Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа
Правовой нигилизм и правовой идеализм - одна из самых актуальных проблем не только науки "Теории государства и права", но и в целом цивилизованного человечества. В разные времена люди по-разному относились к праву, были те, кто не подчинялся законам или их отрицал, и те, кто значительно завышал их значения. Другими словами, как правовой нигилизм, так и правовой идеализм были, есть и, вероятнее всего, останутся.
Данная проблема затрагивает, безусловно, каждого.
Введение 3
1 Государство и право в системе социального регулирования
общественных отношений 4
2 Правовой нигилизм и правовой идеализм 8
3 Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма 16
4 Влияние правового нигилизма и правового идеализма на
правовой мир личности и систему общественных отношений 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26
4. Подмена законности
политической, идеологической или
прагматической чем
При этом целесообразность может быть различной – государственной, партийной, местной, практической, идеологической, в том числе и личной. Независимо от рода целесообразности закон, так или иначе, отодвигается в сторону.
Законность как принцип противопоставляется так называемому здравому смыслу, а от этого – один шаг до нарушения правовой нормы.
Современная российская действительность показывает, что идеи законности и правопорядка могут быть использованы властными структурами как повод для применения принуждения и нарушения прав и свобод человека и гражданина. То есть, существуют и такие ситуации, которые превращают благо во вред.
5. Конфронтация представительных
и исполнительных структур
Эта форма правового нигилизма возникла в процессе становления новой для России вертикали управления (связанной с Президентом) при сохранении старой системы Советов. Эти две модели оказались радикально и в корне несовместимыми. По своим целям, задачам методам. Отсюда возникли различные конфликтные ситуации и противостояния, цель которых – стремление доказать "кто главнее".
В данной форме правового нигилизма сочетаются (причем, как это не парадоксально) государственный и правовой нигилизм. Подобная совокупность деструктирует системы и нормы управления обществом.
6. Нарушение или несоблюдение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, неприкосновенность, безопасность.
Источником правового нигилизма в данном случае служит опять же государство. Наличие в стране слабой системы правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина побуждает и развивает неверие личности в право.
Фактическое бессилие права не может не вызывать какой-то степени недоверия, переходящего в недоверие к самому себе. Не видя в правовых нормах защиты и способности реально регулировать общественные отношения, человек перестает его уважать. Последствием пассивного неуважения права может стать (а в реальности в большинстве случаев – становится) правонарушение как преступления, совершаемое недоверяющим.
За последние годы в "независимой" прессе очень часто появлялись сообщения о так называемом "беспределе властей". Примеры, публикаций я приводить не буду, так как они присутствуют практически в каждом периодическом издании.
Особенно часто подобным нападкам подвергаются правоохранительные органы и их сотрудники (Министерство Внутренних Дел, Прокуратура Российской Федерации, Управление Исполнением Наказаний и т.п.).
На основании форм проявления правового нигилизма можно выделить основные, общие и наиболее характерные черты современных форм этого явления [13]:
1. Демонстративный, конфронтационно-агрессионный
характер, что квалифицируется
2. Массовость и
3. Многообразие форм проявления
(от криминальных до
4. Оппозиционная направленность, регионально-националистическая окраска, переходящая в сепаратизм.
5. Слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным нигилизмом, образующими единую систему деструкции и хаоса.
6. Связь с негативизмом.
Рассматривая вопрос о соотношении правового нигилизма и правового идеализма, прежде всего, имеет место деформированное правосознание. Но, как известно, правосознание выполняет ряд функций и обладает определенной структурой, имеет несколько видов. Попытаемся определить, какая же именно часть правосоотношения деформируется при явлениях правовой нигилизм и правовой идеализм.
Во-первых, функции. Из 4-х основных функций (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма, так и для идеализма).
Во-вторых, структура. Структурально правосознание состоит из правовой психологии и правовой идеологии. При правовом нигилизме и правовом идеализме страдает вся структура правосознания.
В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, несомненно, все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие.
Если же рассуждать о природе данных явлений, то можно сделать следующий вывод:
Правовой нигилизм и правовой идеализм различаясь в формах выражения и проявлений имеют одни и те же источники (деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание) и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.
Таким образом, правовой нигилизм и правовой идеализм – части неадекватного правосознания личности, причем при некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это еще одно доказательство их взаимосвязи.
Безусловно, с чисто теоретической точки зрения правовой нигилизм явление абсолютно противоположное правовому нигилизму, это две крайности. Совершенно точное сравнение приведено в названии статьи Н.И. Матузова [13].
В итоге правовой нигилизм и правовой идеализм являются элементом структуры правосознания наряду с правовой идеологией и правовой психологией, а именно – неадекватное восприятие права.
4 Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений
Прежде всего, необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм. В дальнейшем для более общей и широкой оценки можно называть правовой нигилизм и правовой идеализм неадекватным восприятием права.
Итак, во-первых – правосознание. Являясь следствием деформированного правосознания, неадекватное восприятие права (НВП) само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может быть следующих двух типов:
Здесь под словом "общество" понимается окружение индивида. Отдельно отметим, что в обоих случаях может принимать "участие" государство – индивид – государственный деятель, государство – часть общества.
Каково же качество влияния оказываемого НВП на правосознание?
Безусловно, отрицательное и деструктивное. Положительными в некоторых случаях могут оказаться последствия влияния НВП на личность (общество). Одним из таких случаев может послужить свержение тиранических режимов, при которых формируется определенное отношение к праву. Хотя в основном и последствия влияния НВП на правовой мир разрушительны.
Следующий объект попадающий под влияние НВП – правовая культура. Как правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию НВП, ничего хорошего не получают. НВП разрушает саму суть правовой культуры: "знать, уважать, соблюдать".
Подвергаются деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинаются правонарушения.
Таким образом, НВП – это явление похожее на цепную реакцию: однократного проявления НВП достаточно для вызова нескольких вторичных зарождений у личности.
Заключение
В итоге правовой нигилизм и правовой идеализм – явления, развиваемые и претворяющиеся в жизнь обществом и государством. Причем основной причиной правового нигилизма и правового идеализма можно считать именно государство. Это доказывает ряд следующих фактов:
Мы имеем правовой нигилизм и правовой идеализм, и государство как его источник.
Немалую роль играет и знание зарубежного полезного правового опыта, когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», причем «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус».
Такое правосознание также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, сопоставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание и право могут находиться и в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, политического, эстетического сознания.
Список использованной литературы
Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм: история развития