Правовой статус личности и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

При написании работы стояли цели:
1. Определить понятие правового статуса личности;
2. Проанализировать основные виды правового статуса личности;
3.Субъективные права и юридические обязанности как основа правового статуса личности.
Задача работы – наиболее углубленное рассмотрение представленной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Понятие и структура правового статуса личности………………6
Принципы правового статуса личности………………………….14
Виды правового статуса личности и их характеристика……….15
Правовой статус личности как система прав и обязанностей….19
Заключение…………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по теории государства и права.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Основные права, свободы и обязанности  составляют ядро правового статуса  личности, определяемого совокупностью  норм всех без исключения отраслей права. Установление основ правового  статуса личности занимает важное место в системе отношений государства и индивида. Оно отражает наиболее существенные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, и его реализация во многом определяется не только правовым закреплением отношения к гражданству, его основных принципов, прав и свобод личности, но и гарантиями их реализации. В литературе назначение гарантий традиционно усматривают в охране или защите прав и свобод. Однако меры охраны сводятся к обеспечению условий и средств для фактического пользования правами. Меры же защиты определяются как средства восстановления прав граждан.

  Права человека – это  такие права, которые принадлежат  каждой личности как члену  гражданского общества, в отличие  от привилегий, распределяемых в  соответствии с сословной принадлежностью. Права человека обладают всеобщим характером и принадлежат всякой личности, не находящейся в состоянии прямой зависимости от других людей. Между правами человека и правами гражданина нет резкой непреодолимой грани. Права человека – общесоциальная категория. Они складываются объективно в результате развития и совершенствования общественного производства и политической системы общества в виде социальных возможностей пользоваться различными экономическими, политическими и духовными благами и существуют еще до государственного их признания. А права гражданина – это такие права, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина, которые есть лишь превращенные права человека.

     Основные права и  свободы гражданина – это юридическая  форма прав человека, включенного  в определенную социальную систему.  Таким образом, соотношение основ  правового статуса личности и  гражданина можно определить  как соотношение общего и частного, где общее – это правовой статус личности независимо от принадлежности ее к конкретному государству, а частное – это правовой статус гражданина, определяемый гарантиями государства, к которому он относится, и обязанностями перед ним. Гражданство – это определенное юридическое состояние лица, и его можно рассматривать как предпосылку и условие возникновения у лица дополнительных прав и обязанностей, обусловленных состоянием в гражданстве и наличием политико-правовой связи лица с конкретным государством и, в силу этого, приобретающего наряду с правовым статусом человека правовой статус гражданина. Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозглашающей, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление прав и свобод гражданином требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29).

В Международном пакте о гражданских  и политических правах также зафиксировано, что "отдельный человек имеет  обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". При этом речь, конечно, идёт не только об обязанностях граждан, но и об обязанностях органов власти, должностных лиц, других субъектов.12

   Права человека  внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и  защита не являются только  внутренним делом того или  иного государства. Они давно  стали объектом международного  регулирования. Права личности  не есть принадлежность отдельных  классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на:

- социально-экономические,

- политические,

- гражданские,

- культурные,

- личные.

Между всеми видами и разновидностями  прав существует тесная взаимосвязь.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закреплённых в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950 г.) и др.

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям  служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая  органичной частью новой Конституции  РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. Оба эти документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

Признание, соблюдение и  защита прав человека – обязанность  государства.

Каждый имеет право  на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства;

может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно. Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество). Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности). Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских Конституциях, ни в Конституции РСФСР.

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему  международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого  государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьёзные

конфликты, очаги напряжённости, создающие угрозу миру и требующие  нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.

Конституция России предусматривает  порядок, в соответствии с которым  каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня это – безусловная норма.

 Объем прав, свобод и обязанностей каждого конкретного лица находится в прямой зависимости от гражданства. Поэтому важнейшие нормы, определяющие содержание гражданства, его принципы, получили свое выражение и закрепление в Конституции, в главе, раскрывающей основы конституционного строя России. Конституционно-правовой статус гражданина имеет отличия от правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации. Как показывает практика, правовые связи иностранных граждан и лиц без гражданства во время пребывания в Российской Федерации весьма многочисленны и разнообразны. Возможность иностранных граждан и лиц без гражданства обладать определенным комплексом прав и обязанностей гарантируется ст. 62 Конституции РФ, согласно которой каждый иностранный гражданин и лицо без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Реализация  конституционно-правового статуса  личности во многом зависит  от заложенного в Конституции  РФ механизма защиты прав и  свобод человека и гражданина  и механизма международно-правовой  их защиты.

 В Конституции в  целом дается наиболее полное представление об основах правового положения личности в обществе и государстве

Статья 2 Конституции  Российской Федерации раскрывает важнейшую  сторону характеристики России как  правового государства – человек, его права и свободы провозглашаются  высшей ценностью (ранее приоритет всегда имели государственные интересы - отождествляемые, кроме того, с общественными).

Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека.

Важным является то, что  основные (но только основные) права  и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), то есть они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие).

Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, то есть являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным).

Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

1. Личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит:

• право на жизнь;

• достоинство личности;

• право на свободу  и личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго  имени;

• неприкосновенность жилища;

• право на определение  и указание национальной принадлежности, использование родного языка;

• свободу передвижения и выбора места жительства;

• свободу совести  и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой;

• свободу мысли и  слова;

• право на судебную защиту, квалифицированную юридическую  помощь, процессуальные гарантии и др.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.20). Оно впервые было закреплено в  российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это - естественное право  человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасности социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности,незаконным хранением и распространением оружия и наркотиков.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д. Обеспечение права на жизнь напрямую связано с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Расширяя гарантии права на жизнь, вводится мораторий на смернтую казнь. К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст.21). Уважение человеческого достоинства - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведения лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным или иным опытам. Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически. Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей. Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.ст.22-25). Неприкосновенность личности (ст.22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, свободу передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе как на основании судебного решения. (На деле, к сожалению, эта безупречная с точки зрения формального права норма не всегда работает, как предусмотрено нашей Конституцией. Причина в том, что "заключение под стражу" - одна из семи предусмотренных законом мер пресечения - превратилась в синоним самого понятия "мера пресечения" и, как показывает опыт, применяется едва ли не на безальтернативной основе. Проще говоря, при наличии оснований для избрания меры пресечения правоприменитель почти всегда избирает именно заключение под стражу. При этом подозреваемый или обвиняемый, чья вина еще не доказана, содержится в условиях, зачастую близких к пыточным, что резко повышает соблазны и возможности незаконного давления на него со стороны недобросовестного следователя. В целом приходится констатировать, что следственные органы и суды "по привычке" рассматривают заключение под стражу как единственную меру пресечения, крайне редко утруждая себя доказыванием оснований для ее применения. Между тем закон требует эти основания не просто огласить, но именно доказать).

Информация о работе Правовой статус личности и его структура