Правовой нигилизм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и анализ форм правового нигилизма и правового идеализма.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение и обобщение имеющихся научных материалов.
- определение источников правового нигилизма и правового идеализма.
-выявление специфики и содержания понятий «правовой нигилизм» и «правовой идеализм».
- выявление причины этих явлений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3-4

Глава I. Правовой нигилизм …………………………………………………...5

1.1. Понятие и сущность правового нигилизма………………………….....5-8

1.2. Источники правового нигилизма……………………………………….8-13

1.3. Формы проявления правового нигилизма…………………………....14-18

Глава II. Правовой идеализм…………………………………………………..19

2.1.Понятие и сущность правового идеализма…………………………....19-22

2.2.Влияние и соотношение правового нигилизма и правового
идеализма……………………………………………………………………23-25

2.3.Борьба с правовым нигилизмом и правовым идеализмом……….......26-28

Заключение………………………………………………………………….29-30

Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 84.00 Кб (Скачать файл)

1. Демонстративный,  агрессионный характер, что квалифицируется  общественным мнением, как беспредел.

2.Массовость  и распространенность не только  среди граждан и групп граждан,  но и в официальных государственных  структурах, включая правоохранительную.

3. Многообразие  форм проявления 

4. Слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным нигилизмом, образующими единую систему деструкции и хаоса.

5. Связь с негативизмом.

       Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма.

 

                                Глава II. Правовой идеализм

                    2.1. Понятие и сущность правового идеализма

                В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм, или юридический фетишизм (юридический  романтизм). Он представляет собой  отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов  можно решить все социальные проблемы. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Как отмечает в своей статье Н.И. Матузова «Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку… перед нами две стороны «одной медали»22.

         Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза, явление это причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям. Осознается это, как правило, «потом», когда итог становится очевидным. Поэтому, борясь с правовым нигилизмом, не следует впадать в другую крайность — правовой фетишизм, волюнтаризм, идеализм.

        Известным правовым романтизмом  можно считать ст. 1 Конституции, гласящую, что Россия уже сегодня  является правовым государством. Здесь  явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт. Законодатели, исходя из своих  высоких целей, идей, замыслов, принимают и принимают законы, заведомо зная, что многие из них не достигают конечных целей и «уходят в песок».

        Нередко важнейшие акты застревают на полпути к своим непосредственным адресатам - их стопорит чиновничья бюрократия в силу общей разболтанности, бесконтрольности, коррумпированности. Таким образом, власть не в состоянии заставить законы работать, поэтому она их просто издает.

        На право нельзя возлагать несбыточные надежды - оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Между тем в условиях возникшей у нас еще в период «перестройки» правовой эйфории у многих сложилось убеждение, что достаточно принять хорошие, умные законы, как все сложнейшие и острейшие проблемы общества будут решены. Вот примем пакет законов — и жизнь улучшится.

        Основная ошибка власти - выдвижение права в ранг чего-то высокого и всесильного. Многие люди считали, что достаточно принять "правильный" закон и жизнь улучшится. "Но чуда не происходило, законы принимались, а дела стояли на месте или даже ухудшались. В результате наступило известное разочарование в законах, появились признаки правового скепсиса. Из низов слышались и более раздраженные голоса: Хватит, мы уже сыты по горло законами они ничего не дают. Это и понятно – ведь законы сами по себе не могут накормить, одеть, людей, улучшить только на "шоковое" правотворчество – значит питать юридические иллюзии…". Закон всего лишь "Официальное признание факта" в большинстве случаев на его основе правоотношения не возникают23

        Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в Конституции. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило "социальное похмелье" - горькое и мучительное.

         Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с обратным знаком. И он не менее вреден.

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что у нас долгое время  преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с  этим на право взваливали "неподъемный  груз", возлагались слишком большие  надежды, которые в дальнейшем не оправдались.

         Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые демократические институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги «перестройки», а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, резкое повышение жизненного уровня народа и др.). Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное24.

        В народе укоренилось мнение: закон все может. И это несмотря на неуважительное отношение к нему. Данный парадокс еще раз показывает, что правовой нигилизм и правовой идеализм - два полюса одного явления, которое отражает наше противоречивое время. Очень часто подтверждается старая истина: закон могуч, но власть нужды сильнее. И жизнь диктует свое. Закон, не выражающий "нужды", - бумажка.

        Поэтому если тот или иной закон не работает, это еще не означает, что он плох. Не все зависит от самого закона. Проблема сложнее. Определенные слои населения психологически не готовы к переменам, нередко сопротивляются им. Юридические нормы не могут развязать тугие клубки возникающих противоречий, а в ряде случаев встречают противодействие. Еще Дж. Локк советовал: "Создавайте немного законов, но следите за их соблюдением".

        Ясно, что проводимые в нашем обществе преобразования нуждаются в надежном правовом обеспечении, но оно не может быть чисто волевым. Настоящая беда в том, что даже позитивные и нужные законы не работают: в одних  случаях потому, что отсутствуют  необходимые механизмы их реализации, в других - из-за того, что вокруг простирается ненормальная среда их «обитания» и функционирования. Бушует нравственный и правовой нигилизм, общественные отношения находятся  в состоянии ломки, крайней неустойчивости, стабилизировать, направить в нужное русло. В этом смысле право не справляется со своими регулятивными и защитительными функциями.

         Власть слаба, она не может собрать налоги, обеспечить реализацию своих законов, остановить преступность, защитить граждан. Она не справляется с первейшей функцией - регулятора общественной жизни, порядка, стабильности. В этих условиях законы существуют как бы сами по себе, а жизнь - сама по себе. И это тоже идеализм, ибо законодатели, исходя из своих высоких целей, идей, замыслов, принимают и принимают законы, заведомо зная, что они не достигают конечных целей и уходят в песок25.

          Власть не в состоянии заставить законы работать, поэтому она их просто издает. Но законодатель не вправе идти на поводу у обыденного сознания - надо срочно принять такой-то закон; он обязан смотреть дальше, предвидеть последствия. Правовое самообольщение опасно, ибо оно порождает беспочвенные надежды, убаюкивает общество. В последнее время чуть ли не ежемесячно принимаются и публикуются "целевые федеральные программы", но каждому ясно, что они невыполнимы.

       Давно сказано: чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться. Чрезвычайно важно и необходимо преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой идеализм, которые питают друг друга.                                                   

2.1. Влияние и соотношение правового нигилизма и правового идеализма

         Рассматривания соотношение правового  нигилизма и правового идеализма  автор, прежде всего, говорит о деформированном правосознании. Но, как известно, правосознание выполняет ряд функций и обладает определенной структурой, имеет несколько видов. Автор попытается определить, какая же именно часть правоотношения деформируется при явлениях правовой нигилизм и правовой идеализм.

        Во-первых, функции. Из 4-х основных (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма, так и для идеализма).

        Во-вторых, структура. Структурально правосознание состоит из правовой психологии и правовой идеологии. При правовом нигилизме и правовом идеализме страдает вся структура правосознания.

       В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, пожалуй, все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм - явления схожие. Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается следующий вывод: Правовой нигилизм и правовой идеализм, различаясь в формах выражения и проявлений, имеют одни и те же источники (классические "деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание") и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) - государственная деятельность26.

         Размышляя дальше, автор делает вывод, что правовой нигилизм и правовой идеализм - части неадекватного правосознания личности, причем при некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это - еще одно доказательство их взаимосвязи. Безусловно, с чисто теоретической точки зрения правовой нигилизм явление абсолютно противоположное правовому нигилизму, это две крайности. Совершенно точное сравнение приведено в названии статьи Н.И. Матузова «Правовой идеализм и правовой нигилизм как две стороны «одной медали».

        Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается следующий вывод:

        Правовой нигилизм и правовой идеализм различаясь в формах выражения и проявлений имеют одни и те же источники (классические "деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание") и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.

         Исходя из вышесказанного автор хочет сделать личный вывод. Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни.  Следовательно, бороться необходимо и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

        А какого же влияние правового нигилизма и правового идеализма на систему общественных отношений? Прежде всего необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм.

        Итак, во-первых, это правосознание. Являясь следствием деформированного правосознания, нигилизм и идеализм само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может быть следующих двух типов:

-влияние проявления правового идеализма и нигилизма индивидом оказываемое на общество;

-влияние проявления правового нигилизма и идеализма обществом, оказываемое на индивида.

      Каково же качество влияния правового нигилизма и идеализма на правосознание?

        Безусловно, отрицательное и деструктивное. Положительными в некоторых случаях могут оказаться последствия влияния на личность, одним из таких случаев может послужить свержение тиранических режимов, при которых формируется определенное отношение к праву. Хотя в основном  последствия влияния этих явлений на правовой мир разрушительны.

Подвергаются  деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются  принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона27.

        Подводя итог, автор делает вывод, что правовой нигилизм и правовой идеализм отрицательно и крайне негативно влияет на общественные ценности и, в общем, на личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

     2.2.Борьба с правовым нигилизмом и правовым идеализмом

        Существуют ли пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма? Как представляется - «это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную организационную и идеологическую работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических мер»28

       Как уже было показано, современный юридический нигилизм - серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного недуга - сложная задача. Интересы укрепления законности и правопорядка в стране требуют неустанного совершенствования правового воспитания, в том числе и других не менее важных факторов преодоления данного недуга.

Информация о работе Правовой нигилизм и идеализм