Правовой нигилизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попытаюсь определить источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма и определить роль государства в явлении правового нигилизма. В процессе анализа исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно. На мой взгляд именно таким образом я смогу провести полный адекватный анализ данного явления.

Содержание работы

1). Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1:
2). Понятие «нигилизм»………………………………………………………… 4
3). Понятие «правовой нигилизм»……………………………………………... 6

Глава 2:
4). Причины распространенности………………………………………………10
5). Формы выражения правового нигилизма..…………………………………11

Глава 3:
6). Правовой нигилизм в России..………………………………………………19
7). Заключение……………………………………………………………………30

8). Список используемой литературы…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 118.10 Кб (Скачать файл)

Оглавление: 

 

1). Введение……………………………………………………………………… 3

 

Глава 1:

2). Понятие «нигилизм»………………………………………………………… 4

3). Понятие «правовой нигилизм»……………………………………………... 6

 

Глава 2:

4). Причины распространенности………………………………………………10

5). Формы выражения правового  нигилизма..…………………………………11

 

Глава 3:

6). Правовой нигилизм в России..………………………………………………19

7). Заключение……………………………………………………………………30

 

8). Список используемой  литературы…………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

В настоящее время широкое  распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права  и законности, игнорировании законов  или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его  наименее совершенным способом регулирования  общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные  формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным  возможностям до полного неверия  в право и явно негативного  отношения к нему.

Именно поэтому я решил  писать свою курсовую работу по теме, которая касается правового нигилизма. Эта тема представляет для меня большой интерес, так как именно правовой нигилизм – наиболее масштабное явление в мире. Данное явление имеет место быть среди всех слоев населения на всей территории государства. Как у “подкованных” в правовом смысле, так и у слабо образованных в данном контексте людей.

 В своей работе я попытаюсь определить источники правового нигилизма, исторический путь развития правового нигилизма и определить роль государства в явлении правового нигилизма. В процессе анализа исторических фактов я постараюсь максимально абстрагироваться от всех идеологических и политических учений и выполнить работу беспристрастно. На мой взгляд именно таким образом я смогу провести полный адекватный анализ данного явления.

Глава 1.

 

Понятие «нигилизм».

 

Что же такое нигилизм? 

Нигилизм — это полное отрицание всего, полный скептицизм . Заметим, что наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах Ф. Ницше, родоначальника философской теории нигилизма: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?».

Как социальное явление нигилизм характеризуется: 
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям; 
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания; 
в) не сопряжен с позитивной программой; 
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало. 
 В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п. 

М. Хайдеггер определил нигилизм как «историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение: “Нигилизм — это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими — христианством, гуманизмом и просвещением — в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности — основное движение в истории Западной Европы. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности»”.

С. Франк также полагал, что нигилизм — это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей .

 

Ныне сосуществуют различные определения нигилизма. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля нигилизмом является «безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать».

В малом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «нигилизм, во-первых, в Средние века ересь, отрицавшая человеческое естество в Иисусе Христе. Во-вторых, в русской литературе со времени Тургенева обозначение крайнего идейного направления 1860-х гг., отрицавшего главные основы современного политического и социального строя».

Большой энциклопедический словарь трактует нигилизм как «отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития».

А современная энциклопедия определяет нигилизм (от латинского «nihil» — ничто) как «отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п.».

 

М. Хайдеггер отмечал три формы европейского нигилизма: Во-первых, это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а, следовательно, в целом общезначимого смысла в них нет; во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий мир, социум соткан лишь из «психологических потребностей» и представляет собой сеть пересекающихся интересов. Отсюда представление о том, что в мире, в обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и целостность.

 

Характерным признаком нигилизма как одной из форм мироощущения и социального поведения является не объект отрицания, который может служить критерием для определения его конкретного вида, а интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания (т.е. степень) — с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь проявляется гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных, политических и правовых норм .

 

 

Понятие «правовой нигилизм».

 

Что же касается правового нигилизма, то это разновидность нигилизма, объектом отрицания которого является право. В Большой советской энциклопедии правовой нигилизм определяется как «направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений».

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

 

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма: 
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; 
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; 
в) издание противоречивых правовых актов; 
г) подмена законности целесообразностью; 
д) конфронтация представительных и исполнительных структур; 
е) нарушение прав человека; 
ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.). 
 
 В свою же очередь Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. 
 Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм: 
а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин); 
б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов); 
в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся "надзаконными", юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии. 

В.А. Туманов определяет правовой нигилизм как «скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость».

 

В.И. Гойман считает, что правовой нигилизм — это «сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями, или исполнение (соблюдение) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений».

 

В свою очередь, Н.И. Матузов определяет сущность правового нигилизма как «в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку». А, по мнению В.А. Бачинина, «нигилизм правовой — превратная форма автономии, самодостаточности индивидуальной и общественной воли, направленная против регулятивного действия норм права».

 

На мой взгляд, особого внимания заслуживает точка зрения Н. Варламовой, которая отмечает: «Речь может идти по меньшей мере о трех «нигилизмах»:

1). Легистском, когда господствует негативное отношение к действующему законодательству и распространены навыки незаконного (как вне, так и противозаконного) поведения;

2). Cоциологическом, когда люди полагают реально действующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и несправедливым;

3). И, наконец, собственно правовом нигилизме, когда свобода и формальное равенство участников социального взаимодействия не воспринимаются массовым сознанием как базовые ценности и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе». Таким образом, предлагается разделять нигилизм по отношению к действующему законодательству, так называемый легистский и собственно правовой нигилизм.

 

Таким образом, Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это: 
а) реформы социально-экономического характера; 
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения; 
в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду; 
г) улучшение правоприменительной практики; 
д) теоретическая работа в этом направлении, и др. 
 Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения. 
В литературе справедливо отмечается, что "от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в полный абсолют роли права и других правовых средств" (Н.Л. Гранат).

Глава 2.

 

Причины распространенности:

 

К основным причинам распространенности правового нигилизма относят:

1) исторические корни,  являющиеся естественным следствием  самодержавия, многовекового крепостничества,  лишавшего массу людей прав  и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2) теорию и практику  понимания диктатуры пролетариата  как власти, не связанной и  не ограниченной законами;

3) правовую систему, в  которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную и качественную  корректировку правовой системы  прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность  механизма приведения в действие  принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

 

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать:

1). обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности;

2). повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом;

3). приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения;

4). профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

 

 

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ  ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

 

Существует множество  различных форм, сторон, граней его  конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие  и очевидные.

 Прежде всего это  прямые преднамеренные нарушения  действующих законов и иных  нормативно-правовых актов. Эти  нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно  наказуемых деяний, а также гражданских,  административных и дисциплинарных  проступков.

Злостный, корыстный уголовный  криминал – наиболее грубый и опасный  вид правового нигилизма, наносящий  неисчислимый, не поддающийся точному  определению вред обществу – физический, материальный, моральный.

 

Криминогенная ситуация в  стране оценивается сегодня с  помощью таких эпитетов, как разгул, обвал, беспредел. Преступность за последние  годы возросла в 8 раз и приобрела мафиозно-организованный характер с преобладанием жестоких насильственных форм. Произошло сращивание ее с коррумпированной частью госаппарата, что, собственно, является определяющим признаком мафии.

Информация о работе Правовой нигилизм