Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее системное исследование общих методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.
Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач, содержание и последовательность которых должна, составить структурную основу работы:
- во-первых, раскрыть понятие морали;
- во-вторых, рассмотреть единство права и морали;
- в-третьих, раскрыть отличительные особенности права и морали;
- в-четвертых, рассмотреть особнности взаимосвязи права и морали;
И.А. Ильин был патриотом своей страны, убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства, отстаивал ведущую роль государственных и нравственно-правовых начал в историческом прошлом и будущем России. Именно поэтому политико-правовые идеи И.А. Ильина являются сегодня важной составляющей возрождающегося русского национального самосознания.
Мораль, право и политика образуют область общественных отношений, ограниченную, с одной стороны, сферой пересечения политики и морали, а с другой - зоной правового регулирования. Эта область общественных отношений как раз и создает ту среду, которая прямо влияет на развитие правосознания как в целом, так и на его составные элементы. Наиболее активным элементом правосознания является правовая идеология. Основой правовой идеологии правосознания выступает правовая идея, производная от соответствующего понимания права, что совсем не означает установления Центральное место правовой идеи в среде, создаваемой соотношением политической и правовой систем, а также системы морали; ее роль цели в правовом сознании как организационной системе позволяет избрать правовую идею в качестве критерия рассмотрения трансформации правосознания.
К вопросу соотношения политики, права и морали можно выделить три подхода. Первый подход - прагматический (позитивистский). Его сторонники исходят из необходимости рассматривать соотношение прежде всего права и политики1. Второй - философско-правовой (естественно-правовой, нравственно-правовой). Здесь отдается приоритет изучению взаимодействия права и морали2. Соответственно, третий - комплексный (социолого-правовой), где значение придается соотношению не только политики, права и морали, но и их взаимодействию с экономическими отношениями и с другими элементами системы общества1. Придерживаясь третьего подхода, мы будем исходить из того, что "не политические, правовые, нравственные и иные идеи, взгляды, представления и чувства... оказывают непосредственное воздействие на деятельность людей, а их сплав"2.
Так, первый (прагматический) подход обращает главное внимание на приведение законодательства в соответствие с фактическим состоянием системы распределения и обмена в обществе. Отсюда главная цель права - соответствовать определенным производственным отношениям, то есть быть средством достижения, прежде всего, политических целей. Таким образом, смена политических целей приводит к изменениям правовой реальности, и в частности правосознания. С позиций первого подхода значение имеет рассмотрение связи правового сознания с сознанием политическим, как отражение связи правового регулирования с характером государственной власти. Преувеличение роли такой связи создает возможность не выделять правосознание из политического сознания, что нельзя не определить как крайность. Попытка преодоления такой крайности через придание правосознанию самостоятельного значения однозначно приводит к "сжатию" правосознания. Тогда место правосознания в системе общества определяется узкой зоной между моралью (нравственностью) и правом; при этом право, правосознание и мораль рассматриваются как результат, прежде всего, политического сознания. Но сфера политического регулирования общественных отношений в целом уже сферы правового регулирования. Попытка ограничить более широкое более узким и приводит к "сжатию". В то же время на определенных исторических этапах реальное господство одной политической силы создавало и создает предпосылки для рассмотрения правовых категорий именно в "сжатом" виде. Тем самым прагматический подход обращен в прошлое и настоящее, что достаточно тесно сближает его с существующей правовой культурой российского общества. В этом его сильная сторона. Слабым местом данного подхода является то, что он не способствует активному духовному становлению гражданского общества и правового государства.
Второй (философско-правовой) подход к соотношению политики, права и морали находит внутрисистемную юридическую цель права в объединении внутренних противоречий права в направлении ценности "постижения права как духовного начала, управляющего людьми через их разум посредством рациональных норм"1. Постановка вопроса о цели права в таком виде выдвигает на первый план проблему соотношения права и морали, когда "во взаимосвязи права и морали могут быть найдены наиболее глубокие основания естественного права и отсюда - те существенные стороны миссии позитивного права в обществе, которые относятся к действительной свободе человека". Парадигма морали и права проявляется в том, что "мораль придает священный характер праву", а "при помощи права оказывается возможным распространять... моральные начала, идеалы"2. Таким образом, главная тенденция второго подхода - обращенность в настоящее и будущее.
Таким образом, рассмотрение соотношения права и морали достаточно перспективно. Положительной стороной этого становится обращенность в настоящее и будущее, что в значительной степени сближает его с собственно правом, позволяет увидеть процесс "расширения" права от личностно-субъективного до всеобщего объективного на фоне процесса перехода права в мораль. Попытка комплексного рассмотрения соотношения социально-экономических отношений, политики, права и морали имеет слабые и сильные стороны. Значительное увеличение переменных затрудняет поиск минимакса, увеличивает количество альтернатив. Это приводит к снижению вероятности оптимального выбора. В то же время этот путь ориентирует на необходимость обращения внимания в будущее на основе тенденций, выявленных в прошлом и настоящем.
В заключении проделанной работы можно прийти к ряду выводов о том, что с помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.
Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом - разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.
Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали.
Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.
Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.
Нормативный материал:
1. Конституция Российской
Специальная литература:
2. Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. Русская философия и социология права. 2-е изд. - Ростов н/Д, 2005. – 523 с.
