Правовой статус/положение Государственной Думы и Государственного Совета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Пятая Государственная Дума или, как ее официально назвали, Дума первого созыва, несла на себе черты переходности.
Во-первых, это переход от советского парламента (конвента) к профессиональному демократическому парламенту как к законодательному и представительному органу власти.
Во-вторых, это переход от неструктурированного аморфного собрания отдельных депутатов к четко структурированному по партийным фракциям парламенту.
В-третьих, это переход от формально двухпалатного парламента к реальному двухпалатному парламенту.
Переходность V Думе придавал также двухлетний срок ее существования, что заставляло депутатов с самого начала думать не только о законотворческой деятельности, сколько о своей судьбе.

Содержание работы

I.Введение...........................................................................................................3

II.Основная часть
Глава 1.Состав Государственной Думы...........................................................5
Глава 2.Статус депутата Государственной Думы............................................8
Глава 3.Образование и деятельность Государственного Совета как высшего законосовещательного органа Российской империи.....................18
Глава 4.Реформирование Государственного Совета.....................................25
Глава 5.Роль Государственного Совета в системе центральных органов власти в период деятельности Государственной Думы.................................31

III.Заключение.................................................................................................36

IV.Список используемой литературы...................................................

Файлы: 1 файл

ИОГП.docx

— 60.41 Кб (Скачать файл)

 

ННГУ им. Н.И.Лобачевского

 

национально-исследовательский  университет

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: История отечественного государства и права

Тема: Правовой статус/положение Государственной Думы и Государственного Совета

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы № 11-11

Головина Ю.С.

Проверил: Смирнов Е.Р.

2012 г.

Содержание

 

I.Введение...........................................................................................................3

 

II.Основная часть

Глава 1.Состав Государственной Думы...........................................................5

Глава 2.Статус депутата Государственной Думы............................................8

Глава 3.Образование и деятельность Государственного Совета как высшего законосовещательного органа Российской империи.....................18

Глава 4.Реформирование Государственного Совета.....................................25

Глава 5.Роль Государственного Совета в системе центральных органов власти в период деятельности Государственной Думы.................................31

 

III.Заключение.................................................................................................36

 

IV.Список используемой литературы.........................................................38

 

 

 

 

 

 

I.Введение

       С точки зрения представительских функций, в России было немало структур и учреждений, пытавшихся представлять и защищать интересы различных слоев общества. Но, с точки зрения законодательной деятельности, осуществления законодательной власти, в России полноценного парламента никогда не было. Ближе всего к нему были четыре Государственные думы начала XX века. Но и они были лишь законосовещательными органами при государе-императоре. Становление современного российского парламентаризма происходит, по сути, заново, с использованием в большей степени опыта парламентской деятельности, накопленного в других странах. В результате очередного «октябрьского переворота» 1993 года Россия из одной политической крайности («Вся власть Съезду народных депутатов РСФСР!») перешла к другой («Вся реальная власть Президенту!»). В стране начала формироваться так называемая «управляемая демократия», или мягкий авторитарный режим. Система сдержек была сформирована в конце 1993 года как создание максимальных противовесов нижней палате парламента – Государственной Думе и фактическое отсутствие вышеупомянутых в отношении исполнительной власти.

       Пятая  Государственная Дума или, как  ее официально назвали, Дума  первого созыва, несла на себе  черты переходности.

       Во-первых, это переход от советского  парламента (конвента) к профессиональному  демократическому парламенту как  к законодательному и представительному  органу власти.

       Во-вторых, это переход от неструктурированного  аморфного собрания отдельных  депутатов к четко структурированному  по партийным фракциям парламенту.

       В-третьих,  это переход от формально двухпалатного  парламента к реальному двухпалатному  парламенту.

       Переходность  V Думе придавал также двухлетний срок ее существования, что заставляло депутатов с самого начала думать не только о законотворческой деятельности, сколько о своей судьбе.

       Переход от V к VI Государственной Думе ознаменовался историческим событием: передача власти произошла легитимным путем через законные выборы.

       Глубокие  преобразования в экономической,  политической, юридической сферах  требуют переоценки исторического  наследия России, анализа становления  и развития органов государственной  власти, эволюции формы правления  российского государства. Особое  место в истории российской  государственности занимает Государственный  совет Российской империи, просуществовавший  с 1810 по 1917 год.

