Правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование основных правовых систем современности.
В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
-изучить правовую систему, как категорию теории государства и права;
-рассмотреть классификацию основных правовых систем мира;

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………….2
2. Понятие правовой системы………………………………….3
3.Классификация ……………………………………………….6
4. Основные правовые системы современности…………..….8
4.1. Англосаксонская правовая система……………………...8
4.2. Романо-германская правовая система…………………...15
4.3. Правовая семья религиозного права…………...………..19
4.3.1 Мусульманская правовая система………………………..19
4.3.2. Иудейское право как разновидность религиозного права…25
5.4. Правовая система обычного традиционного прав….29
Заключение
Список использованной литератур

Файлы: 1 файл

курсовая тгп лахтионов.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Судебная инстанция не может отказаться от созданного ранее  прецедента, который подлежит изменению  лишь вышестоящей инстанцией или  парламентским актом. Однако поскольку  полное совпадение обстоятельств разных дел случается не так часто, от чего зависит применение той или  другой прецедентной нормы. Судья вправе констатировать совпадение обстоятельств  и тогда, когда они, на первый взгляд, различаются. Наконец, он вообще может  не найти никакого сходства обстоятельств, и, если вопрос не регламентирован статутным  правом, сам создает правовую норму, становится как бы законодателем. Таким образом, пределы усмотрения судьи в английском праве вправе весьма значительны и во многом предопределяют результаты рассмотрения дел.

Большое значение наряду с  судебной практикой придается в  английской правовой системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные  акты, принятые во исполнение закона), причем его роль в последнее время  существенно возрастает. Это обусловлено  в первую очередь потребностями  развития международного экономического и иного сотрудничества. Имеет  значение и вступление Великобритании в Европейское экономическое  сообщество.

В Англии нет писаной конституции. То, что обычно англичане называют конституцией, — это комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивающих права и свободы  личности.

Закон по классической английской доктрине играет в правовой системе  второстепенную роль, ограничиваясь  лишь внесением корректив или  дополнений в судебную практику. Однако в наше время закон и основанные на нем подзаконные акты не могут  считаться второстепенными: они  фактически играют такую же роль, как  и аналогичные источники на европейском  континенте.

Таким образом, английский суд  обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Что касается делегированного законодательства и простых исполнительных актов, то суд официально имеет право  их отмены.

Правовая система  США.

Провозглашение независимости  выдвинуло на первый план идею создания самостоятельного американского права, порывающего со своим “английским  прошлым”. Принятие федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, явилось первым и  важным шагом на этом пути. В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы, запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости. Однако восприятия принципов  континентальной правовой системы  в праве США не произошло. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа. Законы большинства штатов прямо  оговорили, что общее право является действующим. В целом в США  сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным при приоритете прецедента.

Как для английского, так  и для американского юриста право  — это прежде всего судебная практика, а нормы закона входят в систему права лишь после того, как неоднократно будут применены и истолкованы судьями. В американских судах обычно ссылаются не на законы, а на судебные решения, где они применены.

Одно из весьма существенных различий между английским и американским правом связано с федеральной  структурой США. Компетенция штатов довольно значительна, и в ее пределах они создают свое законодательство и массив прецедентов. По сути в США существует 51 система права: пятьдесят — в штатах и одна федеральная. При этом, как ни значимо федеральное право, граждане и юристы пользуются в первую очередь правом штатов.

Суды каждого штата  осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга и поэтому совершенно необязательно, чтобы решения, принятые судами одного штата, соответствовали  решениям судов других штатов. Нередки  случаи, когда суды разных штатов принимают  по аналогичным делам несовпадающие, а иногда и прямо противоположные  решения.

Весьма различно также  и законодательство штатов. Так, в  одних установлен режим общности имущества супругов, в других —  раздельности, различны основания разводов, меры уголовного наказания за одно и то же деяние и т.д. Все это  делает правовую систему США очень  сложной и запутанной.

Еще одно отличие права  США от английского — это контроль судов над конституционностью законов, то есть Верховный суд США, Верховные  суды штатов могут признать соответственно тот или иной федеральный закон  либо закон штата неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США.

Законодательство в правовой системе США имеет больший  удельный вес и более значимо, чем статутное право Англии. Это  связано прежде всего с наличием целой системы конституций: федеральной, существующей уже более двухсот лет, во многом устаревшей, но все же играющей значительную роль, и разных по возрасту конституций штатов. Кроме того, штаты обладают широкой законодательной компетенцией и активно используют ее. В каждом штате имеется значительный по объему массив своего законодательства.

В законодательстве США встречается  и немало кодексов, которых не знает  английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в двадцати пяти штатах — гражданско-процессуальные, во всех штатах — уголовные, в некоторых  — уголовно-процессуальные. За исключением  Луизианы, где действуют кодексы  романского типа, во всех остальных  штатах кодексы отнюдь не напоминают европейские. Законодатель стремится  в первую очередь воспроизвести  в них прежние нормы, созданные  судебной практикой, консолидировать  прецеденты, а не создать какие-либо новые нормы.

Постоянно возрастающее число  законов в США все более  остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования и применения. Существует ряд сборников, официальных и  частных, охватывающих федеральное  законодательство или законодательство штатов. Имеется, например, так называемый Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное собрание действующих законов федераций.

