Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:23, реферат

Описание работы

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты.
Мне кажется, что крайне интересно попытаться определить источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма в России и определить роль государства в явлении правового нигилизма.

Содержание работы

1.Вступление 2
2. Понятие, формы и уровни проявления правового нигилизма 3
2.1 Понятие правового нигилизма, история развития 3
2.2 Формы уровни проявления правового нигилизма 18
3. «Теневое право» и правовой нигилизм 24
4. Правовой идеализм и его принципы 26
4.1 Понятие правового идеализма 26
4.2 Причины правового идеализма 30
5.Заключение 32
6. Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

тгп курсач.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

 Закон, как известно, есть официальное признание факта,  и не более того. Он лишь  оформляет, «протоколирует» реально  сложившиеся отношения. Как ни  избиты слова классиков о том,  что право не может быть  выше, чем экономический строй  и обусловленное им культурное  развитие общества, они верны.  Ясно, что преобразования в нашем  обществе нуждаются в надежном правовом обеспечении, но оно не может быть чисто волевым. Бессилие законов порождает тот же нигилизм, неверие в реальную значимость принимаемых актов, в их способность изменить ситуацию.

 Законы не работают, значит, и отношение к ним более  чем прохладное, их престиж падает  — вместе с престижем власти. Банальной является мысль о  том, что самый распрекрасный  закон ничего не стоит, если  он практически не исполняется.  Еще Ш. Монтескье писал: «Когда  я отправляюсь в какую-либо  страну, я проверяю не то, хороши  ли там законы, а то, как они  осуществляются, ибо хорошие законы  встречаются везде».20

 Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые демократические институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги «перестройки», а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, резкое повышение жизненного уровня народа и др.). Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похмелье» — горькое и мучительное.

 Инерция политического  и правового идеализма идет  еще от старых коммунистических  времен, когда существовал своего  рода культ всевозможных планов, решений и постановлений —  «исторических», «судьбоносных», «эпохальных». О дальнейшем развитии, усилении, укреплении, повышении... Насаждалась  безоглядная вера в их магическую  силу. И все они, как правило,  переводились на язык законов,  которые из-за этого сильно  напоминали партийные резолюции.  Дутые программы и обещания, лозунги  о светлом будущем были излюбленным  приемом работы с «массами». Строительство воздушно-бумажных замков помогало жить в мире иллюзий. Однако действительность быстро разрушала эти храмы и возвращала в мир суровых реальностей.

 К сожалению, рецидивы  этих явлений встречаются и  сейчас, но теперь в форме популизма,  непродуманных заявлений и посулов, шоковых рывков, наигранного оптимизма, неоправданных прогнозов и т. д. Как и раньше, поспешно принимаются законы, указы или отдельные юридические нормы, которые заведомо невыполнимы и отражают лишь отчаянное стремление их авторов бежать «впереди поезда».

 Но подлинная беда  состоит в том, что даже хорошие  и нужные законы не работают  — в одних случаях потому, что  отсутствуют необходимые механизмы  их реализации, в других — и  это главная причина — из-за  того, что им приходится функционировать  в ненормальной среде. Общественные  отношения находятся в состоянии  глобальной ломки, крайней неустойчивости, законы бессильны сходу их  упорядочить, направить в нужное  русло. Юридические нормы не  могут развязать тугие клубки  возникающих противоречий и проблем.  В этих условиях законы существуют  как бы сами по себе, а жизнь  течет сама по себе.

Бывает и так, что законы, указы издаются с целью не их реального  воздействия на общественные отношения, а снятия социальной напряженности, особенно как раз в социальной сфере. Такие акты носят в основном популистский или конъюнктурный  характер и не дают решения проблем  по существу, а загоняют их вглубь. Достигается  лишь временный и обманчивый эффект. Потом эти проблемы возникают  вновь, но уже в более острой форме.

 В массовом сознании  существует не только непонимание  значения юридической формы, но и явное ее преувеличение - гипертрофирование, как панацеи от всех зол. Иллюзии владеют многими, в том числе законодателями, которые убеждены, что с помощью законов одномоментно можно реформировать страну.

 Но одновременно возникла  и другая тенденция. Как отмечается  в литературе, «бытовавшая на  всех уровнях правосознания наивная  вера во всемогущество закона  сменяется более сдержанным отношением  к нему. Социальные ожидания все  более возлагаются уже не столько  на грядущий справедливый закон,  сколько на оперативные распоряжения  власти, не обязательно облеченные  в нормативно-правовую форму».21

 Таким образом, наше  эклектичное и деформированное  правосознание делает очередной  зигзаг и, увы, не в сторону уважения и почитания закона. Мы склонны уже одобрять и неправовые действия — лишь бы они давали нужный результат. Это что-то близкое к формуле «Цель оправдывает средства». Неразвитое юридическое мышление мешает определить, что, собственно, мы хотим от права — чтобы оно по-прежнему служило инструментом или гарантом?

 

 

 

 

4.2 Причины правового идеализма

 

К причинам распространения  правового идеализма в российском обществе относятся:

• особенности исторического  развития, самодержавно-деспотический

 характер власти, отсутствие  развитых демократических традиций;

•       историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) запрещение царскими указами ношения  бороды, введение новых привычек (европейская  одежда, парики), отмена крепостного  права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического  строя, быстрое и практическое осуществление  многих государственных замыслов строительство  громадных сооружений, рытье каналов; переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;

•       культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";

•       идеализация  жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

•       неразвитое и деформированное правосознание;

•       юридическое  невежество;

•       дефицит  политико-правовой культуры.

В целом можно сказать что распространению юридического идеализма способствовало и то, что в России долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались. Правовой скептицизм особенно усилился в последние годы, когда общество отчетливо осознало, что многие законы, принятые в период обновления, оказались малоэффективными и не привели к достижению желаемых целей, а некоторые дали отрицательный результат.

Например, в 1993 г. Правительством РФ была одобрена общероссийская программа "Жилье", которая предусматривала  к 2000 г. трехкратное увеличение строительства  нового жилья. Программа, по понятным причинам, не была реализована. Подобных идеалистических  решений и программ много.

Элементы идеализма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо  многие положения в нынешних кризисных  условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом  можно считать ст.1 Конституции  РФ, гласящую, что Россия уже сегодня  является правовым демократическим  государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а  не состоявшийся факт.

 

 

5.Заключение

 

Подводя итог моей работы хотелось бы сказать о путях преодоления правового нигилизма и правового идеализма. Снова возвращаясь к проблеме нигилизма и идеализма, хочу подчеркнуть, что они настолько глубоко засели в современной жизни, настолько прочно завладели умами людей, что вытравить их оттуда в ближайшее время не представляется возможным. Можно попытаться хотя бы ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.

1. Необходимо немедленно  прекратить “войну законов”  на всех уровнях законодательной  и исполнительной власти.

2. В деятельности правоохранительных  органов также необходимо обеспечить  торжество законности — без  перегибов ни в одну, ни в  другую сторону. 

3. Нужно немедленно пресечь  волюнтаристский стиль управления и властвования — никаких “директивных” методов, никаких “переступаний” через право — только закон и все решения только на его основе.

4. Надо усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь прежде всего на правовые процедуры.

5. Используя СМИ и прессу  нужно повести активное наступление  на противоправные поведенческие  установки, проповедуя всеобщую  законопослушность (начиная с  верхних эшелонов власти).

 Необходима комплексная  правовая база по преодолению  правового нигилизма в обществе. Одним из направлений на пути  на пути преодоления элементов правового нигилизма в обществе, а следовательно, и формирования высокого уровня общественного правосознания, видится в объединении совместных усилий государства и общественных организаций.

 Для государства было  бы экономически более выгодным  уделить достойное внимание делу  формирования правосознания по  сравнению с теми издержками (моральными, нравственными, правовыми), которые наступают из-за низкого уровня правосознания.

 При реализации этих  действий в комплексе, наше  общество удастся освободить, а  потом и окончательно излечить  от губительной для права болезни  под названием “правовой нигилизм  и идеализм”.  

Обобщая все вышенаписанное и можно сделать несколько выводов:

 Итак, правовой нигилизм  и правовой идеализм — явления,  развиваемые и претворяющиеся  в жизнь обществом и государством. Причем основной причиной правового  нигилизма и правового идеализма  можно считать именно государство.  Это доказывает ряд следующих  фактов:

1) основную роль в формировании  общественных отношений играет  государство; 

2) государство непосредственно  связано с правом и всем, что  с ним связано; 

3) правовой нигилизм (неадекватное  восприятие права) — элемент,  появляющийся вследствие общественных  отношений (точнее — их неправильного  регулирования государством через  право);

4) исторический анализ  отечественного нигилизма вообще  и правового нигилизма в частности. 

 Мы имеем правовой  нигилизм и правовой идеализм, и государство как его источник. Для того чтобы реально противостоять  неадекватному восприятию права,  необходимо переделать всю систему  государственных отношений с  обществом, изменить правосознание примерно многих миллионов людей и уничтожить несколько человеческих пороков, например, жадность.

 

6. Список использованной литературы

 

  1.  Баранов В.М. О теневом праве// ¨Новая правовая мысль¨. - 2002. - № 1. - С. 13 - 20.
  2. Варламова Н.В. Правовой Нигилизм: Прошлое, Настоящее: и Будущее России?//«Сравнительное конституционное обозрение».-2000.-№1.-С. 90-93
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 376 с.
  4. Гойман В. И. Действие права: методологический анализ. — М.: Мысль, 1992. — 182 с.
  5. Демидов А. И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. —1992. — № 4.
  6. Кистяковский В. А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание // Вехи. Из глубины. Сост. и подгот. тексты А.А.Яковлев — М.: Наука, 1991. — 608 с.
  7. Лейст О. Э. Три концепции права // Советское государство и право. —1991. — № 12
  8. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. — 1994. — №2.
  9. Монтескье Ш. Избранные произведения // Общ. ред. и вступ. ст. М.П. Баскина. — М.: Госполитиздат, 1955. — 800 с.
  10. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. — Л.: Лениздат, 1972. — 296 с.
  11. Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. — СПб., 1906.
  12. Попов В.В. Некоторые формы появления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. — 2002. — №1.
  13. Соловьев Э. Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права// Квинтэссенция: Философский альманах. — М.: Мысль, 1990.
  14. Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. — 761 с.
  15. Туманов В.А. О правовом нигилизме// Государство и право. — 1989. — № 10.
  16. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. — 1993. — № 8.
  17. Тургенев И. С. Собрание сочинений. В 12-ти томах. // т.12 — М.: «Художественная литература», 1976 — 1979.
  18. Франк С.Л. Этика нигилизма // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 607 с.
  19. Хойман С. Е. Взгляд па правовую культуру предреволюционной России //Советское государство и право. — 1991. — № 1.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм