Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа
Для того чтобы цель работы была достигнута, мне предстоит решить ряд задач:
Выяснить дидактические основы правового воспитания;
Выявить соотношение правового воспитания и правового обучения, рассмотреть эффективность правового воспитания;
Изучить организацию правого воспитания населения в Российской Федерации;
Рассмотреть некоторые технологии правового воспитания.
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Дидактические основы правового воспитания…...............……........5
1.1. Понятие правого воспитания……………………………………………....5
1.2. Правовое воспитание и правовое обучение……………………………..10 1.3. Организация правового воспитания населения РФ…….………….........14
Глава 2. Технологии правового воспитания ……..……………..................18
1.1 Понятие технологии правового воспитания ….…………………………18
1.2 Критерии технологий воспитания ……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..24
Список источников и литературы…………………………………………….26
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра Теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государства и права»
тема: «Правовое воспитание»
Выполнил:
студент 1 курса (4 года обучения),
группы Юр-111
заочной формы обучения
специальность «Юриспруденция»
института безопасности жизнедеятельности
Серышева Виктория
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Дидактические основы правового воспитания…...............……..
1.1. Понятие правого воспитания……………………………………………...
1.2. Правовое воспитание и правовое обучение……………………………..10
Глава 2. Технологии правового воспитания ……..……………..................18
1.1 Понятие технологии
правового воспитания ….…………………
1.2 Критерии технологий воспитания ……………………………………….19
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………….26
Введение
Правовое воспитание направлено на формирование правосознания и правовой культуры людей.
Формирование правового сознани
Начало правового образования в России связывают с именем императора Петра I. С тех пор создавались различные системы правового воспитания, которые соответствовали духу данного периода истории.
В 70-е годы ХХ века правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве повышения правовой культуры детей выдвигалась идея создания в средней школе правового образования, которое должно было охватить весь период обучения школьников с 1-10 классы.
Становление современной системы правового воспитания и формирование правосознания можно датировать началом 90-х годов ХХ века. В это время структурируются новые концепции правового образования, разрабатываются различные региональные программы правового воспитания 1.
Таким образом, проблема правового воспитания появилась очень давно, и, на мой взгляд, является весьма актуальной и по сегодняшний день. Актуальность данного вопроса определяется модернизацией образования и правовыми реформами в России на рубеже ХХ-ХХI веков. Они предполагают расширение правовой информированности общества, формирование новой системы управления право воспитательным процессом. Без правового воспитания невозможно становление правосознания и правовой культуры человека и общества в целом. А это в свою очередь значит невозможность становления правового демократического государства, которым Россия себя провозгласила. Целью данной работы является освещение некоторых аспектов правового воспитания и характеристика технологий правового воспитания.
Для того чтобы цель работы была достигнута, мне предстоит решить ряд задач:
- Выяснить дидактические основы правового воспитания;
- Выявить соотношение правового воспитания и правового обучения, рассмотреть эффективность правового воспитания;
- Изучить организацию правого воспитания населения в Российской Федерации;
- Рассмотреть некоторые технологии правового воспитания.
Объектом данной работы является -
Предметом данной работы является -
Глава 1. Дидактические основы правового воспитания
1.1. Понятие правового воспитания.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин писал, что знание у человека, у которого не воспитаны сердце и душа, могут оказаться очень опасным оружием, он может их использовать не только в ущерб обществу, но и в ущерб самому себе. Именно поэтому правовое воспитание, формирование демократической правовой культуры является важнейшей из стоящих перед нами задач2.
В педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Воспитание в широком смысле слова рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность3.
Когда человек «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей в правовой сфере – это свидетельствует о его правовой социализации. Зачастую такая социализация проходит в школе в процессе преподавания правовых дисциплин («Граждановедения», «Обществознания» и др.). Важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения4. Речь идет о направленном воспитательном воздействии – правовом воспитании.
Правовое воспитание – это систематическое, направленное воздействие на личность, в целях формирования у нее высокого уровня правосознания, готовности к сотрудничеству с согражданами, высокой правовой культуры.
