Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:08, контрольная работа
Пятая Государственная Дума или, как ее официально назвали, Дума первого созыва, несла на себе черты переходности.
Во-первых, это переход от советского парламента (конвента) к профессиональному демократическому парламенту как к законодательному и представительному органу власти.
Во-вторых, это переход от неструктурированного аморфного собрания отдельных депутатов к четко структурированному по партийным фракциям парламенту.
В-третьих, это переход от формально двухпалатного парламента к реальному двухпалатному парламенту.
Переходность V Думе придавал также двухлетний срок ее существования, что заставляло депутатов с самого начала думать не только о законотворческой деятельности, сколько о своей судьбе.
I.Введение...........................................................................................................3
II.Основная часть
Глава 1.Состав Государственной Думы...........................................................5
Глава 2.Статус депутата Государственной Думы............................................8
Глава 3.Образование и деятельность Государственного Совета как высшего законосовещательного органа Российской империи.....................18
Глава 4.Реформирование Государственного Совета.....................................25
Глава 5.Роль Государственного Совета в системе центральных органов власти в период деятельности Государственной Думы.................................31
III.Заключение.................................................................................................36
IV.Список используемой литературы...................................................
13.04.94г. в третьем чтении был принят закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации 8 мая 1994 г. за N 3-ФЗ. Между тем в письме Президента России, направленном депутатам Федерального Собрания Российской Федерации, предлагается рассмотреть и принять поправки, которые вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Данный федеральный закон, по мнению Президента России, находится в противоречии с Конституцией Российской Федерации, очевидны юридические недоработки, которые могут справедливо осудить избиратели.
Для рассмотрения поправок внесенных Президентом создана согласительная комиссия.
Этот Федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответственность депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности.
В соответствии с законом депутат Государственная Думы руководствуется Конституцией России, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регламентом палаты, предвыборной программой и своими убеждениями (ст.2 Закона).
Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных ст.4 Федерального закона, а именно: письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; утраты депутатом гражданства России, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; признание депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; смерти депутата; объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу; роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст.ст.111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думы являются: участие в заседаниях Государственной Думы; в совместных собраниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, проводимых в случаях, предусмотренных частью 3 ст.100 Конституции Российской Федерации; участие в работе комитетов и комиссий палаты, согласительных комиссий, создаваемых Государственной Думой; участие в выполнении поручений Государственной Думы и ее органов; участие в парламентских слушаниях; обращение с депутатским запросом; участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп; обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы; работа с избирателями.
В ст.8 Закона указано, что депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.
В целях обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей депутаты Государственной Думы: рассматривают поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствуют в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведут прием граждан; изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации; взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.
Депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России может вносить группа численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы.
Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации (ст.104), федеральными конституционными законами, федеральными законами и регламентом Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, а также комитетом, комиссией данной палаты, членами которых они являются.
Депутаты Государственной Думы вправе присутствовать на всех заседаниях Совета Федерации (ст.12 Закона).
Депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный
палатой, срок (ст.13 части 1 и 4 закона).
Депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства на заседании Государственной Думы (ст.14 ч.1 Закона).
Депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (Ст.15 Закона).
Депутат имеет право на получение и распространение информации. В частности, при обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации, должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию и документацию независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. Депутаты имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации; материалы, представляемые депутатом по поручению палаты, подлежат обязательному опубликованию не позднее семи дней после обращения (ст.16 Закона).
Часть 1 статьи 98 Конституции гласит: "Члены Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей". Личный досмотр не является уголовно-процессуальным действием; согласно законодательству правом производить досмотр обладают работники органов внутренних дел, федеральной службы контрразведки, таможенной службы Российской Федерации. Часть 2 той же статьи рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности, который "решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания".
В ст. 7 Регламента отмечено, что данная процедура проводится на основании заключения Мандатной комиссии решением Государственной Думы, если за это решение проголосовало две трети от общего числа депутатов Государственной Думы".
Под привлечением к уголовной ответственности имеется в виду вынесение следователем постановления о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого (ст.143 УПК). Таким образом, депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.
В ст.18 ч.2 Федерального закона указано, что "неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы".
В связи с осуществлением депутатских полномочий жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения; вместе с тем, органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях гибели депутата и причинения депутату увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, а также ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию (статьи 21 и 22 Закона).
Депутат Государственной Думы: освобождается на срок своих полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы (ст.23 Закона); имеет гарантии трудовых прав: сохранение общего и непрерывного трудового стажа, стажа работы по специальности, предоставление по окончании срока депутатских полномочий прежней или равноценной работы (ст.24 ч. 2, ч.3 Закона); имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское и бытовое обеспечение, служебное и жилое помещение, бесплатный проезд, внеочередное поселение в гостинице и иные права, закрепленные Федеральным законом.
Статья 27 ч.1 Закона указывает на права депутата в случае роспуска Государственной Думы. "В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации депутаты Государственной Думы, кроме депутатов, являющихся членами Правительства Российской Федерации, получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока полномочий депутатов первого созыва, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутатов Государственной Думы распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в частях второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона". Федеральным законом установлена ответственность за невыполнение требований настоящего закона.
За оскорбление депутата, клевету, либо "распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде"; за неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством (статьи 43, 44 настоящего Закона).
Статья 42 закрепляет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за невыполнение законных требований депутата Государственной Думы должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений либо создание им препятствий в осуществлении депутатской деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим законом сроков порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата.
Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г., когда в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты (утверждаемые императором), был создан Государственный совет.
Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 году и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. Инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанский. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.
Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов (Государственный совет просуществовал до 1917 г) 1. Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).
Членами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики. Председательствовал в Государственном совете император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета.
Информация о работе Правовой статус/положение Государственной Думы и Государственного Совета