Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
§ рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;
§ рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;
§ рассмотреть исторический характер прав человека;
§ изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;
§ рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

Содержание работы

Введение
Глава I. Государство, личность и права человека
1.1 Взаимосвязь государства и личности
1.2 Исторический характер прав человека
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Выводы по первой главе
Глава II. Правовой статус личности
2.1 Понятие и сущность правового статуса личности
2.2 Принципы правового статуса личности
2.3 Гарантии прав и свобод человека
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 51.66 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Государство, личность и права  человека

1.1 Взаимосвязь государства и  личности

1.2 Исторический характер прав  человека

1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

Выводы по первой главе

Глава II. Правовой статус личности

2.1 Понятие и сущность правового  статуса личности

2.2 Принципы правового статуса  личности

2.3 Гарантии прав и свобод  человека

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Государство, личность, общество – понятия тесно взаимосвязанные. Государство – политическая организация общества с определенной формой правления.

Общество – совокупность исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически  конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (в узком смысле).

Личность (философ.) – внутреннее определение  единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей  и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три  главные ступени: родовую, национально-государственную  и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее.[1]

Государство, общество и личность являются объектом и главными взаимосвязанными источниками предмета теории государства  и права. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с государством и правом. Предметом исследования являются закономерности возникновения, становления, развития государства и права. Чтобы понять современное развитие российского  права и принципы государственного строительства целесообразно подробное  рассмотрение отдельных проблем, аспектов и вопросов государства, общества и  личности в нем.

Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие  задачи:

§ рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;

§ рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;

§ рассмотреть исторический характер прав человека;

§ изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;

§ рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

§ изучить гарантии прав и свобод личности.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие между личностью и обществом.

Предметом курсовой работы является государство, личность и общество.

В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро  встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Актуальный вопрос общественной жизни - это вопрос о государстве и  праве, об общих закономерностях  их возникновения и развития. Ведь знания этих закономерностей позволят с научной достоверностью отличать демократический политический режим от авторитарного, парламентскую республику от президентской, выделить общие признаки государства и т.д. Без этих знаний проблематично изучение других юридических дисциплин, так необходимых будущим юристам.

Поэтому в данной работе большое  внимание уделяется вопросам по правам человека, правовому статусу личности, гарантии прав и свобод личности, без  чего нет современного государства.

Глава I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1.1 Взаимосвязь государства  и личности

Взаимосвязь государства и личности требует, прежде всего, раскрытия содержания понятий «человек», «личность».

Человек - это родовое понятие, употребляемое  для характеристики определенных биологических  черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность- 1) человек как субъект  отношений и сознательной деятельности;

2) Устойчивая система социально  значимых черт, характеризующих  индивида как члена общества  или общности. Понятие личности  следует отличать от понятий  «индивид» (единичный представитель  человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного  индивида от всех др.). Личность  определяется данной системой  общественных отношений, культурой  и обусловлена также биологическими  особенностями.

В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное  понятие, в которое включается и  человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Правовой статус личности - это  система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой  правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный  комплекс.

Независимо от того, о каких правах человека, а тем более – гражданина, чей статус ассоциируется с «принадлежностью»  к государству, вся история их становления неизбежно связана  в той или иной степени с  государством.

Прямая связь прав человека с государством имеет место тогда, когда они возникают и развиваются в рамках позитивного права – права, установленного или санкционированного государством в лице его уполномоченных на то органов. Это явная и вполне зримая связь.

Косвенная и не всегда зримая связь между правами человека и государством прослеживается тогда, когда речь идет о естественных – «вечных» и неотчуждаемых правах, принадлежащих каждому человеку с момента его рождения.

Эта связь более явно обнаруживается, в частности, тогда, когда государство  не только признает, но и законодательно закрепляет естественные права, как  это имеет место с «правом  на жизнь», закрепленным в действующей  Конституции Российской Федерации (ст.20, п.1).

Однако независимо от того, в какой  форме и в какой степени  проявляется связь государства  с правами человека, в теоретическом  и методологическом плане. Весьма важным представляется при рассмотрении прав человека иметь в виду, что такого рода связь всегда существует и оказывает  активное влияние на обе стороны  – на государство и на права  человека.

 

1.2 Исторический характер  права человека

 

При рассмотрении данного вопроса  нельзя не коснуться исторического характера права человека. Раскрытие исторического характера прав человека – процесс сложный, довольно емкий и требующий отдельного монографического рассмотрения. В практическом плане это означает, прежде всего, изучение прав человека не только на первоначальном этапе их зарождения и развития, но и на всех последующих этапах, вплоть до современного. Это рассмотрение прав человека применительно к конкретным историческим, политическим, социально-экономическим и иным условия жизни общества и государства. Это выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того – установление элементов их общности и их преемственности, особенностей на различных этапах эволюционного и революционного развития общества и государства.

Процесс возникновения того или  иного «набора» прав и свобод человека, включающий в себя процесс их осознания  и последовательного формирования. Это не одномоментный, а весьма длительный и весьма напряженный исторический процесс, зачастую начинающийся в пределах одной формации и завершающийся принятием формально-юридического акта, официально фиксирующего эти права и свободы, в рамках другой или других формаций.

Формально-юридическая фиксации –  это всего лишь заключительная стадия, завершение процесса формирования, но отнюдь не весь процесс, который может  начинаться в одной формации или  цивилизации, а заканчиваться в  другой, более поздней формации или  цивилизации.