 

 

 

4.2. Романо-германская правовая  система

История создания романо-германской (континентальной) семьи

К романо-германской семье  относятся правовые системы, возникшие  первоначально в континентальной  Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных  правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом  его эволюции и приспособления к  новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит  закону и в первую очередь кодексу.

Романо-германская правовая семья, существовавшая первоначально  в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую  Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию. 9Этот процесс объясняется как колонизаторской деятельностью многих европейских стран, так и высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

История создания и развития континентальной правовой семьи  довольно длительна. Она сложилась  на основе изучения римского права  в итальянских, французских и  германских университетах, создавших  в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана  общую для многих европейских  стран юридическую науку.

Постепенно основные нормы  римского права начинают восприниматься законодателем. В условиях господства в феодальной Европе натурального хозяйства, отсутствия товарного производства и рынка не было нужды в такого рода нормах. Однако по мере роста капиталистических отношений, развития товарного обмена тщательно разработанное римское право, рассчитанное на общество, где доминирует частная собственность, все больше использовалось нарождающейся буржуазией.

Буржуазные революции  коренным образом изменили природу  права, отменили феодальные юридические  институты, превратили закон в основной источник романо-германского права.

Романо-германское право (национальные правовые системы Франции, ФРГ, Италии, Испании и др.) — семья правовых систем, характеризуемая таким высоким  уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных актов законодательных  или иных правотворческих органов  и выражен в абстрактно формулируемых  нормах, в формировании логически  завершенной структурно замкнутой (“закрытой”) нормативной системы. В соответствии с этим правовые системы  данной группы имеют облик нормативно-законодательных  и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где право выступает  преимущественно в виде “закона”.

Общая характеристика современного континентального права

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.

 Среди источников романо-германского  права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов,  административных циркуляров, декретов  министров и др. В них формируются  нормы, принятые во исполнение  законов. Кроме того, в случае  необходимости административные  органы осуществляют самостоятельную  регламентацию отношений; для  ее осуществления законодатель  предоставляет им соответствующие  полномочия (делегированное законодательство).

Таким образом, право стран  романо-германской семьи характеризуется  единой схемой иерархической системы  источников права. Что касается обычая, то за редкими исключениями он потерял  характер самостоятельного источника  права.

Определенное, хотя и довольно скромное значение придается в континентальном  праве судебной практике. Право включает в себя не только правовые нормы, сформулированные законодателем, но и их толкование судьями. Французский исследователь правовых систем современности Р. Давид говорит  о так называемых “вторичных правовых нормах”10, создаваемых судьями, о том что содержание положений закона истолковывается в том смысле, который в наибольшей степени отвечает требованиям справедливости в момент применения закона . Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права, которые также могут быть в определенных условиях основанием для решения дел.

С развитием интернациональных  связей большое значение для систем права отдельных стран приобретает  международное право. В некоторых  государствах международным договорам  придается большая юридическая  сила, чем внутренним законам. Конституция  ФРГ 1949 г., например, устанавливает, что  “общие нормы международного права” имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают  права и обязанности для жителей  федеральной территории 11.

Во всех странах романо-германской семьи признается деление права  на публичное и частное. Такое  деление в определенной степени  потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но тем не менее все еще остается важной характеристикой структуры современных национальных правовых систем. В общем виде к публичному праву относятся отрасли и институты, определяющие статус и порядок деятельности государственных органов, и отношения индивида с государством, а к частному — отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов и юридических лиц (организаций, предприятий, фирм, кооперативов и др.) как равноправных партнеров. Обычно к публичному праву относят такие отрасли, как конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, международное публичное. Частное право состоит из отраслей: собственно гражданское, включающее в себя и семейное, торговое, авторское, международное частное.

Некоторые отрасли доктрина права относит к так называемым “смешанным правам”, где нормы публичного и частного права тесно переплетаются. Это трудовое, сельскохозяйственное, морское, воздушное и некоторые  другие отрасли.

Стирание в современный  период границы между публичным  и частным правом связано в  первую очередь с усилением государственного вмешательства в сферу экономики.

Внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую, опирающуюся в  первую очередь на право Франции  и включающую в себя также правовые системы Бельгии, Люксембурга, Голландии, Италии, Португалии, Испании, и германскую, объединяющую наряду с ФРГ правовые системы Австрии, Швейцарии и  некоторых других стран.

 

 

3.3. Правовая семья религиозного права

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается  как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые (построенные на обычном  праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право)». 12

3.3.1. Мусульманская правовая семья

Исторические корни мусульманского права.

Как система норм, выражающих в религиозной форме волю феодально-религиозной  знати, поддерживаемых теократическим мусульманским государством, мусульманское  право в своей основе сложилось  в эпоху становления феодального  общества в Арабском халифате в VII-X вв. и базируется на исламе.

В соответствии с догмами  ислама, действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система  берет свое начало в Коране и считается  плодом божественных установлений, а  не продуктом человеческого разума и социальных условий. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться  этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий  и обстоятельств. Правда, мусульманская  правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении  и толковании, на что ушли века кропотливой  работы мусульманских юристов. Но эти  усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к  практическому использованию.

Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском  праве. Теоретически только Аллах имеет  законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.

Информация о работе Правовые системы современности