       История  Государственного совета постоянно  привлекала внимание отечественных  исследователей, как историков, так  и юристов, особенно дореволюционных.  Ей были специально посвящены  работы В.Г. Щеглова, где анализировалась  деятельность Совета в период  правления Александра I. В работе  П.Н. Данилевского, посвященной истории  образования Государственного совета, хронологически охватывается период  времени деятельности государственных  органов, начиная с Боярской  думы до 1855 г.

 

 

 

 

II.Основная часть.

1.Состав Государственной Думы.

       Федеральное  Собрание   -   парламент   Российской  Федерации является  представительным и  законодательным   органом  Российской Федерации.   Он   состоит   из  двух  палат  Совета  Федерации   и Государственной  Думы. 

       Государственная  Дума и Совет Федерации имеют  разные статусы, которые закреплены  в Конституции Российской Федерации,  Регламенте Государственной   Думы,  Регламенте Совета Федерации  и действующих федеральных   законах.    Деятельность    Государственной    Думы основывается    на   принципах   политического   многообразия   и многопартийности,  коллективном,  свободном обсуждении  и  решении вопросов.

       В Государственной   Думе  через  депутатов  представлены  все граждане Российской Федерации  независимо от их  места   проживания на территории России.

       Государственная  Дума    состоит    из   450   депутатов.   В соответствии  со  статьей  101  Конституции   Российской  Федерации  Государственная   Дума  в  начале  первой сессии  образует из числа депутатов  палаты комитеты. В обязательном  порядке Государственная Дума   образует:  Комитет  по  конституционному  законодательству судебно-правовой  реформе и правам человека; Комитет  по социальной политике;  Комитет   по  бюджету,  налогам и финансам;  Комитет по вопросам  собственности   и   предпринимательской   деятельности; Комитет по аграрной политике;  Комитет по вопросам экологии  и природопользования;  Комитет   по  международным  делам   и   обороне; Комитет по вопросам  безопасности; Комитет по образованию,  науке и культуре;  Комитет  по делам общественных объединений,  религиозных организаций и средств массовой информации;  Комитет по внутренней организации деятельности палаты.

       Но общее   количество  комитетов не должно  превышать 15,  а в случае  необходимости могут образовываться  и другие комитеты.

       Государственная  Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена  определенным сроком или конкретной  задачей. 

       По истечении  установленного срока или выполнении  порученного палатой задания  комиссия прекращает свою работу.

       Государственная  Дума формирует комитеты на  основе  принципа пропорционального   представительства  фракций   и групп депутатов.

       Численный  состав     каждого      комитета      определяется  Государственной  Думой,  но  не  может  быть  менее  25 депутатов палаты.

       Комитет  может для более детального  рассмотрения вопросов,  а также  по основным направлениям  своей   деятельности  образовывать подкомитеты.

       В соответствии  со ст.18 Регламента комитеты  Государственной  Думы: разрабатывают и предварительно  рассматривают законопроекты; организуют  и  проводят  парламентские   слушания;   способствуют проведению  в  жизнь положений Конституции  Российской Федерации и федеральных   законов;   решают   вопросы    организации    своей деятельности;  рассматривают иные вопросы,  относящиеся к ведению Государственной  Думы.

       Порядок  деятельности   комитетов  определяется  Конституцией Российской Федерации,  Регламентом и Законом Российской  Федерации о комитетах палат  Федерального Собрания.

       В соответствии  со ст.  28 Регламента депутатское  объединение в Государственной  Думе,  сформированное на основе  избирательного объединения,     прошедшего    в    Государственную    Думу    по общефедеральному   избирательному    округу    и    одномандатным избирательным  округам именуется фракцией.  Депутаты,  не вошедшие во  фракции,  вправе  образовать  депутатские   группы,   которые обладают  равными  правами.  Депутаты  Государственной  Думы,  не  вошедшие ни в одно из депутатских  объединений при их регистрации,  в дальнейшем могут войти в  любое из них с согласия  его членов.

