Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
§ рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;
§ рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;
§ рассмотреть исторический характер прав человека;
§ изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;
§ рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;
Введение
Глава I. Государство, личность и права человека
1.1 Взаимосвязь государства и личности
1.2 Исторический характер прав человека
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Выводы по первой главе
Глава II. Правовой статус личности
2.1 Понятие и сущность правового статуса личности
2.2 Принципы правового статуса личности
2.3 Гарантии прав и свобод человека
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Государство, личность и права человека
1.1 Взаимосвязь государства и личности
1.2 Исторический характер прав человека
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Выводы по первой главе
Глава II. Правовой статус личности
2.1 Понятие и сущность правового статуса личности
2.2 Принципы правового статуса личности
2.3 Гарантии прав и свобод человека
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Государст
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (в узком смысле).
Личность (философ.) – внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее.[1]
Государство, общество и личность
являются объектом и главными взаимосвязанными
источниками предмета теории государства
и права. Объектом исследования данной
работы являются общественные отношения,
связанные с государством и правом.
Предметом исследования являются закономерности
возникновения, становления, развития
государства и права. Чтобы понять
современное развитие российского
права и принципы государственного
строительства целесообразно
Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
§ рассмотреть понятия «
§ рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;
§ рассмотреть исторический характер прав человека;
§ изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;
§ рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;
§ изучить гарантии прав и свобод личности.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие между личностью и обществом.
Предметом курсовой работы является государство, личность и общество.
В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Актуальный вопрос общественной жизни - это вопрос о государстве и праве, об общих закономерностях их возникновения и развития. Ведь знания этих закономерностей позволят с научной достоверностью отличать демократический политический режим от авторитарного, парламентскую республику от президентской, выделить общие признаки государства и т.д. Без этих знаний проблематично изучение других юридических дисциплин, так необходимых будущим юристам.
Поэтому в данной работе большое внимание уделяется вопросам по правам человека, правовому статусу личности, гарантии прав и свобод личности, без чего нет современного государства.
Глава I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
1.1 Взаимосвязь государства и личности
Взаимосвязь государства и личности требует, прежде всего, раскрытия содержания понятий «человек», «личность».
Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.
Личность- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) Устойчивая система социально
значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества
или общности. Понятие личности
следует отличать от понятий
«индивид» (единичный
В Конституции России термин "личность"
употребляется как
Правовой статус личности - это
система прав, свобод и обязанностей,
закрепленная в нормах права. Основой
правового статуса личности является
ее конституционный статус, где права,
свободы и обязанности в
Независимо от того, о каких правах
человека, а тем более – гражданина,
чей статус ассоциируется с «
Прямая связь прав человека с государством имеет место тогда, когда они возникают и развиваются в рамках позитивного права – права, установленного или санкционированного государством в лице его уполномоченных на то органов. Это явная и вполне зримая связь.
Косвенная и не всегда зримая связь между правами человека и государством прослеживается тогда, когда речь идет о естественных – «вечных» и неотчуждаемых правах, принадлежащих каждому человеку с момента его рождения.
Эта связь более явно обнаруживается, в частности, тогда, когда государство не только признает, но и законодательно закрепляет естественные права, как это имеет место с «правом на жизнь», закрепленным в действующей Конституции Российской Федерации (ст.20, п.1).
Однако независимо от того, в какой форме и в какой степени проявляется связь государства с правами человека, в теоретическом и методологическом плане. Весьма важным представляется при рассмотрении прав человека иметь в виду, что такого рода связь всегда существует и оказывает активное влияние на обе стороны – на государство и на права человека.
1.2 Исторический характер права человека
При рассмотрении данного вопроса нельзя не коснуться исторического характера права человека. Раскрытие исторического характера прав человека – процесс сложный, довольно емкий и требующий отдельного монографического рассмотрения. В практическом плане это означает, прежде всего, изучение прав человека не только на первоначальном этапе их зарождения и развития, но и на всех последующих этапах, вплоть до современного. Это рассмотрение прав человека применительно к конкретным историческим, политическим, социально-экономическим и иным условия жизни общества и государства. Это выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того – установление элементов их общности и их преемственности, особенностей на различных этапах эволюционного и революционного развития общества и государства.
