Правовой нигилизм и правовой идеализм: история развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Правовой нигилизм и правовой идеализм - одна из самых актуальных проблем не только науки "Теории государства и права", но и в целом цивилизованного человечества. В разные времена люди по-разному относились к праву, были те, кто не подчинялся законам или их отрицал, и те, кто значительно завышал их значения. Другими словами, как правовой нигилизм, так и правовой идеализм были, есть и, вероятнее всего, останутся.
Данная проблема затрагивает, безусловно, каждого.

Содержание работы

Введение 3
1 Государство и право в системе социального регулирования
общественных отношений 4
2 Правовой нигилизм и правовой идеализм 8
3 Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма 16
4 Влияние правового нигилизма и правового идеализма на
правовой мир личности и систему общественных отношений 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

История развития.docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

4. Подмена законности  политической, идеологической или  прагматической чем сообразностью. Этот вид правового нигилизма  представляет собой выход различных  государственных должностных лиц  и общественных организаций на не правовое поле деятельности,  попытки  организовать свою деятельность вне рамок конституции или действующего законодательства, стремление действовать в "разрешенном правовом пространстве".

При этом целесообразность может  быть различной – государственной, партийной, местной, практической, идеологической, в том числе и личной. Независимо от рода целесообразности закон, так или иначе, отодвигается в сторону.

Законность как принцип противопоставляется так называемому здравому смыслу, а от этого – один шаг до нарушения правовой нормы.

Современная  российская действительность показывает, что идеи законности и правопорядка могут быть использованы властными структурами как повод для применения принуждения и нарушения прав и свобод человека и гражданина. То есть, существуют и такие ситуации, которые превращают благо во вред.

5. Конфронтация представительных  и исполнительных структур власти  на всех уровнях.

Эта форма правового нигилизма возникла в процессе становления новой для России вертикали управления (связанной с Президентом) при сохранении старой системы Советов. Эти две модели оказались  радикально и в корне несовместимыми. По своим целям, задачам методам. Отсюда возникли различные конфликтные ситуации и противостояния, цель которых – стремление доказать "кто главнее".

В данной форме правового нигилизма сочетаются (причем, как это не парадоксально) государственный и правовой нигилизм. Подобная совокупность деструктирует  системы и нормы управления обществом.

6. Нарушение или несоблюдение  прав человека, особенно таких, как  право на жизнь, честь, достоинство, жилище, неприкосновенность, безопасность.

Источником правового нигилизма в данном случае служит опять же государство. Наличие в стране  слабой системы правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина побуждает и развивает неверие  личности в право.

Фактическое бессилие права не может  не вызывать какой-то степени недоверия, переходящего в недоверие к самому себе. Не видя в правовых нормах защиты и способности реально регулировать общественные отношения, человек перестает его уважать. Последствием пассивного неуважения права может стать (а в реальности в большинстве случаев – становится) правонарушение как преступления, совершаемое недоверяющим.

За последние годы в "независимой" прессе очень часто появлялись сообщения о так называемом "беспределе властей". Примеры, публикаций я приводить не буду, так как они присутствуют практически в каждом периодическом издании.

Особенно часто подобным нападкам подвергаются правоохранительные органы и их сотрудники (Министерство Внутренних Дел, Прокуратура Российской Федерации, Управление Исполнением Наказаний и т.п.).

На основании форм проявления правового нигилизма можно выделить основные, общие и наиболее характерные черты современных форм этого явления [13]:

1. Демонстративный, конфронтационно-агрессионный  характер, что квалифицируется общественным  мнением как беспредел.

2. Массовость и распространенность  не только среди граждан и  групп граждан, но и в официальных  государственных структурах, включая  правоохранительную.

3. Многообразие форм проявления (от криминальных до легитимных  и от бытовых до "верхушечных").

4. Оппозиционная направленность, регионально-националистическая окраска, переходящая в сепаратизм.

5. Слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным  нигилизмом, образующими единую  систему деструкции и хаоса.

6. Связь с негативизмом.

Рассматривая вопрос о соотношении правового нигилизма и правового идеализма, прежде всего, имеет место деформированное правосознание. Но, как известно, правосознание выполняет ряд функций и обладает определенной структурой, имеет несколько видов. Попытаемся определить, какая же именно часть правосоотношения деформируется при явлениях правовой нигилизм и правовой идеализм.

Во-первых, функции. Из 4-х основных функций (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма, так и для идеализма).

Во-вторых, структура. Структурально правосознание состоит из правовой психологии и правовой идеологии. При правовом нигилизме и правовом идеализме страдает вся структура правосознания.

В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, несомненно, все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие.

Если же рассуждать о природе данных явлений, то можно сделать следующий вывод:

Правовой нигилизм и правовой идеализм различаясь в формах выражения и проявлений имеют одни и те же источники (деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание) и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.

