Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:36, курсовая работа
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и о праве. Рассматривая в данный момент правовой обычай, нужно сказать что, право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, а также в самых различных обстоятельствах.
В настоящее время форма права рассматривается как источник права. Одним из древнейших и важнейших источников права является правовой обычай, который в той или иной степени используется в правовых семьях прошлого и настоящего.
Введение
Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией
Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях
.1 Страны Древней Месопотамии
.2 Древний Ислам
.3 Древняя Греция
.4 Древний Рим
.5 Правовой обычай Древней Руси
Заключение
Список использованной литературы
В последствии с возникновением государственности первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи. И как раз с этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая.
Говоря об общих элементах правовых систем стран Древнего Востока, нельзя не видеть и специфических черт их правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, а также всевозможных ценностей.
Прослеживая основные источники права древневосточных государств на протяжении веков ими оставались обычаи. Однако в течение длительного времени эти обычаи не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников, а также являлись продуктом общинного творчества. Почти во всех памятниках древневосточного права можно найти ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, в чем и сказался традиционный характер правового обычая. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, и ориентировались на них. Обычай, выполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.
В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она может, определяется религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека. Как, например это было в Древнем Вавилоне.
В частности, правовой обычай Древнего Востока открыто закреплял социальное неравенство, что проявлялось, прежде всего, в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах.
Анализируя эпоху западного развития общества, правовой обычай как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития обычай, по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имел немало сходства с правовыми системами стран Востока. А развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень этого развития находил свое отражение в праве.
Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические отношения. В древнейший период право, источником которого были обычаи и немногочисленные законы, характеризовалось влиянием религии и общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом.
Более плодотворными оказались колоссальные усилия, приложенные Юстинианом к разработке римского права. Римская империя постепенно отказалась от прежней жесткости и негибкости, так что все в больших (быть может, даже чрезмерных) масштабах в расчет стали приниматься нормы так называемого "права народов" и даже "естественного права".
Тогда как в Греции уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство народа и господствующего класса. В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин. Правовой обычай там действовал в жестоких намерениях: смертная казнь назначалась и за незначительные проступки.
Проведенные там реформы известными архонтами Солоном и Клисфеном приводят к примирению двух враждующих между собой масс населения. И в результате этого, в Древних Афинах складывается рабовладельческое государство в форме демократической республики
Правовой обычай Древней Руси, основой которого явилась Русская Правда, также как и на Востоке не имел четкого деления на отрасли права. А значит, Русская Правда не отражала реально существовавшую систему правоотношений в Древней Руси. Объясняется это тем, что её правовой обычай, как на Востоке, так и на Западе опирался на религию. В связи, с чем на Руси не существует преступлений против государства, так как объект "государство" еще не присутствует, а присутствует только церковь.
Сохраняются здесь и древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона (крайней жестокостью), например в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания на Руси становится возмещение ущерба, как материального, так и морального.
Русскую Правду в отличие от римского правового обычая можно определить как кодекс частного права - то есть все субъекты являлись физическими лицами. В древнем Риме же существовали понятия и физического и юридического лица (публичное право).
Исследуя правовой обычай на Руси В.О. Ключевский заметил, что Русская Правда - это хорошее, но разбитое зеркало древнерусского права.
Исходя из всего изложенного, "началом всех начал" правового обычая неизменно следует считать Римское право. В древнем Риме, как ни где больше обычай послужил своего рода всеобщей догмой и универсальной конструкцией правовых институтов и норм. Все это привело к прорыву в юридической науке, а в частности правового обычая в целом.
правовой религия обычай законодательный
Список использованной литературы
. Всеобщая история права и государства. В.Г. Графский, М.,2000
. История государства и права зарубежных стран. Учебник: В 2-х ч. Ч.1
/ Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой, М.,2004
3. История государства и права России. И.А. Исаев, М.,2004
4. Общая теория права и государства. В.С. Нерсесянц, М., 2002
. Римское право. О.А. Омельченко, М.,2004
. Теория государства и права. М.Н. Марченко, М.,2003