Правовое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы цель работы была достигнута, мне предстоит решить ряд задач:
Выяснить дидактические основы правового воспитания;
Выявить соотношение правового воспитания и правового обучения, рассмотреть эффективность правового воспитания;
Изучить организацию правого воспитания населения в Российской Федерации;
Рассмотреть некоторые технологии правового воспитания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Дидактические основы правового воспитания…...............……........5
1.1. Понятие правого воспитания……………………………………………....5
1.2. Правовое воспитание и правовое обучение……………………………..10 1.3. Организация правового воспитания населения РФ…….………….........14
Глава 2. Технологии правового воспитания ……..……………..................18
1.1 Понятие технологии правового воспитания ….…………………………18
1.2 Критерии технологий воспитания ……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..24
Список источников и литературы…………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП .doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Современная практика воспитания находится  в переходной стадии – воспитатели  еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность решения воспитательных задач.

 

1.2 Критерии  технологий воспитания

 

В настоящее время выработаны критерии технологий воспитания. К ним относят:

  1. Технологии должны быть массовыми, т.е. известными;
  2. В способах должна быть некоторая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании;
  3. В формах, способах работы должна быть заложена потенциальность конкретного результата.

А.Л. Ликас отмечал, что правовое воспитание должно быть направлено, прежде всего, на конкретного человека. Это говорит о наличии личностно-ориентированном подходе в воспитании. Эту точку зрения разделяет Вершинин В., в связи, с чем называет нам другие критерии, по которым отобранные инновационные материалы можно отнести к технологиям воспитания вообще и личностно-ориентированным в частности. В качестве таких критериев он называет:

  1. Представление учащимся в рамках технологии возможности выбора дел, групп, ролей. Вплоть до участия - неучастия в общественных делах;
  2. Ориентация педагога на познание потребностей, идеалов, интересов школьника;
  3. Совместная творческая деятельность учителей и школьников, подчеркивание вклада каждого школьника в совместное дело;
  4. Признание ценности мнений и позиций всех учащихся;
  5. Диагностичность результатов с позиции личного развития каждого.

Из всех возможных технологий по этим критериям были отобраны технологии, наиболее отвечающие требованиям личностно-ориентированного воспитания и которые, на наш взгляд, приемлемы для правового воспитания в процессе обучения школьников. К ним можно отнести:

    • Игровые педагогические технологии (интеллектуальные игры, например, общешкольная политико-экономическая игра «Новая цивилизация», в ходе которой происходит становление юных граждан, приобретается опыт активного участия в управлении государством);
    • Проектные технологии (включают в себя разработку социальных проектов различного масштаба сложности – от класса до государства);
    • Технологии КТД;
    • Клубные технологии (клуб любителей права, клуб знатоков права, клуб любителей гражданского права и т.д.);
    • Групповые дискуссии (на различные правовые вопросы, например: как защитить свои права и др.);
    • Тренинги общения;
    • Групповые проблемные работы.

Данный перечень технологий воспитания не является исчерпывающим. Таким образом, мы ограничиваем поле нашего дальнейшего анализа и описания технологий.

 

Групповая дискуссия проста по организации. Она дает детям возможность выбора и опыт отстаивания взглядов, мнений, суждений, оценок идеалов в области права. Данная технология обладает колоссальной силой влияния:

  1. Создает сильнейшее поле эмоционального заражения, в которое попадает ребенок и в котором каждый раз приобретает опыт эмоциональных переживаний.
  2. Центрирует внимание детей на социальном значении происходящего, помогает осмыслить социально-культурную ценность собственной деятельности с более широких позиций «человеческой значимости».
  3. Реальное взаимодействие ребенка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростков крайне важны товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «Я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность;
  4. Формируются умения детей взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты действительности.

Технологии групповых дискуссий  равно ориентированы как на личность учащегося, так и на личность педагога.

Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической поддержки и помощи. Тренинг позволяет снимать нежелательные стереотипы и решать личностные проблемы участников в ходе диагностики и коррекции личностных качеств и умений, снятия барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям. В условиях тренинга происходит смена внутренних установок участников, расширяются их знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.1

Участники тренинга становятся более компетентными в сфере общения. Члены группы могут активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершено иные, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. И, самое главное, тренинг – это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе, т.к. происходит формирование активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей 13.

Другое название этих технологий –  социальный проект. Дидактическая цель социальных проектов – формирование активной жизненной позиции учащихся по отношению к проблемам российского  общества, в том числе и правовых проблем. Такой проект минимально затрачен по ресурсам, дает возможность реализации потенциала ребят с разным уровнем социального опыта это группа технологий представляется наиболее продуктивной и притягательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Правомерность воспитания детей никогда не подвергалась сомнению в истории человечества. Даже первобытное общество заботилось о подготовке ребенка к социальной жизни, к деятельности в контексте той культуры, которую он застал, появившись на свет.

Разумеется, формы развития были различными и столь же различным и непохожим было его содержание. Но, если бы вдруг люди перестали проявлять заботу о подготовке молодежи к жизни в обществе, наступил бы тупик социального развития, а возможно и исчезновение человечества вообще.

В настоящее время, когда все процессы в обществе направлены на становление правового государства, особенно важно уделять внимание правовому воспитанию, которое дает фундамент такому государству.

Таким образом, внимательно изучив практически все аспекты правового воспитания, можно сделать вывод, что оно является залогом дальнейшего развития, как общества, так и государства в целом. В настоящее время государство осознает необходимость правового просвещения и правового воспитания населения, но в силу того, что правовое воспитание, не смотря на многочисленные труды, остается слабо изученным, не удается повысить правовой уровень населения. В связи с этим нам хотелось бы отметить, что необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, на принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовых концепций. Этому может способствовать применение различных технологий. Хотя бытует точка зрения, что «чистых» технологий воспитания нет, тем не менее, попыток к их созданию достаточное количество. И этим необходимо пользоваться, развивать, совершенствовать, чтобы повысить эффективность правового воспитания. А, следовательно, повысить уровень правовой культуры и правосознания людей. Это же, в свою очередь, будет способствовать становлению истинно правового государства.

 

Список источников

  1. Конституция РФ (с изм. от 14.10.2005 г.), принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. //Российская газета. 1993. 25 декабря.

 

Список литературы

  1. Вершинин В. Личностно-ориентированное воспитание – воспитание ориентированное личностью // Народное образование, 2005. №7. стр.149-159.
  2. Воспитание детей в школе: нов. подходы и нов. технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа. 1998. - 208с.
  3. Гранат Н.А. Правосознание и правовая культура// Юрист, 1998. №11-12. С. 5-7.
  4. Зыков М. Конституция РФ и воспитание школьников// Воспитание школьников, 2004. №10. С.14-19.
  5. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1999. С. 216.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: практич. пособие для учителей и кл. руководителей, студ. пед. учеб. заведений. – Ростов – н/Д: творческий центр «Учитель», 2000. С. 288.
  7. Ликас А.С. Культура правосудия. М.: Юрид. лит.,1990. С.176.
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Юрайт, 1998. С. 464.
  9. Момотов В. Формирование правового сознания молодежи// Высшее образование в России, 2006. №2. С. 69-70.
  10. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. С. 224.
  11. Организация внеурочной работы по праву/ сборник статей. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. С. 440.
  12. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России// Журнал Российского права, 2003. №10. С.122-133.
  13. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX – XXI веков. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. С. 416.
  14. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2кн. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. кн.2: Процесс воспитания. С. 256.
  15. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования (Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 12-14 мая, 2003 г.). М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. С. 160.
  16. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 248.
  17. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений 2е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2003. С. 576.

1 Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России//Журнал Российского права. 2003. № 10. С.122-133.

2 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы                Всероссийской научно-практической конференции. М.: Книжный дом «Университет». 2001. С. 248.

2 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  2 е изд. М.: Изд. центр «Академия». 2003. С. 576.

3 Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. М.: Изд. дом «Новый учебник». 2002. С. 224.

 

 

 

5 Организация внеурочной работы по праву//Сборник статей. М.: Изд. дом «Новый учебник». 2002. С. 440

.

 

6 Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX – XXI веков.  М.: Изд. дом «Новый учебник». 2003. С. 416.

2 Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.  М.: Книжный дом «Университет». 2001. С. 248

.

 

 

8 Гранат Н.А. Правосознание и правовая культура.// Юрист. 1998. № 11-12. С. 5-

7.

 

9 Зыков М. Конституция РФ и воспитание школьников.//Воспитание школьников. 2004. № 10. С. 14-1

9.

 

10 Ликас А.С. Культура правосудия. М.: Юрид. лит. 1990. С. 17

6.

 

11 Гранат Н.А. Правосознание и правовая культура//Юрист. 1998. № 11-12. С. 5-

7.

 

12 Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2кн. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. 2003. кн.2: Процесс воспитания. С. 25

6.

 

13 Вершинин В. Личностно-ориентированное воспитание – воспитание ориентированное личностью// Народное образование. 2005. № 7. С. 149-15

                                                                                                                                                        

 



 


Информация о работе Правовое воспитание