания наименее подвержены искажению со стороны окружающей социальной среды. Важную роль в формировании правосознания играет пропаганда неотвратимости наказания, дополненная широко доступной информацией о деятельности правоохранительных органов. Большое воспитательное значение имеет также работа по предупреждению преступлений, проводимая правоохранительными органами совместно с общественными организациями.
Также немаловажную роль в процессе правового воспитания населения играет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием.
Следует обратить внимание также на такое средство, как самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следить правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа, правовой действительности в личной практике.
В основе применения всех указанных средств лежит осуществлении правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знаний права, которым должен обладать каждый гражданин общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также коллективами, группами и слоями населения.
При выборе того или иного средства правового воспитания учитывается условное деление населения на 4-е основные группы: законопослушные граждане, осужденные, потенциальные и реальные правонарушители, юристы – профессионалы11.
Занимаясь правовым воспитанием необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально – волевую область воспитуемого, для чего можно использовать методы: убеждения и поощрения, угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренные законодательством.
Выбор же первоочередной непосредственной области воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого (-ых). Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов. Так, например, для воспитания юристов – профессионалов особенно эффективны практические упражнения, решение конкретных проблемных ситуаций. Их надо учить не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям на основе законодательства в различных ситуациях.
По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более искусные способы и формы идеологической обработки масс, все более обосабливаются и спец3иализируются правовое воспитание, как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом. Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан. Однако в развитых странах стабильной остается сущность правового воспитания в виде представлений о праве и правосознании, правовой культуре, их сущности, ценности и функциях.
Глава 2. Технологии правового воспитания
1.1 Понятие технологии правово воспитания
Слово «технология» в педагогике последних лет популярно. Но отношение к этому слову разное. Для одних учителей, технология – это нечто серое, твердое, машинное, мертвое – превращение людей в роботов. Для других, технология – символ упорядоченности, логичности, ясности целей и средств – косяк, основа педагогических действий.
Технология направлена на решение конкретных педагогических задач (например, технология КТД), приводит к определенному результату и состоит из последовательности, точнее сказать, из системы педагогических приемов и техник.
Из этого можно сделать вывод, что каждая технология стремиться к какой-то цели и должна иметь какой-то результат. И если в технологиях обучения можно легко проследить цели и результат, то в технологиях воспитания выявить результат довольно сложно, практически невозможно.
До разработки технологий воспитания, опираясь на которую, каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность (а это и есть результат), еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным12.