Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:36, курсовая работа
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и о праве. Рассматривая в данный момент правовой обычай, нужно сказать что, право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, а также в самых различных обстоятельствах.
В настоящее время форма права рассматривается как источник права. Одним из древнейших и важнейших источников права является правовой обычай, который в той или иной степени используется в правовых семьях прошлого и настоящего.
Введение
Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией
Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях
.1 Страны Древней Месопотамии
.2 Древний Ислам
.3 Древняя Греция
.4 Древний Рим
.5 Правовой обычай Древней Руси
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией
Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях
.1 Страны Древней Месопотамии
.2 Древний Ислам
.3 Древняя Греция
.4 Древний Рим
.5 Правовой обычай Древней Руси
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и о праве. Рассматривая в данный момент правовой обычай, нужно сказать что, право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, а также в самых различных обстоятельствах.
В настоящее время форма права рассматривается как источник права. Одним из древнейших и важнейших источников права является правовой обычай, который в той или иной степени используется в правовых семьях прошлого и настоящего.
В своей курсовой, я преследую цель выявления истока правового обычая. То есть, рассматривая Восток и Запад, я хочу выявить их сходства и различия, а также сравнить их с правовым обычаем Древней Руси.
Актуальность этой темы объясняется тем, что начальные периоды социальной и правовой истории все чаще становятся объектом повышенного интереса, благодаря очередному подъёму этнографических исследований. Так, например французский историк Люсьен Февр, один из обновителей современного исторического знания, писал:
"Сколько в них тайн,
ждущих открытия, сколько забытых
истин, жаждущих воскрешения. Это
необозримые пустыни, среди которых
так и хочется - были бы только
силы - отыскать подземные источники
и посредством упорного труда
породить, вызвать из небытия
оазисы новых знаний". Эти слова
восхищают, они притягивают и
без них я не нашла бы
смысла в написании этой
Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией
Существует множество подходов для понимания теории государства и права. Вне зависимости от того или иного подхода к её рассмотрению, понимание права и государства имеет под собой известное мировоззренческое философское основание.
Например, если рассматривать логический и исторический подходы, то не трудно догадаться, что они связаны с восхождением науки от абстрактного к конкретному, они определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, составляющих содержание государственно-правовой теории. Логическое показывает степень понимания исторического, тогда как историческое лежит в основании логического. Специфика предмета теории права и государства отдает предпочтение логическому подходу. Какой бы подход в изучении права и государства ни применялся, он необходимо учитывает принципиальную философскую мировоззренческую основу, лежащую в фундаменте любой науки.
Таким образом, имея дело с правовым обычаем, рассматривать его мы будем именно в тех цивилизациях, которые являются его началом, и именно с помощью логически - исторического подхода.
Но прежде чем говорить о формировании правового обычая как источника права в тех или иных государствах, нужно выяснить какой же смысл вкладывается в понятие источника права?
Во-первых, нужно отметить, что те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения различных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом являются источниками права. Такого рода источники называют материальными источниками права.
Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные исторические памятники и правовые акты, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права.
И, в-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде "способа выражения государственной воли", способа установления правовых велений или "способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила". Это - юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия.
Вообще, обычай - это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. В качестве основного регулятора отношений между людьми обычай выступает главным образом в архаических, то есть в докапиталистических обществах, что связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым развитием межкультурных отношений. Обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. При этом могут освящаться как реальные, так и воображаемые объекты (боги и т.п.). В роли обычая могут выступать производственные навыки, религиозные обряды, гражданские праздники и т.д. С появлением государства и права целый ряд обычаев был санкционирован господствующим классом и включен в систему правовых норм в связи с чем, соблюдение обычая обеспечивается государством.
Таким образом, совокупность стихийно возникающих неписаных норм - обычаев (правил поведения), санкционированных государственной властью называется правовым обычаем. В юридическую систему входит только тот обычай, который выполняет функции правовой нормы, т. е. выражает интересы и волю экономически и политически господствующего класса, приспосабливается государством к конкретным политическим и экономическим условиям. Историческими памятниками, в которых значительное место занимала запись обычаев, являются, например, законы Хаммурапи , законы Двенадцати таблиц , Салическая правда, Русская правда. В ряде стран Западной Европы (например, во Франции) обычное право играло значительную роль в эпоху феодализма вплоть до формирования централизованных абсолютных монархий. Но их рассматривать мы не будем по причине того, что правовой обычай имел начало гораздо раньше и в других странах.
Рост буржуазных общественных отношений, развёртывание производства и товарооборота потребовали введения твёрдых гарантий стабильности этих отношений, т. е. создания системы норм права, установленных государством. В современных буржуазных государствах обычное право существенного значения не имеет (за исключением судебной практики, где его нормы используются для разрешения судебных дел в соответствии со сложившимися обычаями). Несколько большую роль обычное право играет в международных отношениях (например, обычай торговый, обыкновение торговое).
Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.
На ранних стадиях развития общества обычаи были основой источников права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, постепенно вытеснялся законами и другими формами права, становился второстепенным его источником. Не мало важен также и тот факт, что с возникновения крупных государственных образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно правовыми актами не только замедлился, а, наоборот ускорился.
Для права, действовавшего в первобытном обществе, характерны две особенности, которые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законоустановлениям государственной власти. Это, во-первых, казуистичность права, или регулирование по принципу "если - то - иначе", и, во-вторых, объективизм или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений. Эволюция (изменение) права совершает движение в следующих направлениях и в следующих формах правового регулирования и контроля: от неписаного права к писаному, от патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной, от судейского посреднического миротворчества к стадии законодательной и судебной активности государственной власти или правителей племен и протогосударственных властных образований. Преемственными элементами в переходе от обычного права к закону можно считать нацеленность того и другого на поддержание мирного социального общежития, порядка и справедливое разрешение возникающих конфликтов личного или имущественного характера, наказание за нарушение запретов различного назначения - бытового, обрядового и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод: обычное право поначалу - это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования.
В последние десятилетия отечественная и зарубежная литература по истории культуры обогатилась новыми глубокими обобщениями, касающимися первобытного общества, социальной и политической эволюции древних обществ. Значительное место в этих исследованиях занял сравнительно-исторический метод, позволяющий обозревать обширнейшую картину развития ранней государственности, моральных и правовых институтов и обычаев и т.д. При этом становится возможным выявлять не только черты отличия социальных процессов в разных исторических регионах Древнего Востока и Запада, но не менее существенные для их осмысления черты и элементы сходства и повторяемости, что я хочу и выяснить в этой работе.
Важную роль в уяснении происхождения права и государства выполняет современная наука о религиозно-мифологических воззрениях и социальных функциях мифа в первобытном обществе. Миф обычно излагает сакральную историю, повествует о событиях, происшедших в достопамятные времена "начала всех начал", о деяниях сверхъестественных существ и проявлениях и сверхмогущества, которые становятся образцом для подражания в любом значительном проявлении человеческой активности. "Миф рассказывает, каким образом реальность благодаря подвигам сверхъестественных существ достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос, или только её фрагмент.
П. А. Сорокин, русский социолог, один из крупных знатоков истории культуры, утверждает, что каждая культура имеет некий ряд деления человеческих поступков и событий в оппозиционных категория, таких как "правый и неправый", "рекомендуемый и нерекомендуемый", "святой и дьявольский", "моральный и неморальный", "законный и незаконный".
Такое деление прослеживается еще в примитивных обществах, затем в греко-римской и западной культуре и далее до наших дней. Оппозиционные компоненты могут принимать градации меры или степени, например правильный - более правильный - самый правильный. В оценках неправильности поступков также имеется своя градация: преступление - проступок - нарушение (во французском и русском дореволюционном праве). Правильные и неправильные поступки могут принять и более усложненный классифицированный вид. Например, проступок может характеризоваться как героический, праведный, священный или дурной, святотатственный.
Следовательно, делая выводы по первой главе, становится ясно, что правовой обычай - это один из важных структурных элементов первобытной социальной культуры, куда помимо права также входят язык, родственные связи, социальная организация, магия, религия и искусство.
Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях
.1 Страны Древней Месопотамии
Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего непроизводящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления.
История Древнего Двуречья, точнее междуречья (Месопотамии) Тигра и Ефрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем развитости управленческой культуры.
Так в государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя - гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.
Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые "реформы" Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. В них говорилось о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние правители.
Основная цель Уруингины - оставить память о себе грядущим поколениям как о родителе "старых порядков", "старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова.
Так давайте посмотрим, как развивалось обычное право в Вавилонии, древнем государстве, расположенном в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 году до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра территория Вавилона носила наименование "Шумер и Аккад". До начала XIX века до н. э. город Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (примерно XXIV - XXII века до н.э..), позднее - царям III династии Ура (конец 22-21 вв.). В 1894 году до н. э. в Вавилоне утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию.