Правовой обычай в древних цивилизациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и о праве. Рассматривая в данный момент правовой обычай, нужно сказать что, право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, а также в самых различных обстоятельствах.
В настоящее время форма права рассматривается как источник права. Одним из древнейших и важнейших источников права является правовой обычай, который в той или иной степени используется в правовых семьях прошлого и настоящего.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией
Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях
.1 Страны Древней Месопотамии
.2 Древний Ислам
.3 Древняя Греция
.4 Древний Рим
.5 Правовой обычай Древней Руси
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовой обычай как исторически первая форма права.docx

— 49.43 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией

Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях

.1 Страны Древней Месопотамии

.2 Древний Ислам

.3 Древняя Греция

.4 Древний Рим

.5 Правовой обычай Древней  Руси

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и о праве. Рассматривая в данный момент правовой обычай, нужно сказать что, право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, а также в самых различных обстоятельствах.

В настоящее время форма права рассматривается как источник права. Одним из древнейших и важнейших источников права является правовой обычай, который в той или иной степени используется в правовых семьях прошлого и настоящего.

В своей курсовой, я преследую цель выявления истока правового обычая. То есть, рассматривая Восток и Запад, я хочу выявить их сходства и различия, а также сравнить их с правовым обычаем Древней Руси.

Актуальность этой темы объясняется тем, что начальные периоды социальной и правовой истории все чаще становятся объектом повышенного интереса, благодаря очередному подъёму этнографических исследований. Так, например французский историк Люсьен Февр, один из обновителей современного исторического знания, писал:

"Сколько в них тайн, ждущих открытия, сколько забытых  истин, жаждущих воскрешения. Это  необозримые пустыни, среди которых  так и хочется - были бы только  силы - отыскать подземные источники  и посредством упорного труда  породить, вызвать из небытия  оазисы новых знаний". Эти слова  восхищают, они притягивают и  без них я не нашла бы  смысла в написании этой курсовой  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией

 

Существует множество подходов для понимания теории государства и права. Вне зависимости от того или иного подхода к её рассмотрению, понимание права и государства имеет под собой известное мировоззренческое философское основание.

Например, если рассматривать логический и исторический подходы, то не трудно догадаться, что они связаны с восхождением науки от абстрактного к конкретному, они определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, составляющих содержание государственно-правовой теории. Логическое показывает степень понимания исторического, тогда как историческое лежит в основании логического. Специфика предмета теории права и государства отдает предпочтение логическому подходу. Какой бы подход в изучении права и государства ни применялся, он необходимо учитывает принципиальную философскую мировоззренческую основу, лежащую в фундаменте любой науки.

Таким образом, имея дело с правовым обычаем, рассматривать его мы будем именно в тех цивилизациях, которые являются его началом, и именно с помощью логически - исторического подхода.

Но прежде чем говорить о формировании правового обычая как источника права в тех или иных государствах, нужно выяснить какой же смысл вкладывается в понятие источника права?

Во-первых, нужно отметить, что те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения различных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом являются источниками права. Такого рода источники называют материальными источниками права.

Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные исторические памятники и правовые акты, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права.

И, в-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде "способа выражения государственной воли", способа установления правовых велений или "способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила". Это - юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия.

Вообще, обычай - это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. В качестве основного регулятора отношений между людьми обычай выступает главным образом в архаических, то есть в докапиталистических обществах, что связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым развитием межкультурных отношений. Обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. При этом могут освящаться как реальные, так и воображаемые объекты (боги и т.п.). В роли обычая могут выступать производственные навыки, религиозные обряды, гражданские праздники и т.д. С появлением государства и права целый ряд обычаев был санкционирован господствующим классом и включен в систему правовых норм в связи с чем, соблюдение обычая обеспечивается государством.

Таким образом, совокупность стихийно возникающих неписаных норм - обычаев (правил поведения), санкционированных государственной властью называется правовым обычаем. В юридическую систему входит только тот обычай, который выполняет функции правовой нормы, т. е. выражает интересы и волю экономически и политически господствующего класса, приспосабливается государством к конкретным политическим и экономическим условиям. Историческими памятниками, в которых значительное место занимала запись обычаев, являются, например, законы Хаммурапи , законы Двенадцати таблиц , Салическая правда, Русская правда. В ряде стран Западной Европы (например, во Франции) обычное право играло значительную роль в эпоху феодализма вплоть до формирования централизованных абсолютных монархий. Но их рассматривать мы не будем по причине того, что правовой обычай имел начало гораздо раньше и в других странах.

Рост буржуазных общественных отношений, развёртывание производства и товарооборота потребовали введения твёрдых гарантий стабильности этих отношений, т. е. создания системы норм права, установленных государством. В современных буржуазных государствах обычное право существенного значения не имеет (за исключением судебной практики, где его нормы используются для разрешения судебных дел в соответствии со сложившимися обычаями). Несколько большую роль обычное право играет в международных отношениях (например, обычай торговый, обыкновение торговое).

Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.

На ранних стадиях развития общества обычаи были основой источников права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, постепенно вытеснялся законами и другими формами права, становился второстепенным его источником. Не мало важен также и тот факт, что с возникновения крупных государственных образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно правовыми актами не только замедлился, а, наоборот ускорился.

Для права, действовавшего в первобытном обществе, характерны две особенности, которые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законоустановлениям государственной власти. Это, во-первых, казуистичность права, или регулирование по принципу "если - то - иначе", и, во-вторых, объективизм или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений. Эволюция (изменение) права совершает движение в следующих направлениях и в следующих формах правового регулирования и контроля: от неписаного права к писаному, от патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной, от судейского посреднического миротворчества к стадии законодательной и судебной активности государственной власти или правителей племен и протогосударственных властных образований. Преемственными элементами в переходе от обычного права к закону можно считать нацеленность того и другого на поддержание мирного социального общежития, порядка и справедливое разрешение возникающих конфликтов личного или имущественного характера, наказание за нарушение запретов различного назначения - бытового, обрядового и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод: обычное право поначалу - это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования.

В последние десятилетия отечественная и зарубежная литература по истории культуры обогатилась новыми глубокими обобщениями, касающимися первобытного общества, социальной и политической эволюции древних обществ. Значительное место в этих исследованиях занял сравнительно-исторический метод, позволяющий обозревать обширнейшую картину развития ранней государственности, моральных и правовых институтов и обычаев и т.д. При этом становится возможным выявлять не только черты отличия социальных процессов в разных исторических регионах Древнего Востока и Запада, но не менее существенные для их осмысления черты и элементы сходства и повторяемости, что я хочу и выяснить в этой работе.

Важную роль в уяснении происхождения права и государства выполняет современная наука о религиозно-мифологических воззрениях и социальных функциях мифа в первобытном обществе. Миф обычно излагает сакральную историю, повествует о событиях, происшедших в достопамятные времена "начала всех начал", о деяниях сверхъестественных существ и проявлениях и сверхмогущества, которые становятся образцом для подражания в любом значительном проявлении человеческой активности. "Миф рассказывает, каким образом реальность благодаря подвигам сверхъестественных существ достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос, или только её фрагмент.

П. А. Сорокин, русский социолог, один из крупных знатоков истории культуры, утверждает, что каждая культура имеет некий ряд деления человеческих поступков и событий в оппозиционных категория, таких как "правый и неправый", "рекомендуемый и нерекомендуемый", "святой и дьявольский", "моральный и неморальный", "законный и незаконный".

Такое деление прослеживается еще в примитивных обществах, затем в греко-римской и западной культуре и далее до наших дней. Оппозиционные компоненты могут принимать градации меры или степени, например правильный - более правильный - самый правильный. В оценках неправильности поступков также имеется своя градация: преступление - проступок - нарушение (во французском и русском дореволюционном праве). Правильные и неправильные поступки могут принять и более усложненный классифицированный вид. Например, проступок может характеризоваться как героический, праведный, священный или дурной, святотатственный.

Следовательно, делая выводы по первой главе, становится ясно, что правовой обычай - это один из важных структурных элементов первобытной социальной культуры, куда помимо права также входят язык, родственные связи, социальная организация, магия, религия и искусство.

 

Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях

 

.1 Страны Древней Месопотамии

 

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего непроизводящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления.

История Древнего Двуречья, точнее междуречья (Месопотамии) Тигра и Ефрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем развитости управленческой культуры.

Так в государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя - гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.

Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые "реформы" Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. В них говорилось о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние правители.

Основная цель Уруингины - оставить память о себе грядущим поколениям как о родителе "старых порядков", "старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова.

Так давайте посмотрим, как развивалось обычное право в Вавилонии, древнем государстве, расположенном в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 году до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра территория Вавилона носила наименование "Шумер и Аккад". До начала XIX века до н. э. город Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (примерно XXIV - XXII века до н.э..), позднее - царям III династии Ура (конец 22-21 вв.). В 1894 году до н. э. в Вавилоне утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию.

Информация о работе Правовой обычай в древних цивилизациях