Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:23, реферат

Описание работы

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты.
Мне кажется, что крайне интересно попытаться определить источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России и определить роль государства в явлении правового нигилизма.

Содержание работы

1.Вступление 2
2. Понятие, формы и уровни проявления правового нигилизма 3
2.1 Понятие правового нигилизма, история развития 3
2.2 Формы уровни проявления правового нигилизма 18
3. «Теневое право» и правовой нигилизм 24
4. Правовой идеализм и его принципы 26
4.1 Понятие правового идеализма 26
4.2 Причины правового идеализма 30
5.Заключение 32
6. Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

тгп курсач.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

1.Вступление 2

2. Понятие, формы и уровни проявления правового нигилизма 3

2.1 Понятие правового нигилизма, история развития 3

2.2 Формы уровни  проявления правового нигилизма 18

3. «Теневое право» и правовой нигилизм 24

4. Правовой идеализм и его принципы 26

4.1 Понятие правового идеализма 26

4.2 Причины правового идеализма 30

5.Заключение 32

6. Список  использованной литературы 34

 

 

 

 

 

1.Вступление

 

 

Правовой нигилизм и правовой идеализм, на мой взгляд, это те проблемы, которые недостаточно широко освещены в современной юридической науке и, именно поэтому, я взяла их в качестве тематики своей курсовой работы.

Эта тема представляет для  меня большой интерес, так как  именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в России. И замалчивать столь широко распространенное явление никоим образом нельзя.

В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм или юридический фетишизм (юридический  романтизм). Он представляет собой форму деформации правового сознания, выражающуюся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.  В качестве же позитивного антипода выступает правовая культура.

Правовой идеализм породил  у значительной части людей кризис веры в законодательные пути решения  назревших проблем, в новые прогрессивные  институты.

Мне кажется, что крайне интересно  попытаться определить источники правового  нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России и определить роль государства в явлении правового нигилизма.

 

 

2. Понятие, формы и уровни проявления правового нигилизма

2.1 Понятие правового нигилизма, история развития

 

Что же представляет собой правовой нигилизм?

Вообще, нигилизм (в переводе с лат. - ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, а так же  иным сторонам человеческого бытия. Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания  и мироощущения личности.

Нигилизм чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д.  Это явление  связано с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Форма нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются ценности.

А правовой нигилизм - есть ни что иное как скептическое и негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость.

Общей чертой всех форм нигилизма  является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание – понятие более широкое, чем нигилизм, оно присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению.

По утверждению большинства  философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и Западной Европе). В работах философов (социалистов) нигилизм упоминается в достаточно положительном контексте. Так, Ф. Энгельс писал: "Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата -  в движении, которое обычно называют нигилизмом.1

Вообще, борьба против антинародных режимов ("революционное движение") не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова. Здесь происходит слияние нигилизма и естественной борьбой против устаревшей системы.

Несмотря на ряд положительных ситуаций, нигилизм в общественном сознании сочетается с деструкцией (объект ее изменяется в зависимости от вида нигилизма). Очень часто нигилизм принимает достаточно радикальные формы своей реализации, выливаясь в антиобщественные и асоциальные действия. В своих наиболее крайних и редких проявлениях он объединяется с анархическими, лево – и праворадикальными движениями, политическим экстремизмом и максимализмом.

Проявления социального  и культурного нигилизма мы можем наблюдать в поведении членов движения Панков (современная или относительно современная молодежь, отличающаяся радикализмом в воззрениях, отрицающая необходимость государства и  государство в целом; отличаются радикализмом в стиле поведения, одежды, причесок и т.д.) и скинхедов (неонационалисты, отличающиеся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще, радикализм свойственен молодежи, а по утверждению Н.И. Матузова "Нигилизм – стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает"2

Еще одной характерной  чертой нигилизма является не объект отрицания, а "степень, интенсивность, категоричность этого отрицания – с преобладанием субъективного точнее индивидуального начала".3 Действия нигилистов в наиболее интенсивных и категоричных своих проявлениях, зачастую, становится фактически антиобщественными и асоциальными, и выражаются в преступлениях, нарушении конкретных правовых и моральных норм. Характерно для нигилистов и отсутствие программы их действий.

Разновидностью социального  нигилизма является так называемый правовой нигилизм.

Правовой или юридический  нигилизм  выражается стратегическим и негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы4.

 Можно бесконечно долго рассуждать о причинах популярности нигилизма в нашей стране. Достаточно вспомнить историю и литературу нашей страны, чтобы понять, что российскому народу нигилизм был присущ всегда. Яркие примеры нигилистов мы можем найти в художественной литературе XIX века. Российский нигилизм того периода носил революционный характер.

В основном это произведения Тургенева ("Отцы и дети", представитель нигилизма – Базаров). Автор вывел в своих романах ярких героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил революционный характер. О своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. В 1866 г. М.А. Бакунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последнему искать молодую поросль новой молодежи «в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах — в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля». С.Л. Франк, один из авторов нашумевшего в свое время сборника «Вехи», с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом охарактеризовать умонастроение нашей интеллигенции, то нужно было бы назвать его морализмом. «Интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот, есть лишь отражение ее нигилизма… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей».5 Известный русский теоретик анархизма М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма в своей книге "Государственность и анархия":

" Мы, русские, все до  последнего, можно сказать, человека, знаем что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя. Для небольшого количества, может быть для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем  августейшим домом и со всей знатною челядью, она – неистощимый источник – нравственных; для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною манной – скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница". 6

При таком отношении, пусть даже теоретика к государству (оно во многом правильное), неизбежно возникают предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.