Таким образом, правовой нигилизм и правовой идеализм – части неадекватного правосознания личности, причем при некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это еще одно доказательство их взаимосвязи.

Безусловно, с чисто теоретической точки зрения правовой нигилизм явление абсолютно противоположное правовому нигилизму, это две крайности. Совершенно точное сравнение приведено в названии статьи Н.И. Матузова [13].

В итоге правовой нигилизм и правовой идеализм являются элементом структуры правосознания наряду с правовой идеологией и правовой психологией, а именно – неадекватное восприятие права.

 

4 Влияние  правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений

Прежде всего, необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм. В дальнейшем для более общей и широкой оценки можно называть правовой нигилизм и правовой идеализм неадекватным восприятием права.

Итак, во-первых – правосознание. Являясь следствием деформированного правосознания, неадекватное восприятие права (НВП) само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может быть следующих двух типов:

    • Влияние проявления НВП индивидом оказываемое на общество.
    • Влияние проявления НВП обществом, оказываемое на индивида.

Здесь под словом "общество" понимается окружение индивида. Отдельно отметим, что в обоих случаях может принимать "участие" государство – индивид – государственный деятель, государство – часть общества.

Каково же качество влияния оказываемого НВП на правосознание?

Безусловно, отрицательное и деструктивное. Положительными в некоторых случаях могут оказаться последствия влияния НВП на личность (общество). Одним из таких случаев может послужить свержение тиранических режимов, при которых формируется определенное отношение к праву. Хотя в основном и последствия влияния НВП на правовой мир разрушительны.

Следующий объект попадающий под влияние НВП – правовая культура. Как правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию НВП,  ничего хорошего не получают. НВП разрушает саму суть правовой культуры: "знать, уважать, соблюдать".

Подвергаются деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинаются правонарушения.

Таким образом, НВП – это явление похожее на цепную реакцию: однократного проявления НВП достаточно для вызова нескольких вторичных зарождений у личности.

 

Заключение

В итоге правовой нигилизм и правовой идеализм – явления, развиваемые и претворяющиеся в жизнь обществом и государством. Причем основной причиной правового нигилизма и правового идеализма можно считать именно государство. Это доказывает ряд следующих фактов:

  • основную роль в формировании общественных отношений играет государство;
  • государство непосредственно связано с правом и всем, что с ним связано;
  • правовой нигилизм (неадекватное восприятие права) – элемент, появляющийся вследствие общественных отношений (точнее – их неправильного регулирования государством через право);
  • исторический анализ российского нигилизма вообще и правового нигилизма в частности.

Мы имеем правовой нигилизм и правовой идеализм, и государство как его источник.

Немалую роль играет и знание зарубежного полезного правового опыта, когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», причем «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус».

Такое правосознание также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, сопоставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание и право могут находиться и в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, политического, эстетического сознания.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бакунин М.А., Собр. Соч. "Государственность и анархия", 2005.
  2. Белканов Е. А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. – № 3.
  3. Бердяев Н.А.  "Философия неравенства" М.,1990.
  4. Герцен А.И. Собрание сочинений, т.7., М.: 1959.
  5. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов. юстиция. 1990. - №9. - С. 3-5.
  6. Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма// Государство и право №4, 1992. стр. 73.
  7. Ильин А.И. О сущности правосознания. – М., 1992.
  8. Кистяковский Б.А. В защиту права. // Вехи. Из глубины. – М., 1996.
  9. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1995.
  10. Колодкина Л.В., Тогонидзе Н.В. Административно – правовые проблемы предупреждения коррупции и организованной преступности // Государство и право.№1, 2002, стр.104.
  11. Лавров П.Л. Ответ русскому конституционалисту. Избр. Соч. на социально – политические темы. Т.4. М., 1935
  12. Лебедев А. Общая теория права. – СПб., 1993.
  13. Матузов Н.И. "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали"// Известия ВУЗов. Правоведение №2, 1994.
  14. Матузов Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2003.
  15. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. – 1999. – № 2.
  16. Общая теория права и государства. // Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1994.
  17. Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. СПб., 1906. с. 293.
  18. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999.
  19. Рабинович П.М. Социалистическое право как ценность. Львов. 1985, с. 126-127
  20. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Гос. право. 2004. №12. С.65-69
  21. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов., М.: "Юристъ", 2003.
  22. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Государство и право, 1989. -№10. - С. 20-27.
  23. Туманов В.А. Правовой или юридический нигилизм // Советское государство и право" №10,19, 1989 г.
  24. В.А. Туманов "Правовой нигилизм в историко – идеологическом ракурсе", ж-л "Государство и право" №8, 1993.
  25. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехн. Из глубины. М., 1991.

 


Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм: история развития