       Депутат  Государственной Думы вправе  состоять только в  одном  депутатском объединении. В настоящее  время в Государственной Думе  существуют  следующие  фракции   и  депутатские  группы:   Фракция аграрной   партии   России,   Фракция   "Выбор   России",  Фракция демократической  партии  России,  Фракция  политического   движения "Женщины  России",  Фракция  коммунистической  партии  Российской Федерации,  Фракция   либерально-демократической  партии   России, Фракция партии Российского  единства и согласия, Фракция  "ЯБЛоко", Депутатская группа  "Новая  региональная  политика",  Депутатская группа   либерально-демократический   союз  "12  декабря"  (данное  перечисление по понятным причинам  является достаточно условным).

       Ст. 96   Конституции   Российской   Федерации   гласит:  "1. Государственная  Дума избирается сроком на  четыре года. 2. Порядок формирования   Совета   Федерации  и   порядок  выборов  депутатов  Государственной  Думы  устанавливаются   федеральными   законами". Однако  в  заключительных  и  переходных  положениях  Конституции Российской  Федерации  подчеркнуто,  что   Государственная   Дума первого  созыва избирается сроком на  два года.

 

2.Статус депутата Государственной Думы

       Основной функцией   и   содержанием   депутатского   мандата является   представительство.   В  Государственной  Думе  депутат представляет народ.

       Характер депутатского   мандата   определяется  тем,  что  в Конституции признан  принцип  парламентаризма  (ст.94),  а  также отсутствуют  такие институты,  как наказы избирателей депутатам и отзыв депутатов избирателями.

       Таким образом,  мандат депутата - это свободный мандат, т.е. избиратели не могут определять позицию  депутата,  он  жестко  не связан правовыми обязательствами перед своими избирателями.

       Следует отметить особый характер деятельности депутатов: они как  народные  представители осуществляют законодательную власть, их деятельность носит политический характер.  

       В ст.  97  Конституции Российской Федерации закреплен статус депутата:

       "1. Депутатом   Государственной   Думы   может быть  избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

         2. Одно и то же лицо не может одновременно  являться  членом Совета   Федерации и депутатом Государственной Думы.  Депутат Государственной   Думы   не    может    быть    депутатом    иных представительных   органов   государственной   власти  и органов местного самоуправления.

        3.Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной  основе.  Депутаты  Государственной Думы   не   могут находиться   на   государственной   службе,   заниматься   другой оплачиваемой деятельностью,  кроме преподавательской,  научной  и иной творческой деятельности".

       Однако в заключительных и переходных положениях  Конституции Российской  Федерации  указано,  что депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться  членом  Правительства Российской Федерации.

       На депутатов Государственной Думы - членство в Правительстве Российской  Федерации  не  распространяются  положения  настоящей Конституции    о    неприкосновенности    депутатов    в    части ответственности   за  действия  (или  бездействие),  связанные  с выполнением служебных обязанностей.

       В ст.20 Регламента Государственной Думы указано,  что каждый депутат Государственной Думы обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы, причем только в одном.

       В статье    41   ч.3   Регламента   указано,   что   депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. Если депутат не имеет возможности присутствовать на заседаниях,  то он заблаговременно информирует об этом Председателя  Государственной Думы.

       В разделе II "Общий порядок работы  Государственной Думы"  в ст.42 Регламента указано, что выступающий на заседаниях не вправе нарушать правила депутатской этики -  употреблять в своей речи грубые,   оскорбительные   выражения,  наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других  лиц,  допускать необоснованные обвинения,  использовать заведомо ложную информацию,  призывать к незаконным действиям.

       В случае  нарушения  указанных  правил  председательствующий предупреждает  выступающего,  а  в  случае  повторного  нарушения лишает  его  права выступления в течение всего дня заседания.

       На заседаниях   Государственной   Думы    депутаты    вправе участвовать в прениях,  вносить предложения, замечания и поправки по  существу  обсуждаемых  вопросов,  предлагать  кандидатуры   и высказывать   свое   мнение   по  кандидатурам  должностных  лиц, избираемых назначаемых или  утверждаемых  Государственной  Думой, задавать вопросы, давать справки.

Информация о работе Правовой статус/положение Государственной Думы и Государственного Совета