По моему мнению, правовой нигилизм вступил в наиболее острую фазу своего развития в XIX  веке. Неверие в силу права присуще России издавна. Еще А.И. Герцен писал "Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно также поступает правительство".7

Бакунин соглашается с  Герценом и считает испытанием всех бед государство: "Всякий, сколько-нибудь мыслящий и добросовестный русский ,должен понимать что наша империя не может переменить своего отношения к народу. Всем своим существом она обречена быть губительницею его, его кровопийцею. Народ инстинктивно ее ненавидит, а она неизбежно его гнетет, так как на народной беде построено все ее существование и сила. Для подержания внутреннего порядка, для сохранения насильственного единства и для поддержания внешней, даже не завоевательной, а только само сохраняющей силы, ей нужно огромное войско, а вместе с войском нужна полиция, духовенство. Одним словом, огромный официальный мир, содержания которого, не говоря уже о его воровстве, неизбежно давит народ. Нужно быть ослом, невеждой, сумасшедшим, чтобы вообразить себе, что какая-нибудь конституция, даже самая либеральная и самая демократическая, могла бы изменить у лучшему это отношение государства к народу ,ухудшить его; сделать еще более обременительным, разорительным – пожалуй, хотя и трудно, потому что зло, доведено до конца; но освободить народ, улучшать его сознание – это просто нелепость". 8

После проведения либеральных  реформ 60-70 х. гг. в России  начинается активный процесс развития юриспруденции, правовой науки, наук, связанных с правом и т.д. Именно в этот период в России проводится судебная реформа, одно из крупнейших юридических преобразований XIX  века. Несмотря на все это, в России существует большое число политических течений, носящих антиюридический характер. Вот несколько примеров идеологов и их учений, которые либо не признавали его совсем.

В работах П.Л. Лаврова, теоретика  народничества, мы сталкиваемся с пренебрежением правом. Так, в "Ответе русскому конституционалисту" сам Лавров называл "бороться с конституционалистами, что бы те, которые только сочувствуют нам, а не прониклись еще социалистическими сознанием, не могли пристать к фальшивому ненадежному знамени конституционализма".9 В своих работах о государстве он развивал мысль о том, что "юридическая функция" ничего толком государству не дала. Ранее, в "Исторических письмах"  он утверждал, что "замена честности законностью есть явление антипрогрессивное".

Правовой нигилизм проявился  и в изложении позиций анархистских и радикально - народнических движений. Если согласиться с Н.А. Бердяевым в характеристике русского сознания как сознания крайностей, одной из которых является дух анархизма, то не следует недооценивать влияние этих течений. В отношении права, как и государства, они бескомпромиссны. В "программе государственного международного социалистического альянса" М.А. Бакунин требовал немедленной отмены "всего того, что на юридическом языке называется правом, и применения этого права". Он же утверждал, что для торжества свободы надо отбросить "политическое законодательство". В отрицании конституции теоретик анархизма как бы солидаризировался со славянофилами и их последователями. И совсем по аксаковски звучит бакунинское изречение в его книге "государственность и анархия": "Немцы ищут жизни и свободы своей в государстве; для славян же государство есть гроб".10

Бакунин, как истинный анархист призывал  к свержению государства, а следовательно, и права: "Дело же всякого государства – душить народ для сохранения себя, точно так же, как дело революции – разрушить государство для избрания народа".11

Известная  доля  антиюридизма присуща и писателю Л.Н. Толстому. Следует отметить, что антиюридизм Толстого сложился на основе справедливого осуждения российских законов. Однако и западные правовые системы Л. Н. Толстой отрицал, говоря, что путь, по которому пошли западные страны, был ненужным и неправильным. Предельно кратко и точно Толстой обрисовывает свое отношение к праву в "письме к студенту о праве", "назвав право "гадким обманом""12 (Внимания заслуживает и небезызвестный сборник "Вехи", созданный представителями русской религиозной философии -Н.Н. Бердев, Б.А. Кистяковский, С.Н. Булгаков и др.).

В предисловии к сборнику дана общая "позиция по отношению  к праву". "Признание теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, являются единственно прочным базисом для всякого общественного строительства"13

Таким образом, право перестает  быть основной ценностью человеческого  общества.

Говоря о русской религиозной  философии нельзя не вспоминать ее великого творца – В.С. Соловьева. Основав религиозную философию и развив концепцию о превосходстве нравственности и моральных норм над правом и правовыми нормами, он одновременно помнил о самом праве и отводил ему довольно незначительную роль "некоторого минимума нравственности". Отпускать право ниже в системе социальных норм представители религиозной философской школы не решались. Н.А. Бердяев считал, что право создано для сдерживания потенциальных преступлений со стороны человека; таким образом, право гарантирует "минимум человеческой свободы". Не менее пренебрежительно он относился и к конституционализму:  "Можно признавать неизбежность и относительную иногда полезность конституционализма и парламентаризма, но верить, что этими  путями можно излечить от зла и страданий уже невозможно. Вера в конституцию – жалкая вера. Вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно".14

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм