Правовой нигилизм и правовой идеализм: история развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Правовой нигилизм и правовой идеализм - одна из самых актуальных проблем не только науки "Теории государства и права", но и в целом цивилизованного человечества. В разные времена люди по-разному относились к праву, были те, кто не подчинялся законам или их отрицал, и те, кто значительно завышал их значения. Другими словами, как правовой нигилизм, так и правовой идеализм были, есть и, вероятнее всего, останутся.
Данная проблема затрагивает, безусловно, каждого.

Содержание работы

Введение 3
1 Государство и право в системе социального регулирования
общественных отношений 4
2 Правовой нигилизм и правовой идеализм 8
3 Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма 16
4 Влияние правового нигилизма и правового идеализма на
правовой мир личности и систему общественных отношений 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

История развития.docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (МУСУР)

 

Институт инноватики

Юридический факультет

Кафедра      теории права 

(название  кафедры)

 

 

курсовая работа по ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

     Правовой нигилизм и правовой идеализм: история развития 

(тема  курсовой работы)

 

 

Выполнил: студент  о-675-ав группы

         

  (Ф.И.О. полностью)

__________________________________

(подпись)

Проверил(а): Научный руководитель

__________________________________

(ученое  звание, степень, должность, Ф.И.О.)

__________________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

1  Государство и право в системе социального регулирования

     общественных отношений 4

2   Правовой нигилизм и правовой идеализм 8

3   Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма 16

4   Влияние правового нигилизма и правового идеализма на

     правовой мир личности и систему общественных отношений 23

Заключение 25

Список использованной литературы 26

 

Введение

Правовой нигилизм и правовой идеализм - одна из самых актуальных проблем не только науки "Теории государства и права", но и в целом цивилизованного человечества. В разные времена люди по-разному относились к праву, были те, кто не подчинялся законам или их отрицал, и те, кто значительно завышал их значения. Другими словами, как правовой нигилизм, так и правовой идеализм были, есть и, вероятнее всего, останутся.

Данная проблема затрагивает, безусловно, каждого. Правовой нигилизм и правовой идеализм – комплексные социально-правовые явления, которые поглотили большинство сфер общественной и политической жизни общества и государства, поэтому актуальность этого явления выходит на первый план в процессе формирования правовых государств

Таким образом, целью данной работы является анализ этих двух общественных явлений, выяснение причин их возникновения и .

 

1 Государство  и право в системе социального  регулирования общественных отношений

В современном способе построения общественных отношений огромную роль играют государство и право. Они являют собой основные элементы общественной жизни. Для понимания сути воздействия государства и права на систему социального регулирования общественных отношений необходимо иметь четкое представление о самих понятиях "Государство" и "право". На данном этапе не имеет значения, с какой точки зрения рассматривать сущность права – позитивистской или естественной. Нам необходимо максимально общие и в тоже время точные определения данных понятий. Итак, рассмотрим несколько определений понятия "государство":

  • Государством называется территориальная целостность, созданная национальной или многонациональной общностью, в которой с помощью политической элиты поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия.
  • Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории [14].
  • Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления.

От определений государства переходим к определению права:

  • Право – система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных и обеспеченных государством и являющихся регулятором общественных отношений.
  • Право – единственная система норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства; выражает общую и индивидуальную волю граждан государства, им охраняется и устанавливается в официальных актах.

Эти определения – малая часть всех определений, которые существуют в теории государства и теории права. Обобщая оба этих понятия, мы можем сделать следующие выводы:

    • Любое государство – союз политических сил, издающий правовые нормы.
    • Государство имеет единую территорию.
    • Неотъемлемая часть государства – право.
    • Право – система общеобязательных норм.
    • Право устанавливается и охраняется государством, выражая волю политической элиты общества.
    • Право служит регулятором общественных отношений.

Ни теоретически, ни практически право невозможно отделить от государства, а государство – от права. Государство и право представляют собой единую систему, которая взаимодействуя своими составными частями, стремится к той или иной цели (в большинстве случаев этой целью является становление правового государства). Государство и право постоянно поддерживают друг друга (государство в своей деятельности опирается на право и конкретные правовые нормы, правовые нормы устанавливаются государством на основе возникновения общественных отношений).

Наличие и грамотное применение права является важнейшим признаком государства и залогом успеха взаимоотношений общества и государства. Государство, выражая право в виде конкретных нормативно-правовых актов и других формах права, создает правовую систему, совершенствует ее и претворяет нормы права в жизнь. Социальное назначение государства лежит в определении его сущности.

Пытаясь выяснить социальное назначение права, необходимо учитывать, что правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ долинного и возможного [14]. Помимо правовых норм в число социальных норм входят моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные нормы, нормы традиций и обычаев, деловые нормы, нормы этикета.

