Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
§ рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;
§ рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;
§ рассмотреть исторический характер прав человека;
§ изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;
§ рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

Содержание работы

Введение
Глава I. Государство, личность и права человека
1.1 Взаимосвязь государства и личности
1.2 Исторический характер прав человека
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Выводы по первой главе
Глава II. Правовой статус личности
2.1 Понятие и сущность правового статуса личности
2.2 Принципы правового статуса личности
2.3 Гарантии прав и свобод человека
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 51.66 Кб (Скачать файл)

4. Неотчуждаемый характер. Поскольку  государство не даровало индивиду  права человека, оно не вправе  и лишать кого-либо этих прав. Но государство вправе ограничить  некоторые права человека. Для  защиты общего блага, в интересах  государства или третьих лиц.  Так, налогообложение есть законное  ограничение права собственности.  Свобода передвижения может ограничиваться  в пограничной полосе, военных  городках, на территории особо  охраняемых объектов, закрытых административно-территориальных  образований.

5. Базовый характер. Права человека  выступают основой иных прав, недаром их часто называют  основными правами и свободами.  Все иные юридические права  от них производны.

6. Приоритетный характер. Права  человека имеют приоритет перед  правами любого сообщества, нации,  государства. В статье 2 Конституции  России этот признак расшифрован  следующим образом: «Человек, его  права и свободы являются высшей  ценностью. Признание, соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина - обязанность государства». Верховенство прав и свобод  человека - один из главных принципов  современного права.

7. Непосредственно действующий  характер. Основные права и свободы  человека являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл,  содержание и применение законов,  деятельность законодательной и  исполнительной власти, местного  самоуправления и обеспечиваются  правосудием (статья 18 Конституции  России).[16] Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные) конституционные  права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго  имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и  указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

К этой же группе может быть отнесен  блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан  на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд  незаконных действий органов и должностных  лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право  на получение квалифицированной  юридической помощи; право на признание  своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в  законном порядке и не будет установлено  вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право  на пересмотр приговора вышестоящим  судом, на помилование или смягчение  наказания; право не свидетельствовать  против самого себя, своего супруга  или близких родственников; право  на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Гражданские (личные) конституционные  свободы в своем подавляющем  большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших  индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.

Вторую группу конституционных  прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве  они принадлежат лишь гражданам  России и были перечислены ранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая  право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание может иметь и закрепленная в  ст. 29 Конституции свобода мысли  и слова, субъектом которой также  являются не только граждане, но и все  лица, находящиеся на территории России.

Основное назначение политических прав и свобод - обеспечить участие  граждан в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной  власти.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические  и культурные права. К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Основное назначение этого блока  прав человека и гражданина - обеспечить достойные социально-экономические  условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах  социально полезной деятельности, оказать  поддержку малоимущим и престарелым  лицам со стороны государства.

Каждое из перечисленных конституционных  прав и свобод имеет собственное  юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в  нормах текущего законодательства. Например, содержание и порядок осуществления  права на образование детализированы и определены в Законе об образовании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содержание и направление  развития целых отраслей российского  законодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).

Каждое конституционное право  и свобода реализуются с помощью  экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собой  средства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных в конституционном  праве или свободе вариантов  поведения человека, гражданина.[17]

 

2.3 Гарантии прав и  свобод человека

 

Гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности  для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация  может быть проведена по различным  основаниям.

По сфере действия различают  международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных  сообществ, внутригосударственные  и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие  под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений, Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных  сообществ (Европейский Союз, Совет  Европы, Совет государств Балтийского  моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные  учреждения на основе соответствующих  нормативно-правовых актов.

Так, государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколами  к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны - члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств-членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической  деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и  прекращения полномочий судей), технико-юридическими.

В качестве правовой гарантии рассматривают  и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности  лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.[18]

В идеале государство должно служить  человеку, создавать все необходимые  условия для того, чтобы он мог  максимально развивать и проявлять  свои способности и дарования, ибо  человек - высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и  государством куда более сложны и  весьма противоречивы. Веками между  человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для  раба и подданного рабовладельческое  и феодальное государство выступало  как чуждая и враждебная сила. Они  не имели прав и свобод, а только исполняли обязанности перед  государством и поэтому не могли  стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между  человеком- гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.

На развитие гражданских прав и  свобод большое влияние оказала  либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении  вмешательства государства в  личную жизнь человека, на возможности  человека обратиться с жалобой на государство и его органы в  независимый суд. Правда, оснований  идеализировать отношения между  гражданином и капиталистическим  государством не наблюдается. И здесь  возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые  превращали человека в придаток государственной  машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.

В Советском государстве предпринимались  меры по предоставлению трудящимся значительных социально-экономических прав, но в  целом правовой статус человека был  во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел  человеку роль винтика в государственной  машине, сделал его полностью беззащитным  перед государством. И в послесталинский период интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба была судебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне - все это и многое другое было реальностью.

 

Международно-правовая защита прав человека

Права человека как общепризнанный международный правовой стандарт являются предпосылкой для становления в  каждом государстве национальных институтов защиты прав человека. Систему международных  стандартов по правам человека правомерно связывать с деятельностью ООН, которая выработала Билль о правах человека. Билль о правах человека включает в себя следующие соглашения: Всеобщую декларацию прав человека, Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к  Международному пакту о гражданских  и политических правах, второй Факультативный протокол.

Права человека выступают  базовой отраслью современного международного права. В основе международных соглашений в этой сфере находятся такие  общепризнанные принципы как уважение суверенитета государств, самоопределение  наций, равноправие всех людей и  защита их от дискриминации, равенство  прав мужчины и женщины, соблюдение прав человека в условиях вооруженных  конфликтов и др. Нормы по правам человека формируются в результате многосторонних международных договоров. Определяющее положение при этом занимает ООН.

Информация о работе Правовой статус личности