Несмотря на справедливость и обоснованность в целом тезиса о соответствии того или иного «набора» прав определенной формации или цивилизации, его не следует абсолютизировать, а тем  более фетишизировать. Между правами  и свободами, с одной стороны, и соответствующими формационными  и цивилизационными рамками их возникновения  и функционирования – с другой, не существует жесткой связи. Она  всегда относительна и нередко весьма условна. Степень и характер этой связи и зависимости тех или  иных прав и свобод от конкретной формационной и цивилизационной среды в  каждом отдельном случае определяется конкретными историческими условиями.

Кроме того, говоря об относительном, а порою и весьма условном характере  связей и зависимостей права и  свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные, зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.

Многие авторы, занимающиеся вопросом исторического характера прав человека, указывают на вечность и незыблемость законов природы, а вместе с ними и естественных прав. Это с одной  стороны, а с другой – указание на «бесконечное увеличение» и постоянную изменчивость принимаемых законодателями разных стран «позитивных» законов  выстраивает одну модель исторического  характера отношений позитивных и естественных прав человека.

Естественное право при этом рассматривается как постоянная, раз и навсегда данная, «природная»  основа, на которой создается и  по мере развития общества и государства  соответственно видоизменяется и позитивное право.

Естественное право, подмечал в  свое время американский просветитель Т. Пейн, лежит в основе права гражданского (позитивного).

В отличие от данной, исторически  доминирующей модели отношений позитивного  и естественного права и, соответственно, позитивных и естественных прав, в  научной литературе параллельно  развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от первой модель.

Суть ее заключается, во-первых, в  том, что во взаимоотношениях позитивного  и естественного права в качестве переменных величин рассматривается  не только характер отношений между  ними и позитивное право, но и само естественное право как моральная  основа позитивного права. [2] А во-вторых, в том, что при рассмотрении процесса взаимосвязи и взаимодействия позитивного и естественного права авторы исходят из того, что между ними существует не однородная связь и, соответственно, влияние естественного права на позитивное, а двухсторонняя связь и обоюдное их воздействие друг на друга. Исследователям, занимающимся данными проблемами, не свойственно, как справедливо отмечает М. Тэтчер, «стремление порассуждать отвлечено о естественных правах, или правах человека, которые возникли раньше конкретных законов и не зависят от них», что «было характерно для революционной Европы».[3]

 

1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

Несмотря на то, что в настоящее  время процесс глобализации охватывает в основном экономическую, финансовую, коммуникативную и некоторые  другие сферы жизни общества, значительное влияние его сказывается и  на социальной сфере, а также на правах человека.

Одна из особенностей современной, отражающейся на эволюции прав человека и на их теории среды заключается  в том, что если на ранних этапах развития общества она ограничивалась в основном национальными (внутригосударственными) рамками и, соответственно, права  человека и их теория формировались  в основном под влиянием внутринациональных факторов, то в настоящее время  значительное воздействие на этот процесс  оказывает не только, а иногда не сколько национальные, сколько наднациональные, глобальные факторы.

В условиях глобализации, когда права  индивида неизбежно связываются  с «правами всего человечества (планетарного сообщества)», «планетарные вызовы обусловили серьезные затруднения в действии практически всех основных прав, в  связи, с чем права человека приобрели  значимость самостоятельной глобальной проблемы, занимающей специфическую  нишу в расширенном каталоге глобальных проблем».[4]

При этом не подлежит сомнению тот  очевидный факт, что глобализация мировых процессов, внося много  нового «в подходы к правам человека», не меняет их общих отправных принципов, которые определили «высшую ценность этого явления, подтвержденную столетиями развития».[5]

Разумеется, необходимость и потребность  «корректировки» некоторых подходов к правам человека и переосмысления ряда сложившихся положений и  представлений о правах и свободах человека – это отнюдь не только и даже не столько вызов или  результат воздействия глобализма на право и на всю общественно-политическую жизнь. Это лишь очередная, хотя и весьма важная стадия непрерывного исторического развития как самих прав и свобод, так и непосредственно касающегося их и отражающего данный феномен учения.

На каждом этапе развития общества, с появлением нового поколения прав и свобод, возникала объективная  необходимость и естественная потребность  их глубокого изучения, осмысления, а позднее – переосмысления.

Так было с первым поколением прав и свобод человека, которые возникли в результате осуществления ряда буржуазных революций и охватили собой преимущественно личные и  политические права. Среди них –  право голоса, право на участие  в ведении государственных дел, свобода слова, совести (мысли) и  вероисповедания, равенство всех перед  законом и др.[6]

Эти и им подобные права и свободы, получившие название первого поколения  прав и свобод, теоретиками права  и практиками традиционно рассматривались  как «негативные» по отношению к  государству феномены. Они формировались, осмыслялись, а позднее переосмыслялись  не как форма, а точнее – средство взаимосвязи и взаимодействия человека и гражданина с государством, а  как средство защиты от государства. Они «обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни».[7]

В отличие от первого поколения  прав и свобод, в основе которого лежали традиционные либеральные ценности и постулаты защиты человека и  гражданина от государства, полной свободы  и независимости их от государства. Второе поколение прав и свобод, существование которого ограничивается хронологическими рамками конца XIX – первой половины XX в., формируется  и покоится в основном на их ценностях  и постулатах. А именно – на неолиберальных воззрениях на государственно-правовую жизнь вообще и гражданина в частности.

Информация о работе Правовой статус личности