3. Актуальные проблемы теории права / Под ред. А.Г. Гузнова, Е.В. Колесникова. - Уфа, 1995. – 497 с.
4. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. – 673 с.
5. Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1999. – 329 с.
6. Альбов А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX - начала XX века. - СПб.: Лань, 1999. – 578 с.
7. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Том III. Политическая мысль России: вторая половина XIX - XX в. - М.: Юристъ, 1997. – 798 с.
8. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. - М.: Наука, 1974. – 234 с.
9. Евстратенко А.Г. Правовые нормы в системе права // Юрист. 2005. № 2. – С. 23-24.
10. Ильин И.А. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948 - 1954 годов. В 2 т. – М., 1992. Т. 1. – 329 с.
11. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993. – 290 с.
12. Ильин И.А. Общее учение о государстве и праве // Собр. соч. В 10 т. - М., 1994. Т. 4. – 377 с.
13. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. - М., 2006. – 672 с.
14. Ильин И.А. Основы законоведения: общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права. - М., 1975. – 486 с.
15. Комаров С. А. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: ЮРАЙТ,1998. – 416 с.
16. Костин Ю.В. Идеи соотношения государства, права и морали в политико-правовом учении И.А. Ильина // ЭЖ-Юрист. 2009. № 2. – С. 19-23.
17. Кузичев С.В. Нравственность и мораль как основа зарождения организационной культуры в России // Юридический мир. 2009. № 6. - С. 12-14.
18. Лившиц Р.З. Теория права: Учебное пособие. – М., 1994. – 344 с.
19. Лядов А.О. Методологические проблемы историко-правовой науки // Юридическое образование и наука. 2003. № 3. - С. 27-29.
20. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. - М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1999. – 289 с.
21. Персинг Р.М. Исследование морали. - М.: Лавка Языков, 2001. – 218 с.
22. Ревина И.В. Исторический очерк становления этики как науки о морали // Современное право. 2009. № 11. – С. 21-24.
23. Соловьев Э.Ю. Кант И.: взаимодополнительность морали и права. - М., 1992. – 411 с.
24. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2001. – 536 с.
25. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 676 с.
26. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. – 330 с.
27. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. - М.: Мысль, 1968. – 395 с.
28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М: Интерстиль, 2000. – 486 с.
29. Чернышев Г. Где мораль становится правом // Журнал российского права. 2008. № 10. – С. 11-13.
30. Щегорцев В.А. Социология правосознания. – М.: Мысль, 1981. – 312 с.
31. Яковлева П. Правовые нормы современности // Государство и право. 2004. № 11. – С. 65-67.
1 Актуальные проблемы теории права / Под ред. А.Г. Гузнова, Е.В. Колесникова. - Уфа, 1995. – С. 325.
1 Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1999. - С. 189.
1 Комаров С. А. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: ЮРАЙТ,1998. – С. 264.
2 Яковлева П. Правовые нормы современности // Государство и право. 2004. № 11. – С. 65-67.
1 Кузичев С.В. Нравственность и мораль как основа зарождения организационной культуры в России // Юридический мир. 2009. № 6. - С. 12-14.
1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. – С. 389.
1 Персинг Р.М. Исследование морали. - М.: Лавка Языков, 2001. – С. 54.
1 Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993. – С. 178.
1 Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. - М.: Наука, 1974. - С. 190.
1 Ревина И.В. Исторический очерк становления этики как науки о морали // Современное право. 2009. № 11. – С. 21-24.
2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М: Интерстиль, 2000. - С. 200-201.
1 Соловьев Э. Ю. Кант И.: взаимодополнительность морали и права. - М., 1992. - С. 210.
2 Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2001. – С. 304.
1 Чернышев Г. Где мораль становится правом // Журнал российского права. 2008. № 10. – С. 11-13.
1 Евстратенко А.Г. Правовые нормы в системе права // Юрист. 2005. № 2. – С. 23-24.
1 Лившиц Р.З. Теория права: Учебное пособие. – М., 1994. – С. 203.
1 Антология мировой политической мысли. В 5 т. Том III. Политическая мысль России: вторая половина XIX - XX в. - М.: Юристъ, 1997. - С. 663.
2 Ильин И.А. Общее учение о государстве и праве // Собр. соч. В 10 т. - М., 1994. Т. 4. - С. 136.
3 Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. Русская философия и социология права. 2-е изд. - Ростов н/Д, 2005. - С. 349-350.
1 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. - М.: Хранитель, 2006. - С. 85.
2 Костин Ю.В. Идеи соотношения государства, права и морали в политико-правовом учении И.А. Ильина // ЭЖ-Юрист. 2009. № 2. – С. 19-23.
1 Ильин И.А. Основы законоведения: общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права. - М., 1975. - С. 77.
1 Альбов А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX - начала XX века. - СПб.: Лань, 1999. - С. 206-207.
2 Ильин И.А. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948 - 1954 годов. В 2 т. – М., 1992. Т. 1. - С. 123.
1 Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. - М.: Мысль, 1968. - С. 257.
2 Щегорцев В.А. Социология правосознания. – М.: Мысль, 1981. - С. 28.
1 Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. - С. 17.
2 Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. - М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1999. - С. 93.
1 Лядов А.О. Методологические проблемы историко-правовой науки // Юридическое образование и наука. 2003. № 3. - С. 27-29.
2 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - С. 506.
Информация о работе Правовые и моральные нормы в системе социального регулирования