Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:08, контрольная работа
Пятая Государственная Дума или, как ее официально назвали, Дума первого созыва, несла на себе черты переходности.
Во-первых, это переход от советского парламента (конвента) к профессиональному демократическому парламенту как к законодательному и представительному органу власти.
Во-вторых, это переход от неструктурированного аморфного собрания отдельных депутатов к четко структурированному по партийным фракциям парламенту.
В-третьих, это переход от формально двухпалатного парламента к реальному двухпалатному парламенту.
Переходность V Думе придавал также двухлетний срок ее существования, что заставляло депутатов с самого начала думать не только о законотворческой деятельности, сколько о своей судьбе.
I.Введение...........................................................................................................3
II.Основная часть
Глава 1.Состав Государственной Думы...........................................................5
Глава 2.Статус депутата Государственной Думы............................................8
Глава 3.Образование и деятельность Государственного Совета как высшего законосовещательного органа Российской империи.....................18
Глава 4.Реформирование Государственного Совета.....................................25
Глава 5.Роль Государственного Совета в системе центральных органов власти в период деятельности Государственной Думы.................................31
III.Заключение.................................................................................................36
IV.Список используемой литературы...................................................
ННГУ им. Н.И.Лобачевского
национально-исследовательский университет
Контрольная работа
Дисциплина: История отечественного государства и права
Тема: Правовой статус/положение Государственной Думы и Государственного Совета
Выполнила: студентка группы № 11-11
Головина Ю.С.
Проверил: Смирнов Е.Р.
2012 г.
Содержание
I.Введение....................
II.Основная часть
Глава
1.Состав Государственной Думы..........................
Глава
2.Статус депутата Государственной
Думы..........................
Глава 3.Образование и деятельность Государственного Совета как высшего законосовещательного органа Российской империи.....................18
Глава
4.Реформирование Государственного
Совета........................
Глава
5.Роль Государственного Совета
в системе центральных органов власти
в период деятельности Государственной
Думы..........................
III.Заключение................
IV.Список используемой
литературы....................
I.Введение
С точки зрения представительских функций, в России было немало структур и учреждений, пытавшихся представлять и защищать интересы различных слоев общества. Но, с точки зрения законодательной деятельности, осуществления законодательной власти, в России полноценного парламента никогда не было. Ближе всего к нему были четыре Государственные думы начала XX века. Но и они были лишь законосовещательными органами при государе-императоре. Становление современного российского парламентаризма происходит, по сути, заново, с использованием в большей степени опыта парламентской деятельности, накопленного в других странах. В результате очередного «октябрьского переворота» 1993 года Россия из одной политической крайности («Вся власть Съезду народных депутатов РСФСР!») перешла к другой («Вся реальная власть Президенту!»). В стране начала формироваться так называемая «управляемая демократия», или мягкий авторитарный режим. Система сдержек была сформирована в конце 1993 года как создание максимальных противовесов нижней палате парламента – Государственной Думе и фактическое отсутствие вышеупомянутых в отношении исполнительной власти.
Пятая Государственная Дума или, как ее официально назвали, Дума первого созыва, несла на себе черты переходности.
Во-первых,
это переход от советского
парламента (конвента) к профессиональному
демократическому парламенту
Во-вторых,
это переход от
В-третьих,
это переход от формально
Переходность V Думе придавал также двухлетний срок ее существования, что заставляло депутатов с самого начала думать не только о законотворческой деятельности, сколько о своей судьбе.
Переход от V к VI Государственной Думе ознаменовался историческим событием: передача власти произошла легитимным путем через законные выборы.
Глубокие
преобразования в
История
Государственного совета
II.Основная часть.
1.Состав Государственной Думы.
Федеральное
Собрание - парламент
Российской Федерации является
представительным и
Государственная
Дума и Совет Федерации имеют
разные статусы, которые
В Государственной
Думе через депутатов
Государственная
Дума состоит из
450 депутатов. В соответствии
со статьей 101 Конституции
Российской Федерации Государственная
Дума в начале первой сессии
образует из числа депутатов
палаты комитеты. В обязательном
порядке Государственная Дума
образует: Комитет по конституционному
законодательству судебно-
Но общее
количество комитетов не должно
превышать 15, а в случае
необходимости могут
Государственная
Дума вправе создавать
По истечении
установленного срока или
Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.
Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.
Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.
В соответствии
со ст.18 Регламента комитеты Государственной
Думы: разрабатывают и
Порядок
деятельности комитетов определяется
Конституцией Российской
В соответствии
со ст. 28 Регламента депутатское
объединение в Государственной
Думе, сформированное на основе
избирательного объединения,
Депутат
Государственной Думы вправе
состоять только в одном
депутатском объединении. В
Ст. 96 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами". Однако в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации подчеркнуто, что Государственная Дума первого созыва избирается сроком на два года.
2.Статус депутата Государственной Думы
Основной функцией и содержанием депутатского мандата является представительство. В Государственной Думе депутат представляет народ.
Характер депутатского мандата определяется тем, что в Конституции признан принцип парламентаризма (ст.94), а также отсутствуют такие институты, как наказы избирателей депутатам и отзыв депутатов избирателями.
Таким образом, мандат депутата - это свободный мандат, т.е. избиратели не могут определять позицию депутата, он жестко не связан правовыми обязательствами перед своими избирателями.
Следует отметить особый характер деятельности депутатов: они как народные представители осуществляют законодательную власть, их деятельность носит политический характер.
В ст. 97 Конституции Российской Федерации закреплен статус депутата:
"1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3.Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности".
Однако в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации указано, что депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации.
На депутатов Государственной Думы - членство в Правительстве Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
В ст.20 Регламента Государственной Думы указано, что каждый депутат Государственной Думы обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы, причем только в одном.
В статье 41 ч.3 Регламента указано, что депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. Если депутат не имеет возможности присутствовать на заседаниях, то он заблаговременно информирует об этом Председателя Государственной Думы.
В разделе II "Общий порядок работы Государственной Думы" в ст.42 Регламента указано, что выступающий на заседаниях не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.
На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки.
Информация о работе Правовой статус/положение Государственной Думы и Государственного Совета