Правовые и моральные нормы в системе социального регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее системное исследование общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.
Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач, содержание и последовательность которых должна, составить структурную основу работы:
- во-первых, раскрыть понятие морали;
- во-вторых, рассмотреть единство права и морали;
- в-третьих, раскрыть отличительные особенности права и морали;
- в-четвертых, рассмотреть особнности взаимосвязи права и морали;

Файлы: 1 файл

Теория государства и права - Женя (соотношение права и морали)[1].doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Отличительные черты права и морали

 

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право  и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

2. Право и мораль различаются  по методам их обеспечения. Если  право создается государством, то  оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат  принуждения, который следит за  соблюдением правовых норм и  наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права - не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

4. Право и мораль различаются  по характеру и способам их  воздействия на сознание и  поведение людей. Если право регулирует  взаимоотношения между субъектами  с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности1.

5. Право и мораль различаются  по характеру и порядку ответственности  за их нарушение. Противоправные  действия влекут за собой реакцию  государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

6. Право и мораль различаются  по уровню требований, предъявляемых  к поведению человека. Этот уровень  значительно выше у морали, которая  во многих случаях требует  от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.

7. Право и мораль различаются  по сферам действия. Моральное  пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу "свободных и добровольных душевных движений"1.

9. Наконец, у права и  морали различные исторические  судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

 

Глава 2. Взаимосвязь и противоречия между правом и моралью

2.1. Взаимосвязь права и морали

 

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении  права  и  морали. Они  взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга  в  регулировании  общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем,  что   правовые   законы   воплощают   в   себе   принципы   гуманизма, справедливости,  равенства  людей1.   Другими   словами,   законы   правового государства  воплощают  в  себе  высшие  моральные  требования  современного общества.

В  регулировании  общественных  отношений  право   взаимодействует   с моралью. При уяснении содержания  правовых  норм  необходим  не  только  их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества,  но  и выявление взаимосвязей  норм  права  с  принципами  и  нормами  морали,  с нравственным сознанием общества.

Нормы  морали  -  продукт  исторического  развития  человечества.  Они сформировали  в  борьбе  со  злом,  за  утверждение  добра,  человеколюбия, справедливости, счастья людей. На  развитие  морали  оказывают  воздействие социально-политические  отношения,  другие  формы  общественного  сознания.

Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный   прогресс,   возрастание   нравственной   культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные  противоречия.

Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового.

Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Принцип  морали  -  это основные начала, исходные требования, охватывающие  общественную  и  личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде  норм,  регулирующих  поведение людей в определенных жизненных ситуациях.  Нормы  морали  тогда  становятся действенной   основой   нравственного   поведения   человека,   когда   они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения,  сливаются с его чувствами.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и  мораль  как составные  части  культуры  общества  органически  связаны  друг  с  другом.

Правовая   система   государственно-организованного   общества    закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную  культуру населения страны, исходит из того, что нравственная  основа  права  является важной составной величиной общей  регулятивной  потенции  права,  что  право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Величайшую нравственную  ценность  представляют  собой  основные  права человека - юридическое выражение  его  свободы  и  достоинства.  Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья,  ибо права человека по  существу  есть  его  устремление  к  счастью,  признанное законом.

Связь  права  и  морали  находит  выражение  и  в  теории   права,   в интерпретации ряда юридических проблем.  Например,  имеющий  давнюю  историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать,  исходя  из органической взаимосвязи  права и  морали.

В познании  качества  закона  аксиологический  подход  предполагает  в оценке    содержания    закона    применение    категорий    справедливости, гуманности1. Закон может  оказаться  не соответствующим  этим  социально-философским и этическим категориям.  В  этом  случае  закон  не  может  быть признан  подлинным  правом.  Однако,  различая   право   и   закон,   нельзя догматически  противопоставлять  их  друг   другу,   следует   исходить   из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона,  правопорядок  и общественную нравственность.

Таким образом,  право  активно  содействует  утверждению  прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь,  наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности  правового регулирования, одухотворяя действия  и  поступки  участников  правоотношений нравственными идеалами.

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад  жизни  общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры  воспитывают  граждан в духе правового  и  нравственного  сознания.  Активную  роль  в  воспитании нравственной  культуры  личности  играет  положительный  пример   сограждан, способствующий  тому,  что   требования   общественной   морали   становятся убеждением,  составной  частью  самосознания,  жизненной  позиции  человека2.

Вместе с ростом сознательности граждан  возрастает  эффективность  правового регулирования  общественных  отношений,  выполнение  требований  норм  права воспринимается  гражданами  как  долг  перед   обществом   и   государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.

Право в целом соответствует моральным взглядам,  убеждениям  народа.  В жизненных   обстоятельствах   возникают   определенные  противоречия   между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных  социальных  групп, «столкновения» между нормами морали и  права.  В  том  случае,  когда  нормы права  приходят  в  противоречие  с   общественным   мнением,   требованиями нравственности,  долгом  компетентных   государственных   органов   является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.

Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что  между  правом  и   моралью   имеются   противоречия   в   регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических,  международных  отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением  могут  быть  в определении  преступления,  административного  проступка,   мер   уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд  коллизионных  вопросов в  соотношении  права  и  морали  возникает  чаще  всего в регулировании трансплантации  человеческих  органов  и  тканей,  операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других  медицинских операций и способов лечения. Однако  право  и  мораль   хотя   и   являются   двумя   своеобразными, самостоятельными институтами социального регулирования общественных отношений, все же  тесно  взаимодействуют,  но  взаимодействуют  именно  как особые,  суверенные   явления,   каждое   из   которых   при   опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции  и  имеет  свою  особую ценность1.

Рассматривая взаимоотношения права и морали, можно  отметить,  что  все правовое  подлежит  моральным  оценкам,  и  прежде  всего  классификации   в категориях добра и зла.  Такое  оценочное  отношение  – одна  из  форм  связи правовых и моральных систем.  Мораль  выступает  одной  из  сторон  правовых отношений, так как эти  отношения  затрагивают  коренные  интересы  людей  и подлежат не только юридическим но и моральным оценкам2.

Единство  права  и  морали  в  цивилизованном   обществе   сводится   к утверждению  общечеловеческих  ценностей.  Они  должны   способствовать   их становлению и упрочению. И  хотя  реализуется  ими  это  по-разному  (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель.

2.2. Противоречия между правом и моралью

 

Несмотря на тесное взаимодействие норм права и морали, время от времени между ними возможны довольно острые противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Речь идет об отсутствии должной согласованности между этими социальными регуляторами.

Между правом и нравственностью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о порождающих их причинах решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие - влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Противоречия эти устранимы. Эти противоречия преодолеваются, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

И для права, и для нравственности их тесная связь оказывается с течением времени неудобной; обе сферы отношении стремятся к отдалению друг от друга. Отделение права от нравственности вызывается развитием общественной жизни, когда более сложные отношения и более частые столкновения отдельных лиц заставляют позаботиться об установлении более твердых основ юридического оборота.

Обособление нравственности от права обусловливается развитием личности, когда пробудившиеся сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий. Право должно рано или поздно выработать для себя такие формы, которые ставит его в известное противоречие с началом нравственной свободы и способствуют его обособлению от нравственности1.

Первым шагом к этому обособлению является установление правил, точно и подробно определяющих отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу. И нравственность имеет свои законы и свои правила, но эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя нравственному чувству каждого отдельного человека определить подробности и избрать меру исполнения нравственных велений.

Информация о работе Правовые и моральные нормы в системе социального регулирования