Иоффе А.Н. дает несколько уточняющее определение правового воспитания. А именно, он указывает в определение субъектов воздействия на личность. Правовое воспитание – целенаправленное, систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что сущность правового воспитания составляют целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта, систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования позитивных представлений, взглядов, установок, которые бы позволили соблюдать, использовать и исполнять нормы права.
В тоже время социологи, политологи и юристы понимают «правовое воспитание» по - разному. Так, социологи указывают, что правовое воспитание – это вид деятельности социальной работы. Политологи считают, что это идеологическое воздействие на сознание личности, которое, в свою очередь, направлено на восприятие образа жизни поддерживаемого государством. Юристы делают акцент на юридический аспект понятия как особой разновидности юридической практики, связанной с практикой становления в России правового воспитания. При этом, все они согласны с тем, что посредством правового воспитания можно изменить представление людей о праве, выработать потребность в правомерном поведении и, следовательно, качественно преобразовать общество.
Правовое воспитание несовершеннолетних имеет особое значение. С детских лет закладываются основы мировоззрения, взглядов, установок, привычек поведения. Но несовершеннолетние – это не только объекты воспитания, они являются также самостоятельными и весьма активными субъектами социальной деятельности. И очень важно, чтобы молодое поколение с детства научилось осознать себя гражданами государства, правовой статус которых регулируется правом, уяснили свою взаимосвязь с другими членами общества, прониклись чувством ответственности за свои поступки.
Определяющим элементом системы правового воспитания школьников является цель правового воспитания подрастающего поколения. Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. В связи с этим выделяют следующие цели.
Программная цель – профилактика в Российской Федерации правового нигилизма.
Непосредственная цель – правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях 5. Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должному поведению.
Правовое воспитание выстраивается на основе общечеловеческих и правовых ценностях, т. е. конкретных социально – правовых явлениях, правовых свойствах личности, значимых для социума. В этой связи выделяют ближайшую, промежуточную и конечную цели.
Ближайшая цель – формирование системы правовых знаний.
Промежуточная цель – формирование правовой убежденности.
Конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного поведения 6.
Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовоспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике. Таким образом, правовое воспитание является важнейшим средством формирования и изменения правосознания и правовой культуры.
Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении 7.
Из этого определения можно вывести следующие задачи правового воспитания:
- Формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, информирование по текущим и актуальным вопросам права;
- Формирование уважения к государству и праву, принципам законности;
- Привитие навыков правомерного поведения;
- Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям;
- Формирование потребности и умения активно защищать в установленном порядке интересы и права, как свои, так и других лиц (государства и общества в целом) .
Правовое воспитание – длящийся в пространстве и во времени процесс, который не может протекать без противоречий. В этом процессе участвуют все граждане в течение своей жизни в качестве воспитуемых и воспитателей – в зависимости от исполняемых ролей. Поэтому состояние воспитанности, достигнутое любым субъектом, - только момент этого процесса, а деятельность по правовому воспитанию – необходимая, важнейшая сторона этого процесса.
Правовая воспитанность
- Запас правовых знаний (ученик знает о нормах права);
- Правовые убеждения (т.е. личное пристрастное отношение к правовым знаниям);
- Реальное правовое поведение (т.е. учащийся воплощает правовые знания и правовые убеждения в своем поведении).
От правовой воспитанности следует отличать правовую воспитуемость. Воспитуемость – это возможности учащегося к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми. Восприимчивость к воспитанию. Если воспитанность есть актуальный уровень правового развития личности, то воспитуемость – ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития. При этом, каждый человек имеет свой уровень правовой воспитанности и, в тоже время, обладает возможностями повысить этот уровень (т.е. воспитуемостью).
Таким образом, воспитанность можно определить как состояние, в котором человек находится в каждый данный момент, а следовательно, и в момент решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений, контактов с детской комнатой милиции. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания.
1.2. Правовое воспитание и правовое обучение
В 70-80е годы ХХ века развернулась дискуссия по вопросу соотношения понятий «правовое воспитание» и «правовое обучение». Одни рассматривали «правовое обучение» как составную часть процесса воспитания. Другие считали, что правовое обучение, как процесс формирования правовых знаний и умений, имеет самостоятельное значение. По их мнению, правовое обучение может и должно создавать основу для решения задач правового воспитания.