Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:36, курсовая работа
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и о праве. Рассматривая в данный момент правовой обычай, нужно сказать что, право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, а также в самых различных обстоятельствах.
В настоящее время форма права рассматривается как источник права. Одним из древнейших и важнейших источников права является правовой обычай, который в той или иной степени используется в правовых семьях прошлого и настоящего.
Введение
Глава I. Понятие правового обычая как источника права, восприятие его у различных народов мира. Связь с религией
Глава II. Правовой обычай в древних цивилизациях
.1 Страны Древней Месопотамии
.2 Древний Ислам
.3 Древняя Греция
.4 Древний Рим
.5 Правовой обычай Древней Руси
Заключение
Список использованной литературы
2.4 Древний Рим
Западному пути развития общества также относится и Древний Рим, от латинского Roma, город, возникший из группы поселений, к середине III века до н. э. согласно античному преданию, в 754 - 753 годах до н. э. Древний Рим, подчинивший себе весь Апеннинский полуостров, в дальнейшем становится средиземноморской державой, включавшей западную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, а также Палестину.
Один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии - Юстиниан I Великий, правивший в 527 - 565 годах до н.э. Это время всестороннего расцвета восточно-римской цивилизации.
Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum) - свод законов Древнего Рима, созданный, согласно традиции, особо избранными коллегиями децемвиров в 451-450 годах до н. э. Представлял собой запись обычного права римской общины. Название законов двенадцати таблиц связано с тем, что они были записаны на 12 досках, выставленных на городской площади. Текст их не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.).
С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Подлинные тексты Свода не сохранились. Наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI - XI векам. В ходе многовековой историко-правовой работы над ними ученым удалось достаточно скрупулезно освободить первоначальные тексты от позднейших дополнений, сокращений и искажений в интересах юридической практики своего времени.
Собственно кодификацией римского права, в единстве принципов переработки всех правовых источников и систематизационных задач, можно считать лишь три первые составные части законов Двенадцати Таблиц.
"Институции" (Institutiones)
представляли
"Институции" не были
изложением только отвлеченной
философии права. Юстиниан прямо
предписал, что они имеют значение
обязательного свода основ
Дигесты, или Пандекты (Digesta, Pandectae) были самой объемной частью свода. Они представляли систематическую компиляцию цитат - отрывков из работ наиболее известных римских правоведов. Всего в составе "Дигест" насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших перу 39 известных юристов I - V вв.н.э., причем в большинстве случаев составители приводили достаточно определенные указания на названия и даже разделы использованных трудов. Это была своего рода энциклопедия римской юриспруденции, но отражавшая в т.ч. и правовые приоритеты. Так, наибольшее число откликов пришлось на долю работ Ульпиана (2462), Павла (2083), Папиниана (595), Помпония, Гая, Модестина, Юлиана (по нескольку сотен). "Дигесты" разделялись на 50 книг по разным юридическим темам, внутри книг - на титулы и отдельные фрагменты. Фрагменты также располагались не произвольно: вначале систематизировались фрагменты, комментирующие юридические проблемы, поставленные в известном тогда сочинении юриста Сабина по гражданскому праву; затем толкования к постоянному, преторскому эдикту - следуя его системе и вопросам; в заключение давались ответы практической направленности, главным образом следуя сочинениям Папиниана; в некоторых титулах "Дигест" был также дополнительный Appendix - приложение.
"Дигесты" в целом
также представляли собой
Кодекс (Codex) был систематизацией 4600 императорских конституций, начиная со 117 года, в 12 книгах и 765 титулах. В первой книге содержались постановления по церковному праву, в отношении источников права, а также государственной службы и обязанностей чиновников, в книгах со второй по восьмую в основном были обобщены акты императоров по гражданскому праву и судопроизводству, в девятой книге - по уголовному праву, с десятую по двенадцатую - по государственному управлению, финансам и т.д.
Собрание Новелл (Novellae), которые считаются условно дополнительной четвертой частью Свода Юстиниана, было связано уже с частной систематизаторской деятельностью после смерти императора. Сохранились три сборника, первый из которых был составлен в 556 году. И включил 122 конституции; два других (содержащие 134 и 168 актов) относятся ко второй половине VI века. Помимо обобщения императорских постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций и вообще многое в их содержании касалось управления провинциями и специфики новшеств в наследственном праве.
2.5 Правовой обычай Древней Руси
В Древней Руси обычай как источник права имел определяющее значение. В коллективном сознании той эпохи закрепилось убеждение: "все то, что было, имеет тем самым право на существование". Это суть правовой традиции.
Однако это вовсе не означает, что правовой обычай и традиция Древней Руси делают право неизменным и неподвижным. Все как раз наоборот, устная форма обычного права не давала возможность точно закрепить то или иное положение. Таким образом, допускалась вполне свободная интерпретация фактов в устных свидетельствах.
В Древней Руси Заключение договоров, контрактов, получение согласия сторон в споре часто выражались посредством жестов и ритуальных действий. Носителями такой памяти были живые люди и чтобы память "жила" дольше в судебный процесс приводили детей.
Кодификацией Права Древней Руси бала Русская Правда. Её источниками были нормы обычного права, княжеская судебная практика и церковное законодательство. Определенное влияние на эту кодификацию оказало византийское каноническое право.
Русская правда - это не только памятник законодательства XI - XII веков, но и памятник считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.
Термин "правда", часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд. Источниками кодификации также являются заимствованные нормы из авторитетных источников - прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией, 907 год), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, - точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название "Правда Роськая" происходит от лексемы "рось" (или "русь"), что означает "дружинник". В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права было в ней меньшим, нежели в среде общинной.
Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках XV века и одиннадцати списках XVIII - XIX веков. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русскую Правду: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20-70-е годы XI века), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019-1054 годы) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (однако, в самом тексте источника деления на статьи нет). Здесь содержится первые 10 записанных норм, "якоже Ярослав судил" - их называют Древнейшей Правдой. Эти нормы легли в основу Правды Ярослава и регулировали отношения в пределах княжеского хозяйства. Среди них - постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).
Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19-41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е годы XI века и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27-41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
Пространная Правда - вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень "официальности" Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.
Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда - или третья редакция Русской Правды, возникшая в XV веке. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины XII века.
С начала XIV века Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала XV века Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, а это говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды - она стала историей. Текст Русской Правды лег в основу многих юридических источников Древней Руси.
Однако в советской историографии главное внимание обращалось на "классовую сущность" рассматриваемого источника - то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного "мужа": 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство, рассматривалось как "колыбель" трех восточнославянских народностей. Интересно заметить также, что Русская Правда не содержала статей о государственных преступлениях и о преступлениях против нравственности. Объясняется это тем, что обычай и церковное законодательство, как "государство не фигурирует, поэтому преступные посягательства на него не предусмотрены.
Таким образом, о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах следует говорить как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.
Тем самым Русская Правда стремилась охватить важнейшие общественные отношения, существовавшие в Руси. Это преступление и наказание, собственность, судебный процесс, договоры и т.п. Однако неупорядоченная судебная практика и стремление кодификаторов исключить из кодекса некоторые нежелательные для него моменты (например, смертная казнь, судебный поединок), обусловили тот факт, что Русская Правда в конечном итоге не отразила всю реально существовавшую на Руси систему правоотношений.
Заключение
Делая вывод по обширной работе с правовым обычаем, я хочу установить основополагающие заключения, опираясь на сходства и различия Востока и Запада. Следовательно, будем рассматривать правовой обычай в древнейших цивилизациях, как "начала всех начал".
Исходя из истоков первобытного строя нужно заметить, что основной единицей такого общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность и опиравшихся на традиции, зародившиеся в ходе эволюции общества. Именно там впервые зародился правовой обычай, а также были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего непроизводящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления.