Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
§ рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;
§ рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;
§ рассмотреть исторический характер прав человека;
§ изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;
§ рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

Содержание работы

Введение
Глава I. Государство, личность и права человека
1.1 Взаимосвязь государства и личности
1.2 Исторический характер прав человека
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Выводы по первой главе
Глава II. Правовой статус личности
2.1 Понятие и сущность правового статуса личности
2.2 Принципы правового статуса личности
2.3 Гарантии прав и свобод человека
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 51.66 Кб (Скачать файл)

В настоящее время всю  систему международных соглашений по правам человека принято разделять  на три группы: первую группу составляют акты, регулирующие права человека в мирных условиях (Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека), вторую группу составляют акты, защищающие человека в условиях вооруженных  конфликтов (Гаагские и Женевские  конвенции о законах, обычаях  войны, защите жертв войны и др.), в третью группу входят международные документы, устанавливающие ответственность за преступления против прав человека, как в мирное, так и в военное время (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Статут Международного Уголовного Суда).

В международной системе  защиты прав человека непосредственное значение имеет деятельность главных  и вспомогательных органов ООН. Главную ответственность за соблюдение прав человека несет Генеральная  Ассамблея ООН, ее Экономический  и Социальный Совет (ЭКОСОС). Важное значение имеет также деятельность Комиссии ООН по правам человека, которая работает с законодательством по правам человека, обращает внимание на способы и процедуры защиты меньшинств и предотвращения дискриминации и др. Особую деятельность Комиссии выполняют ее специальные органы по проведению конкретных расследований систематических нарушений прав человека, применения апартеида, пыток и др.

Распространенной формой работы Комиссии ООН по правам человека является создание тематических механизмов (рассмотрение нарушений прав человека в определенной сфере), которые позволяют вести диалог с государствами, где нарушаются права человека или рекомендовать необходимость вмешательства ООН с применением в отношении государств системы санкций. При ООН также создано Управление Верховного комиссара по правам человека, который координирует деятельность ООН в указанной сфере. ООН может принимать решение о вооруженных мерах защиты прав человека, но только на основании решения Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности о применении санкций для пресечения преступлений в данной сфере являются обязательными для всех членов ООН. Наряду с Комитетом по правам человека функции контроля в данной сфере выполняют также Комитет по правам ребенка, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и др.

Кроме ООН созданы и  региональные организации в области  защиты прав человека. В настоящее  время одной из эффективных региональных систем является Европейская система  защиты прав человека. Среди организаций  данной системы, выполняющих важные функции, можно назвать Совет  Европы, Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Любое государство, вступающее в Совет Европы должно присоединиться к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод и привести в соответствие с ней  свое внутреннее законодательство. Наряду с Советом Европы большое внимание защите прав человека уделяется в  деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Сложилась определенная система  международного гуманитарного права, действие норм которого распространяется на все государства. Согласно Конституции  РФ общепринятые принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем  предусмотрены законом, то действуют  правила международного договора.

 

Выводы ко второй главе

 

Конституция Российской Федерации  закрепила такие взаимоотношения  человека и государства, которые  в целом отвечают современному пониманию  демократии. В демократическом государстве  силовые органы власти необходимы для  того, чтобы любой человек был  защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как  полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства  должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить  свою деятельность в соответствии с  ними. Однако, с принятием Конституции, разрыв, между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отделить государство от права, а право от государства невозможно. Вопрос о том, каким должно быть современное  право особенно остро стоит в  период глобализации, кризиса и т.д. Необходим правовой прогресс, который  неотъемлемо связан с прогрессом государственности. Поскольку личность, ее права и свободы являются высшей государственно-правовой ценностью, то свобода личности, благоприятные  материальные условия, возможность  творческого самоутверждения, наличие  прав и их гарантированность являются важнейшими критериями оценок прогресса  государства.

А.Б. Венгеров говорил что, борьба за качество жизни личности, обеспечение  ее достойных условий жизнедеятельности  – главная задача государства  и показатель ее развитости и прогрессивности.[19]

Помимо правового прогресса  необходима стандартизация правовой жизни. В сфере законодательства – это  распространение общемировых стандартов (технико-юридического наследия, испытанных технологий законодательствования), а также сетей коллективной солидарности, охватывающих большинство стран. Эти государства ориентируются на международно-правовые стандарты в области гуманитарного права, наднациональные механизмы защиты прав человека. Происходит стирание граней между различными типами правовых систем.

Именно поэтому необходим синтез юридического опыта различных народов  и социальных укладов с характерными чертами современной отечественной  правовой мысли.

Список литературы

1. Нормативные источники

 

1. Права человека. Итоги века, тенденции,  перспективы.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Конвенция о правовой помощи  и правовых отношениях по гражданским,  семейным и уголовным делам  от 22 января 1993 г.

4. Декларация о международных  обязательствах в области прав  человека и основных свобод  от 24 сентября 1993 г.

5. Соглашение о взаимном признании  прав на возмещение вреда, причиненного  работникам увечьем, профессиональным  заболеванием либо иным повреждением  здоровья, связанным с исполнением  ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г.

6. Конвенция СНГ о правах и  основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

 

2. Специальная литература

 

1. Проблемы общей теории государства  и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.

2. Общая теория прав человека/ рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004. – 657 с.

3. Права человека: учеб. для вузов/ отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2005. – 761 с.

4. Краткий философский словарь/  под ред. А. П. Алексеева.  М., 2002. – 793 с.

5. Вл. Соловьев, Энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона. М., 2004. – 893 с.

6. Словарь русского языка. 2-е  изд. М., 2000. Т. III. – 687 с.

7. Теория государства и права.  Ред. Алексеева С.С. М., 2003. –  548 с.

8. Основы права. Ред. Лазарева  В.В. М., 2005. – 459 с.

9. Демин А.В. Теория государства  и права. М., 2002. – 704 с.

10. Государственное право РФ. Ред.  Кутафина О.Е. М., 2004. – 685 с.

11. Матузова Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. – 736с.

12. Глухарева Л. И. Современные  проблемы теории прав человека. М., 2005. - 581с.


Информация о работе Правовой статус личности