Объектом регулирования, выполняемым социальными мерами, нормами являются отношения между людьми  и их объединениями. Указывая границы "должного и возможного". Социальные нормы регулируют (причем довольно полно и всесторонне) систему жизни современного общества, за исключением случайностей, которые не могут быть отражены в конкретной норме. Право, не являясь только более конкретной социальной нормой, регулирует отношения в обществе.

При посредничестве права государство реализует ряд своих внутренних функций, которые влияют и на социальные взаимоотношения в обществе (это и охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и соблюдения законности, социальная защита отдельных категорий населения и ряд других).

Таким образом, государство и право окружают человека со всех сторон, не вторгаясь лишь в его внутренний мир.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать несколько выводов:

  • Государство и право играют большую роль в системе регулирования общественных отношений.
  • Государство и право оказывают  косвенное влияние на формирование правовой культуры  общества, причем влияние это может быть как отрицательным, так и положительным.

Учитывая тему курсовой работы, следует подробно рассмотреть влияние государства и права на общество, особенно на качество этого влияния. Право реализуется государством различными средствами и по-разному воздействует на сознание и поведение людей. Качество влияния права, как уже сказано выше, может быть либо положительным, либо отрицательным. Положительное влияние права видно, когда права и правовые нормы действуют в обществе и соблюдаются (принимаются) его членами.

Примером отрицательного воздействия права на общество служит правовой нигилизм – неприятие права.

Учитывая важность права в современном государстве, следует выяснить причины, вызывающие правовой нигилизм.

 

2 Правовой нигилизм и правовой идеализм

Для начала следует разобраться, что же такое нигилизм вообще.

Нигилизм (от лат. Nihil – ничто) –  в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни.

Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов. Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания и мироощущения личности. По утверждению большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического учения связан с именами таких философов, как Якоби, Ницше, Прудон, Хойдоггер, Кропоткин, Бакунин и ряд других авторов. Нигилизм чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма выражения нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности.

Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль новой молодежи следует искать "в недоученных учениках  Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых,  в нигилистах –  в них жизнь, в них энергия, в них  честная и сильная воля" [17].

По утверждению С.Л. Франка [25] России присущ нигилизм, нигилистическое отношение к большинству ценностей того периода: "Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояние на хорошие и дурные, на добрые и злые. Морализм – это лишь отражение ее нигилизма. Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей" [25].

Известный русский теоретик анархизма М.А. Бакунин  частично выявил причины нигилизма в своей книге "Государственность и анархия" [1]: "Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека, знаем что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя. Для небольшого количества, может быть для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем  августейшим домом и со всей знатною челядью, она – неистощимый источник – нравственных; для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною манной – скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница".

При таком отношении пусть даже теоретика к государству (оно во многом правильное) неизбежно возникают предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству. Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание – понятие более широкое, чем нигилизм, оно присуще человеческому созданию и диалектическому мышлению.

Проявления социального и культурного нигилизма мы можем наблюдать в поведении членов движения панков (современная или относительно современная молодежь, отличающаяся радикализмом в воззрениях, отрицающая необходимость государства и государство в целом; отличаются радикализмом в стиле поведения одежды, причесок и т.д.) и скинхедов (неонационалисты, отличающиеся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще, радикализм свойственен молодежи, а по утверждению Н.И.Матузова "Нигилизм – стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает" [13].

Примером того, что нигилизм свойственен молодежи, может быть и ситуация из прошлого – социалистам-революционерам XIX века базой поведения служил радикализм (террор) как метод воздействия на политическую власть. Учитывая тот факт, что нигилизм и радикализм "как стереотип мышления" (а зачастую и поведения) принадлежит молодежи, более интересно выяснить причины правового нигилизма в современном обществе. Еще одной характерной чертой нигилизма является не объект отрицания (он может только определять конкретную форму нигилизма), а "степень, интенсивность, категоричность этого отрицания – с преобладанием субъективного точнее индивидуального начала" [13]. Действия нигилистов в наиболее интенсивных и категоричных своих проявлениях зачастую становится фактически антиобщественными и асоциальными, как то преступление, нарушение конкретных правовых и моральных норм. Характерно для нигилистов и отсутствие программы их действий.

Разновидностью социального нигилизма является так называемый правовой нигилизм. Правовой или юридический нигилизм выражается стратегическим и негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы [23].

Корни правового нигилизма лежат в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права.

Интересно, что некоторые ученые считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа [6].

Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное отношение к праву, несоответственное его восприятие обществом. В современной России право расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление  в общественной и политической жизни.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм: история развития