Процесс возникновения того или
иного «набора» прав и свобод человека,
включающий в себя процесс их осознания
и последовательного
Формально-юридическая фиксации – это всего лишь заключительная стадия, завершение процесса формирования, но отнюдь не весь процесс, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться в другой, более поздней формации или цивилизации.
Несмотря на справедливость и обоснованность
в целом тезиса о соответствии
того или иного «набора» прав определенной
формации или цивилизации, его не
следует абсолютизировать, а тем
более фетишизировать. Между правами
и свободами, с одной стороны,
и соответствующими формационными
и цивилизационными рамками их возникновения
и функционирования – с другой,
не существует жесткой связи. Она
всегда относительна и нередко весьма
условна. Степень и характер этой
связи и зависимости тех или
иных прав и свобод от конкретной формационной
и цивилизационной среды в
каждом отдельном случае определяется
конкретными историческими
Кроме того, говоря об относительном, а порою и весьма условном характере связей и зависимостей права и свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные, зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.
Многие авторы, занимающиеся вопросом исторического характера прав человека, указывают на вечность и незыблемость законов природы, а вместе с ними и естественных прав. Это с одной стороны, а с другой – указание на «бесконечное увеличение» и постоянную изменчивость принимаемых законодателями разных стран «позитивных» законов выстраивает одну модель исторического характера отношений позитивных и естественных прав человека.
Естественное право при этом
рассматривается как
Естественное право, подмечал в свое время американский просветитель Т. Пейн, лежит в основе права гражданского (позитивного).
В отличие от данной, исторически доминирующей модели отношений позитивного и естественного права и, соответственно, позитивных и естественных прав, в научной литературе параллельно развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от первой модель.
Суть ее заключается, во-первых, в
том, что во взаимоотношениях позитивного
и естественного права в
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Несмотря на то, что в настоящее время процесс глобализации охватывает в основном экономическую, финансовую, коммуникативную и некоторые другие сферы жизни общества, значительное влияние его сказывается и на социальной сфере, а также на правах человека.
Одна из особенностей современной, отражающейся на эволюции прав человека и на их теории среды заключается в том, что если на ранних этапах развития общества она ограничивалась в основном национальными (внутригосударственными) рамками и, соответственно, права человека и их теория формировались в основном под влиянием внутринациональных факторов, то в настоящее время значительное воздействие на этот процесс оказывает не только, а иногда не сколько национальные, сколько наднациональные, глобальные факторы.
В условиях глобализации, когда права
индивида неизбежно связываются
с «правами всего человечества (планетарного
сообщества)», «планетарные вызовы обусловили
серьезные затруднения в
При этом не подлежит сомнению тот очевидный факт, что глобализация мировых процессов, внося много нового «в подходы к правам человека», не меняет их общих отправных принципов, которые определили «высшую ценность этого явления, подтвержденную столетиями развития».[5]
Разумеется, необходимость и потребность
«корректировки» некоторых
На каждом этапе развития общества, с появлением нового поколения прав и свобод, возникала объективная необходимость и естественная потребность их глубокого изучения, осмысления, а позднее – переосмысления.
Так было с первым поколением прав и свобод человека, которые возникли в результате осуществления ряда буржуазных революций и охватили собой преимущественно личные и политические права. Среди них – право голоса, право на участие в ведении государственных дел, свобода слова, совести (мысли) и вероисповедания, равенство всех перед законом и др.[6]
Эти и им подобные права и свободы, получившие название первого поколения прав и свобод, теоретиками права и практиками традиционно рассматривались как «негативные» по отношению к государству феномены. Они формировались, осмыслялись, а позднее переосмыслялись не как форма, а точнее – средство взаимосвязи и взаимодействия человека и гражданина с государством, а как средство защиты от государства. Они «обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни».[7]
В отличие от первого поколения прав и свобод, в основе которого лежали традиционные либеральные ценности и постулаты защиты человека и гражданина от государства, полной свободы и независимости их от государства. Второе поколение прав и свобод, существование которого ограничивается хронологическими рамками конца XIX – первой половины XX в., формируется и покоится в основном на их ценностях и постулатах. А именно – на неолиберальных воззрениях на государственно-правовую жизнь вообще и гражданина в частности.